Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Мир
В конгрессе потребовали от Байдена объяснения задержкам поставок оружия Израилю
Мир
США в одностороннем порядке на год продлили санкции против Сирии
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
Президент Северной Македонии признал поражение на президентских выборах
Мир
Американские конгрессмены проголосовали против отстранения спикера Джонсона
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Происшествия
В оперштабе Краснодарского края сообщили об атаках ВСУ на нефтебазу под Анапой
Мир
Конгрессвумен Грин попыталась инициировать голосование по отставке Джонсона
Армия
Артиллеристы уничтожили расчеты БПЛА ВСУ гаубицами Д-30 в приграничном районе
Мир
Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина и россиян с Днем Победы
Общество
Парад Победы на Камчатке открыл начало празднований Дня Победы в России
Общество
Синоптики предупредили москвичей о холодной погоде и порывистом ветре 9 мая
Мир
Байден заявил о прекращении поставки снарядов Израилю в случае вторжения в Рафах
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Дело тонкое

Экс-посол РФ в Тегеране Александр Марьясов — о том, как потепление между Ираном и Саудовской Аравией отражается на регионе и кому это не нравится
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последние дни в СМИ активно обсуждается заявление главы ВМС Ирана контр-адмирала Шахрама Ирани, который сообщил, что его страна, Саудовская Аравия и другие государства региона намерены сформировать коалицию для обеспечения морской безопасности в северной акватории Индийского океана.

В целом нормализация отношений между Исламской Республикой Иран и Королевством Саудовская Аравия создает благоприятные условия для снятия напряженности в регионе и разрешения конфликтных ситуаций, стимулирует процессы экономического развития ближневосточных стран и их интеграцию в глобальную и быстро меняющуюся мирохозяйственную систему. Однако сохраняющиеся религиозные и политические разногласия между ИРИ и Саудовской Аравией могут быть использованы США и Израилем, враждебно настроенными в отношении Ирана, для осложнения и даже срыва процесса потепления между двумя государствами.

В марте этого года Иран и Саудовская Аравия объявили о восстановлении дипломатических отношений, которые были разорваны в 2016-м после казни в Эр-Рияде видного шиитского проповедника Нимра аль-Нимра и последующего штурма саудовского посольства в Тегеране.

Обе страны, соперничающие за лидерство в исламском мире и в регионе в частности, и до этого находились в напряженных отношениях. Саудовское королевство беспокоила активная деятельность сформированных и финансируемых Тегераном шиитских группировок по продвижению иранских интересов в Ираке, Сирии, Ливане и особенно поддержка им йеменских хуситов в вооруженной борьбе с центральным правительством, на стороне которого выступали Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива. Иран, в свою очередь, опасался тесных связей и серьезной зависимости Эр-Рияда от США, экзистенционального противника иранского режима.

Начиная с 2021 года ряд арабских стран, в первую очередь Оман и Ирак, предпринимал попытки вывести иранцев и саудитов на нормализацию отношений, правда, без особого успеха.

Ситуация изменилась, когда к миротворческим усилиям подключился Китай, который становится важным торгово-экономическим и политическим партнером Ирана, но также заинтересован и в развитии более тесных экономических связей с Саудовской Аравией — крупнейшей нефтедобывающей страной мира. По замыслу Пекина, раздвигающего горизонты своего международного влияния, его миротворческие усилия по снятию напряженности в ирано-саудовских отношениях будут способствовать укреплению как экономических, так и геополитических позиций КНР на Ближнем Востоке, особенно в условиях ослабления здесь влияния США.

Предпосылки для активизации переговорного процесса между Тегераном и Эр-Риядом подготовили визит председателя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию в декабре 2022-го и поездку президента ИРИ Ибрахима Раиси в КНР в феврале этого года. Вслед за этим в Пекине при посредничестве китайской стороны начались переговоры между иранской и саудовской делегациями, которые завершились в начале марта. Стороны договорились восстановить дипломатические отношения, возобновить действие Договора о безопасности от 2001 года и соглашения о сотрудничестве в области торговли, экономики, культуры, науки и техники от 1998-го.

По информации осведомленных источников, стороны достигли важных договоренностей по вопросам обеспечения взаимной безопасности. В частности, Эр-Рияд обязался не поддерживать деятельность организаций и группировок, которые Тегеран считает террористическими, а также не финансировать зарубежные СМИ, разжигающие протестные настроения в Иране. Тегеран согласился не допускать действий подконтрольных ей группировок по дестабилизации обстановки в Саудовской Аравии. Стороны также договорились содействовать мирному разрешению конфликтных ситуаций в регионе, включая противостояние в Йемене.

Нормализация ирано-саудовских отношений, безусловно, оздоровит общую ситуацию на Ближнем Востоке, и от нее выиграют обе стороны. Выполнение достигнутых договоренностей поможет Ирану облегчить санкционное давление Запада и ослабить международную изоляцию. Будет нанесен удар по американо-израильским попыткам выстроить антииранский блок с участием арабских государств. Снизится вероятность вооруженного конфликта с Ираном.

В Саудовской Аравии будут созданы благоприятные условия для реализации задуманного наследным принцем Мухаммедом Бен Сальманом масштабного амбициозного плана социально-экономического развития королевства в рамках концепции «Vision 2030» c целью превращения королевства в крупнейший региональный торгово-экономический, финансовый, логистический и культурный центр, органически вписывающийся в меняющуюся глобальную хозяйственную систему и формирующийся многополярный мир.

Что касается Пекина, приложившего максимум усилий для нормализации отношений между исламской республикой и саудовским королевством, то он еще больше укрепит имидж миротворца и, самое главное, обеспечит благоприятные условия для своей торгово-экономической экспансии на Ближнем Востоке, реализации масштабного многовекторного проекта «Один пояс — один путь» и закрепления на важных нефтегазовых рынках.

Миротворческие действия Китая, его стремление развивать дружественные отношения со всеми странами региона без различного рода фобий и исключений выгодно отличаются от всё более компрометирующей себя в глазах исламского мира американской политики давления, шантажа и военных угроз. Предлагаемая Пекином мирная альтернатива грубому американскому экспансионизму всё больше импонирует ближневосточным странам и ведет к усилению политического веса и влияния КНР в регионе.

Вместе с тем понятно, что США и Израиль не смирятся с потерей стратегической инициативы и будут всячески тормозить процесс стабилизации в регионе. Вашингтон продолжает сохранять здесь свое военное присутствие и связал договорными обязательствами многие страны Ближнего Востока. Израиль, судя по всему, также не оставит попыток настраивать арабские страны против Ирана, шантажировать их иранской «ядерной угрозой». К тому же, несмотря на достигнутые соглашения, между Ираном и Саудовской Аравией продолжают сохраняться серьезные конфессиональные и политические разногласия, которые могут быть использованы Штатами и Израилем для срыва процесса нормализации в регионе.

Автор — эксперт клуба «Валдай», чрезвычайный и полномочный посол России в Иране (20012005), чрезвычайный и полномочный посол России в Таиланде и постоянный представитель при ЭСКАТО (2010–2014)

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир