Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Деятельность работающих в РФ иностранных аналитических компаний, которые изучают предпочтения людей и состояние самых разных сфер экономики, уже в ближайшем будущем может серьезно ограничена. Произойдет это в случае принятия законопроекта, внесенного в Госдуму 31 июля. Документ предусматривает, что 80% капитала фирм-консалтеров должны принадлежать российским юрлицам, а полученные данные следует обрабатывать только на территории нашей страны. При этом им запретят публиковать недостоверные и дискредитирующие РФ данные, говорится в пояснительной записке. Как отмечают авторы инициативы, под видом маркетинговой информации могут агрегироваться личные данные россиян, а зачастую — и информация, представляющая интерес для спецслужб, с помощью которой можно легко управлять людьми. В том, что изменит новый закон, разбирались «Известия».

Кто есть кто

Не менее 80% акционерного капитала компаний, занимающихся в РФ исследованиями рынков, должны принадлежать российским собственникам — это следует из проекта поправок в закон «Об основах государственного регулирования торговой̆ деятельности в РФ», внесенных в Госдуму группой депутатов. «Обработка полученных в результате исследования данных, их систематизация, анализ и хранение должны производиться на технических средствах, размещенных на территории Российской Федерации», — требует пояснительная записка к документу. Также в ней указано, что консалтеры не могут исполнять решения недружественных государств о введении ограничительных мер в отношении РФ и не имеют права манипулировать данными, публиковать и использовать заведомо недостоверную информацию.

Ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Смотрите, как интересно получается: после начала СВО из России демонстративно уходят всякие Disney и McDonald's, зато продолжают работать иностранные аналитические компании Ipsos, GfK и Nielsen. Они собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают наши настроения, финансовые возможности, данные о здоровье, — считает один из авторов законопроекта, депутат Антон Горелкин. — Как используется собранная информация, нам неизвестно. Не исключаю, что она превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций.

После принятия поправок исследовательская компания должна будет внести данные о себе в специальный перечень Федеральной антимонопольной службы. Решение о структуре собственности фирмы-консалтера будет принимать специальная комиссия, а если необходимые сведения не будут предоставлены, доли в уставном капитале такой структуры могут быть принудительно проданы по решению суда, говорится в законопроекте.

К исследованиям структуры рынка потребления не будут относиться те, что проведены по заказу государственных и муниципальных органов, уточняет законопроект. Это же касается исследований на основе данных, содержащихся в государственных информационных системах, носящих научный, информационный и публицистический характер, отмечено в материалах ГД.

Аналитика
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Антон Горелкин надеется, что законопроект нижняя палата парламента примет уже в осеннюю сессию.

Европейский нестандарт

Схожая ситуация ранее сложилась вокруг аудиторских компаний, напоминает еще один соавтор законопроекта, депутат Дмитрий Гусев.

— То есть они знают, что люди покупают и какого качества, что люди смотрят. Это фактически как доступ к Google-данным: видно, какие у людей предпочтения, когда и что они делают. Зная это, людьми очень просто можно управлять, — сказал «Известиям» парламентарий.

Примеры, когда участие в капитале российских мониторинговых компаний ограничивали, есть. Например, в 2016 году Госдума приняла закон, обязывающий рекламодателей заключать договоры с единым измерителем, выбранным Роскомнадзором. Право заниматься измерениями телеаудитории в РФ получили только компании, имеющие 80% российского участия. В итоге британская компания Kantar Media была вынуждена продать 80% TNS Russia (предшественник Mediascope) российской «ВЦИОМ-Медиа».

— В целом для нас ограничения по участию иностранных компаний в уставном капитале действуют еще с 2016 года как для уполномоченной организации, — подтвердили «Известиям» в Mediascope.

Компьютер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Надо отметить, что другие консалтинговые компании, действующие в России, зачастую вообще не имеют российских акционеров. Например, упомянутая Антоном Горелкиным «ГфК-Русь», по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит австрийской GfK Austria GmbH. А вот ООО «Ипсос Комкон» полностью принадлежит французской Ipsos.

«Известия» направили запрос в упомянутые авторами законопроекта консалтинговые компании и другие структуры такого рода с западным капиталом, работающие в РФ.

Бесценные данные

— Зарубежные компании должны быть лишены возможности собирать наши данные. Нужно соблюдать установленные законом требования к обработке личных данных, — считает еще один соавтор законопроекта, депутат ГД Олег Леонов.

Разнообразные исследовательские компании постоянно по заданию и по контрактам с западными фирмами занимаются сбором информации под соусом «маркетинговых исследований рынка», причем применяют какие-то собственные методы — зачастую это открытые, а может быть, и не совсем открытые источники, рассуждает разработчик документа, парламентарий Олег Матвейчев. По его словам, они собирают данные по нашим отраслям, в том числе ВПК, по различным рынкам, из которых косвенно всегда можно сделать вывод и извлечь информацию, в том числе военного и разведывательного характера.

Провода
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Не всегда можно узнать, конечно, сколько пушек и снарядов произведено, но зато можно вычислить, сколько и какого металла было поставлено по железным дорогам, на какие заводы металлы доставлены, какой марки и так далее, — привел пример Олег Матвейчев.

Нельзя допускать у себя на территории работу такой широкой расследовательной сети, добавляет он.

— Поэтому мы и хотим, чтобы на этом рынке работали российские компании, компании с российским капиталом, с российским управлением, — заявил депутат.

Хотелось бы, чтобы регулирование исключило из участия в рынке компании-однодневки и тех, кто выпускает исследования время от времени, говорит гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

— По поводу прозрачности их исследований есть вопросы: странно, когда компания, занимающаяся, к примеру, IT, выпускает отчет про авиапром, — рассуждает он.

По мнению Дениса Кускова, вопросы есть к консалтерам, анализирующим не только товарные рынки, но и медиабизнес. Зачастую они делают противоречивые и неоднозначные выводы, касающиеся заведомо непрозрачных рынков, например, онлайн-кинотеатров.

Мужчина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Я думаю, что нам нужны правила игры, регламентирующие, как компании собирают данные, как они могут их обрабатывать и обезличивать эти данные, насколько эти данные можно восстановить, — считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Важно то, что конкретно будет прописано в техническом регламенте и как он будет применяться, заключает он.

— Мы идем, хоть и очень медленно, по пути внедрения отдельных норм GDPR (принятый в Европе регламент по защите персональных данных. — «Известия»). Так, GDPR достаточно жестко регулирует исследование маркетинговой информации (рынка потребления) в целях повышения эффективности рекламы, увеличения среднего чека, предложения новых товаров и услуг, а также создания дополнительной лидогенерации, — отмечает руководитель департамента информационно-аналитических исследований T.Hunter Игорь Бедеров.

Связано это с тем, что передача и обработка такой информации часто допускается с нарушением законодательства о персональных данных, говорит эксперт. Кроме того, GDPR оперирует не только фактом произошедшей утечки, а наличием возможности этой утечки. В предложенном законопроекте видны, с одной стороны, попытки начать регулировать этот рынок, а с другой — ограничить доступ к данным, циркулирующим в нем, для западных компаний.

Читайте также
Прямой эфир