Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Сотрудники МЧС потушили пожар на 450 кв. м на АЗС в Грозном
Мир
Финская полиция обнаружила след от якоря вблизи кабеля EstLink 2
Мир
В США раскрыли подробности нового пакета помощи Украине
Мир
Британский политик Кертен заявил, что Россия не враг Лондону
Мир
Казахстан направил черные ящики упавшего в Актау самолета в Бразилию
Экономика
Курс доллара на рынке Forex вырос почти до 112 рублей
Общество
Путин отметил госнаградами многодетных матерей и семьи из 19 регионов РФ
Происшествия
Трое молодых людей сожгли венок на Вечном огне в Подмосковье
Мир
В Болгарии протестующие из-за отсутствия электроэнергии перекрыли движение
Спорт
Путин учредил президентские стипендии для спортсменов и тренеров
Мир
Во Франции фермеров призвали заблокировать Париж 5 января
Армия
Истребители Су-35С выполнили прикрытие экипажей ВКС в курском приграничье
Мир
Маск назвал Зеленского чемпионом всех времен за «величайшее ограбление США»
Общество
Умер чемпион мира по биатлону Геннадий Ковалев
Армия
Россия вернула из украинского плена 150 военных
Мир
Польша построит дорогу к границе РФ для возможной переброски войск
Мир
Умер обладатель Кубка Америки и экс-футболист «Барселоны» Уго Сотиль
Мир
В Германии призвали ограничить влияние соцсети X в Европе из-за комментариев Маска
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минфин работает над созданием единого реестра должников федерального бюджета, рассказали «Известиям» в ведомстве. Он призван помочь госорганам оценивать надежность контрагентов на этапе заключения договоров. В Счетной палате заявили «Известиям», что в марте–апреле протестировали ресурс. Работу над ним планируется закончить в 2027 году. Функционал позволит повысить прозрачность процесса госзакупок и понять, что и в какие сроки можно вернуть в казну.

Поставить на учет

Дебиторская задолженность перед бюджетом возникает у ведомств при заказе работ или товаров и погашается при исполнении обязательства или при взыскании денег, если обязательство сорвано.

В конце 2021 года Счетная палата (СП) предложила создать единый реестр должников госказны, в который войдут и заказчики работ, и их исполнители. Он должен повысить качество учета, поскольку позволит главным администраторам доходов бюджета (ГАДБ — в их число входят, в частности, все ведомства, федеральные службы и агентства, ЦБ) оценивать надежность контрагентов на этапе заключения соглашений и договоров, подчеркивали тогда в СП. Исполнители госконтрактов при этом получат мотивацию выплачивать долги в срок.

счетная палата
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Работа по созданию единого реестра должников федерального бюджета уже ведется, заявили «Известиям» в Минфине. Там уточнили: в пилотном режиме реестр формируется в рамках централизованного учета.

При этом министерство с 2021 года предпринимает действия, направленные на системное повышение качества работы с дебиторской задолженностью, добавили там.

В январе 2023-го руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко утвердил дорожную карту по созданию единого информационного пространства о состоянии дебиторки по неналоговым доходам, сообщили «Известиям» в Счетной палате. Это необходимо для дальнейшего формирования электронного реестра должников казны. Срок исполнения мероприятий — 2027 год, подчеркнули в СП.

Для реализации проекта Минфин собрал рабочую группу из представителей Федерального казначейства и главных администраторов доходов бюджета — они создают макет реестра, добавили в СП. В марте–апреле Счетная палата протестировала его функциональность, с учетом замечаний и предложений Минфин и казначейство дорабатывают ресурс.

— Разработка ресурса по контролю за работой с дебиторской задолженностью позволит главным администраторам доходов уделять более пристальное внимание вопросу, затрачивая меньшие трудовые и временные ресурсы, — отметили в СП.

«Известия» направили запрос в Федеральное казначейство.

виды москвы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В 2022 году дебиторская задолженность федеральных органов по расходам увеличилась на 53,3%, или на 3,3 трлн рублей, достигнув 9,4 трлн — это рекорд по крайней мере с 2013-го. Такие данные приводятся в заключении СП об исполнении закона о бюджете 2022-го. Как отмечают аудиторы, рост этого показателя с 2019 года происходит с ежегодным ускорением (в 2019-м — 6,4%, в 2020-м — 18,2%, в 2021-м — 28,5%).

Рост задолженности наблюдается по госконтрактам, условиями которых предусмотрены авансовые платежи от 50 до 90% их суммы, а также по безвозмездным предоплатам юрлицам, говорится в документе СП. В марте 2022-го кабмин на фоне санкций разрешил участникам госзакупок получать аванс до 90% цены контракта вместо обычных 30%. В этом же году правительство распорядилось о 50% цены против 30%.

Как отмечает СП, на 1 января 2023-го по объему дебиторки по выданным авансам лидируют Минпромторг (228,5 млрд), Минтранс (204,3 млрд), Минстрой (183,7 млрд), Минздрав (147,3 млрд), Росавтодор (137,3 млрд).

Повысить прозрачность

Создание единого реестра — логичное решение, оно необходимо для упорядочения процесса управления дебиторской задолженностью и ее взыскания, если она просрочена, отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По ее словам, у правительства не будет проблем при его создании, так как значительная часть долга приходится на ведомства и госкорпорации.

Несмотря на то что задолженность удастся снизить не сразу, единый реестр позволит понять, что действительно можно вернуть в бюджет и в какие сроки, а что придется списать. Рост объемов дебиторки изменяет баланс исполнения казны, — отметила старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Тищенко.

Увеличение долга перед бюджетом оказывает негативное влияние на российскую экономику, особенно в условиях дефицита казны, поэтому реестр необходим, подчеркнула доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко. Однако следует обозначить, с какой суммы и срока неуплаты должники будут включены в соответствующие списки — нужны четкие критерии также по выходу из реестра, уверена эксперт.

стройка недвижимость
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Большие объемы просроченных долгов находятся на подрядчиках министерств, выполняющих госзаказ, например, по строительству. Именно для того, чтобы процесс госзакупок был более прозрачным, нужен реестр, — объяснила Наталья Мильчакова.

Однако такой вопрос может решаться и другими способами, продолжила она. После 2025-го в обращение должен быть запущен государственный цифровой рубль. Вероятно, через два-три года после этого госзакупки нужно будет переводить на оплату только в электронной валюте, полагает она. При этом технология блокчейна позволит точно отследить путь цифрового рубля — кто заплатил, куда пошли деньги, когда вернулись в бюджет. Таким образом, по словам эксперта, цифровизация и современные финансовые технологии помогут сделать этот процесс более прозрачным.

По закону о бюджете доходы казны в 2023 году запланированы в размере 26,1 трлн, расходы — 29,6 трлн, соответственно, дефицит составит 2,9 трлн. По предварительным данным Минфина, недостача в июне составила 2,6 трлн.

Читайте также
Прямой эфир