Летнее обострение: возможен ли компромисс между Белградом и Приштиной
Президент Сербии Александр Вучич 30 мая встретился с послами Великобритании, США, Германии, Италии, Франции — так называемой Квинтой — и раскритиковал международное сообщество за отношение к односторонним действиям Приштины, которые привели к столкновению на севере Косово и Метохии между силами косовской полиции и сербами. Провел Вучич встречи и с послами Китая и России, что, как сказал «Известиям» сербский депутат Милош Банджур, можно расценивать как символический шаг, показывающий, что у Белграда есть серьезные сторонники. Тем не менее ситуация далека от урегулирования и стороны пока не проявляют склонности к компромиссу. Куда может завести обострение — в материале «Известий».
«У нас тоже есть союзники»
Ситуация в северной части Косово, где с 26 мая длится противостояние между сербским большинством и косовской полицией, которая действует при поддержке сил НАТО для Косово (KFOR), остается напряженной. Акции протеста сербского населения обернулись столкновениями с KFOR 29 мая.
Белград сообщил, что во время потасовок 52 серба обратились за медицинской помощью в Косовска-Митровице, Североатлантический альянс отчитался о 40 раненых бойцах — пострадали военнослужащие Италии и Венгрии, которые входят в состав миротворческой миссии, также о незначительных травмах у двух своих военных сообщала Молдавия.
Утром 30 мая президент Сербии Александр Вучич встретился с послами стран «Квинты» (Великобритания, Германия, Италия, США и Франция) и выразил недовольство тем, как международное сообщество относится к односторонним действиям Приштины, которые привели к насилию над сербами.
«Президент напомнил, что своевременно и настойчиво предупреждал о таком развитии ситуации, а также о последствиях, к которым приводит безнаказанное поведение Приштины. <…> [Косово] не только не выполняет своих обязательств, но и регулярно совершает односторонние насильственные действия против сербской общины в Косово и Метохии с многочисленными и частыми инцидентами, приводящими к травмам, избиениям, жестокому обращению и открытой дискриминации сербов», — говорится в распространенном заявлении по итогам встречи.
После этого Вучич переговорил с послами России и Китая в Сербии. Эти встречи носили закрытый характер, однако известно, что Вучич, общаясь с российским дипломатом, выразил «слова благодарности за принципиальную позицию и поддержку Российской Федерации в вопросе суверенитета и территориальной целостности Сербии».
В Сербии встречу с послами двух стран воспринимают как сигнал странам Запада о том, что у Белграда есть поддержка крупных политических игроков на мировой арене, сказал «Известиям» депутат от правящей Сербской прогрессивной партии Милош Банджур.
— Встречи с послами России и Китая сами по себе имеют значение, потому что коллективный Запад должен знать, что у нас есть сторона, на которую мы полагаемся, и что не только он должен решать нашу судьбу, что у нас тоже есть союзники, которые некоторым образом в этой обстановке и в будущем периоде могут нам помогать, — заметил он.
Перспектива достижения каких бы то ни было договоренностей между Косово и Сербией пока что не просматривается. Появившаяся накануне информация о якобы достигнутом соглашении, что косовская полиция покинет муниципалитет Звечан в течение 30 мая, была опровергнута МВД непризнанного Косово.
Милош Банджур сообщил, что единственная договоренность, которую можно назвать достигнутой, сводится к тому, что косовские мэры в сербских муниципалитетах следующие несколько дней не будут находиться внутри зданий администраций и станут работать дистанционно.
«Цель — вытеснить сербов»
Ситуация в Сербии накалилась 26 мая, хотя эксперты не считают, что это стало неожиданностью — в том числе для самих сербов. 23 апреля в четырех муниципалитетах на севере Косово — Звечане, Зубин-Потоке, Лепосавиче и Северна-Митровице — прошли муниципальные выборы.
Представители «Сербского списка» (главная политическая сила сербской общины в Косово) бойкотировали избирательную кампанию, поскольку Приштина не выполнила обязательств согласно достигнутым договоренностям по урегулированию. Местные сербы не стали принимать участие в выборах, в итоге правом голоса воспользовались только 3,47% — это 1566 албанцев и 13 сербов из 45 095 зарегистрированных в регионе избирателей.
25 мая все четыре избранных мэра приняли присягу, а «Сербский список» пообещал с 1 июня «защищать себя от репрессии косовских властей всеми средствами».
Активных столкновений противоборствующих сторон 30 мая, как это произошло 29 мая, не было, однако силы KFOR продолжают находиться в муниципалитетах, так же как и косовская полиция пока остается на своих местах.
— Это еще одна провокация Приштины, — сказал «Известиям» Милош Банджур. — [Премьер-министр Косово Альбин] Курти может это делать, потому что за спиной имеет коллективный Запад. Он не выполнил ничего, о чем договорился с Сербией с 2013 года и до сих пор. <…> У Европы двойные стандарты. Нам кажется, что в Приштине [такая политика] работает, потому что у них есть секретная поддержка. Западные политики официально говорят нам одно, а на самом деле они с Приштиной работают, чтобы, пока на Украине развивается конфликт, Косово добилось полной независимости.
Цель у Косово может существенно отличаться от простого урегулирования через достигнутые соглашения, считает программный координатор РСМД Милан Лазович.
— Мы далеко не первый раз наблюдаем подобные попытки силовых структур Косово, и все они направлены на одно — на вытеснение сербов из края. Косовская сторона не хочет выполнять соглашения, которые она уже неоднократно обязалась исполнить, а именно создание сообщества сербских муниципалитетов (предоставление частичной автономии сербских общин в Косово, их создание предусмотрено Брюссельскими соглашениями 2013 года. — «Известия»). Теперь же Косово пытается решить этот вопрос силовым путем, — сказал эксперт в разговоре с «Известиями».
Вместе с тем он не считает, что ситуация может дойти до крайней степени эскалации или до столкновения военных, поскольку «власти Сербии пока еще не готовы сделать решающий шаг». В первую очередь Белград может опасаться реакции Запада, которая в последние годы довольно предсказуема — за обострением, если оно произойдет, последуют санкции.
«Сербы настроены очень серьезно»
При этом если вооруженные столкновения и произойдут, то в настоящий момент Белграду выгодно, чтобы ситуация пошла по такому сценарию как можно позже, считает профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.
— В пользу того, что ситуация вряд ли будет развиваться в сторону серьезной эскалации, говорит тот факт, что на данный момент принято решение о направлении дополнительного контингента KFOR, который и так в последний год был увеличен, в том числе усилено и его снабжение. При этом очевидно, что насилие над сербами и столкновение на межчеловеческом уровне будет только усиливаться. Всё это происходило в последние три года довольно интенсивно, а с началом российской СВО на Украине приняло регулярный характер, — говорит эксперт.
Политика стран Запада при этом сводится к тому, чтобы давить на Белград с целью признания независимости Косово, что для Сербии неприемлемо — об этом Вучич заявляет последовательно и регулярно.
Тем не менее инструменты для давления у Вашингтона и Брюсселя есть, Запад пытается создать тупиковую ситуацию для сербского президента как на внутриполитической арене, так и на переговорах с Приштиной.
При этом нельзя говорить и о том, что фигура Вучича действительно неудобна для Запада. «Их скорее не устраивает то, что он слишком долго тянет время в отношении косовского вопроса», — сказала Энтина в разговоре с «Известиями».
— Тут вариантов по Вучичу два. Если он действительно развернется в сторону России, в чем его постоянно обвиняют на Западе и признаков чего пока никаких нет, то Запад постарается довольно быстро найти ему замену из числа широкой центристской коалиции в Сербии. Если же Вучич такого резкого крена в российскую сторону в своей политике не даст, его будут дожимать и доводить до нужных решений теми методами, которые применяются сейчас, — подчеркнула эксперт.
В Сербии же ожидают, что ситуация может быть исчерпана уже «через день-два». «Всё спокойно, потому что вчера KFOR, Приштина и коллективный Запад увидели своими глазами, что сербы [настроены] очень серьезно», — считает Милош Банджур.
Как бы то ни было, НАТО не собирается отступать со своих позиций в Косово: вечером 30 мая генсек альянса Йенс Столтенберг заявил о дополнительных 700 военных, которые уже отправились в Косово. Кроме того, был повышен уровень готовности еще одного батальона, чтобы он мог быть отправлен в северные муниципалитеты в случае необходимости.