Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продажи грузовой техники в России активно растут с начала года. Однако отечественные производители сдают позиции, а китайские бренды серьезно увеличивают свое присутствие. Конкуренты из КНР уже почти в 1,5 раза опережают российские и белорусские марки грузовых автомобилей. При этом доля грузовиков, ввезенных по параллельному импорту, в несколько раз ниже, чем в легковом сегменте рынка. Подробности — в материале «Известий».

Фуры разгоняются

С января по апрель в России было продано 38 643 новых грузовых автомобиля. Это на 39,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит аналитическо-консалтинговая компания «АСМ-Холдинг».

Лидерство на рынке тяжелой коммерческой техники сохраняет российский «КамАЗ» — за четыре месяца было продано 9870 грузовиков этой марки. Второе место — у китайского производителя Sitrak (6140 машин). Большая часть — это магистральные тягачи, ставшие альтернативой ушедшим с российского рынка новым европейским «магистральникам». Далее следует компания Shaanxi (также из КНР), продавшая с начала года 5200 грузовиков. В пятерке лидеров бренды FAW и Howo: эти производители из Поднебесной реализовали в январе – апреле 3450 и 2440 машин соответственно.

С начала года нижегородский ГАЗ продал 2100 грузовых моделей (популярные «Газели» и «Соболи», представляющие сегмент LCV, в эту статистику не входят), белорусский МАЗ — 2000 машин, а «Урал» — 1140 грузовиков. Замыкают десятку китайские Foton и JAC: на каждого производителя пришлось по тысяче автомобилей.

Камаз

Седельный тягач KAMAZ-54901

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Китаю помогли санкции

Анализ рынка новых грузовых автомобилей показывает, что российские производители тяжелой техники постепенно сдают свои позиции. Например, результаты КамАЗа за январь – апрель 2023 года оказались на 12,8% хуже, чем за аналогичный период 2022-го. Позиции производителя грузовиков из Набережных Челнов серьезно пошатнули введенные весной прошлого года санкции и связанный с этим разрыв отношений (по инициативе немецкой стороны) с компанией Daimler Truck. В результате первый магистральный тягач КамАЗ-54901 поколения К5 (в его основе лежит грузовик Mercedes-Benz Actros), собранный без использования комплектующих из недружественных стран, сошел с конвейера завода только в начале февраля этого года.

Другие отечественные производители коммерческой техники, несмотря на общий рост рынка грузовиков, также демонстрируют отрицательную динамику. У ГАЗа по сравнению с первыми четырьмя месяцами прошлого года отмечается снижение продаж на 13,1%, а у «Урала» они упали сразу на 46,4%.

На этом фоне производители из КНР активно наращивают объемы продаж своей техники. К примеру, JAC увеличил их на 77%, Howo «вырос» в 2,4 раза, Shaanxi — в 3,4, а FAW — в 9,3 раза. Рекордсменом стала марка Sitrak: если за четыре месяца прошлого года грузовики этого автопроизводителя пробрели всего 34 покупателя, то в этом году продажи выросли сразу в 180 раз. Таким образом, китайские бренды, реализовавшие с начала года в общей сложности чуть более 21 тыс. грузовиков, обогнали отечественных производителей тяжелой техники (в сумме 15,1 тыс. грузовиков с учетом 2000 машин белорусского МАЗа) почти в 1,5 раза.

Так называемая европейская семерка производителей грузовиков (бренды Scania, MAN, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Iveco и DAF) покинула российский рынок в полном составе. Соответственно, резко (на 44–85% в зависимости от марки) упали и продажи их моделей в нашей стране. Дилеры реализуют оставшиеся на складах грузовики, производство машин на российских заводах этих компаний, как и поставки новой техники из-за рубежа, остановлено.

Производство китайских грузовиков JAC

Производство китайских грузовиков JAC

Фото: Global Look Press/Cfoto

Без параллелей

В отличие от рынка легковых автомобилей, где спрос на модели премиум-сегмента отчасти покрывается поставками по параллельному импорту, количество грузовой техники, ввозимой по этой схеме, минимально. По оценке управляющего партнера компании «ААА Траксервис», официального дилера грузовиков MAN и Sinotruk в России Валерия Кузьмина, он обеспечивает лишь 2–3% необходимого количества грузовых автомобилей.

— Такие сделки не имеют четкой конечной юридической конструкции, они изначально слишком сложные. Это приводит к существенным комиссиям различных контрагентов, которые помогают организовать логистику. Также есть существенные расходы, связанные с таможней и подготовкой необходимых документов. Помимо этого еще есть удорожание за счет отказа большей части продавцов европейской техники работать с поставками в Россию, — рассказал он «Известиям».

По его словам, по параллельному импорту поставляется в первую очередь подержанная техника, в отношении которой действуют более мягкие запреты и ограничения.

Помимо сложностей с логистикой и высокими ценами на низкую долю параллельного импорта грузовиков влияют и особенности их конструкции для разных стран, подчеркивает редактор рубрики «Грузовики и автобусы» издания «Авторевю» Федор Лапшин. По его словам, европейские модели поставлялись в нашу страну в «северном» исполнении, с дополнительной теплоизоляцией кабин, увеличенной мощностью автономных отопителей, некоторыми другими отличиями в конструкции.

Грузовики Howo

Грузовики Howo

Фото: Global Look Press/Cfoto

— Кроме того, в Россию шли автомобили с двигателями «Евро-5», в то время как на европейском рынке продаются грузовики с моторами «Евро-6», — отметил эксперт.

Умеренный рост

По прогнозам Валерия Кузьмина, по итогам года рост продаж грузовой техники составит примерно 15%. Похожих оценок придерживается и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. При этом тенденция к наращиванию доли китайских производителей грузовиков сохранится, считает эксперт.

— Очевидно, что в среднесрочной перспективе отечественные производители грузовиков не смогут полностью удовлетворить спрос на эту технику. В отличие от покупателей легковых автомобилей, которым легко повременить с покупкой новой машины, бизнес ждать не может. Грузоперевозчикам нужны новые машины: развитие ритейла, активное строительство, крупные индустриальные проекты — все нуждаются в новой технике. Поэтому недостающее предложение на рынке грузовиков в ближайшее время будет покрываться за счет моделей из Китая, — заявил он «Известиям».

Читайте также
Прямой эфир