Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Общество
Основательницу «Медузы» Тимченко заочно приговорили к пяти годам колонии
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Общество
Дегтярев, Патрушев и Любимова приняли участие в акции «Елка желаний»
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 77 БПЛА над регионами России за ночь
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Экономика
Центробанк представил обновленную банкноту номиналом 1000 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 17 украинских дронов над Россией за пять часов
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Власти просят авиакомпании резервировать по пять–шесть мест на рейсах для участников СВО. Речь идет о перелетах на отдых в летний период. Об этом сообщила Росавиация в телеграмме главам перевозчиков. Организации должны утвердить списки маршрутов, на которых могут предоставить такое количество мест в самолете. По данным источников в Минобороны, сейчас стало сложнее заранее планировать графики отпусков бойцов. В ведомстве уже столкнулись со случаями, когда отдых военных срывался из-за отсутствия билетов в продаже.

Отпускной период

Минобороны попросило авиакомпании бронировать по пять–шесть мест на рейсах в летний сезон 2023 года для перевозки военнослужащих — участников специальной военной операции на Украине (СВО) к местам отпуска. Об этом говорится в телеграмме за подписью замглавы Росавиации Владимира Потешкина, направленной главам организаций в начале апреля (есть у «Известий»).

В документе уточняется, что такая бронь будет автоматически сниматься за 12 часов до вылета самолета.

Просим предоставить в Росавиацию информацию о номерах рейсов и маршрутах, на которых ваши авиакомпании смогут предоставить брони мест в период летнего сезона 2023 года, — говорится в документе.

места в самолете
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Отдельной апрельской телеграммой Росавиация сообщила об обращениях военнослужащих в Минтранс по вопросам продажи билетов и обслуживания в аэропортах. Регулятор попросил перевозчиков организовать работу с военными в приоритетном порядке. Особое внимание необходимо уделить тем гражданам, кто следует на лечение или после него, а также имеющим ограничения жизнедеятельности.

Авиакомпании теперь должны на постоянной основе контролировать наличие и стоимость билетов для участников СВО, а также обеспечивать их быстрое оформление, уточняется в этой телеграмме.

— В текущих условиях считаем, что помощь перевозчиков в организации перевозок данной категории пассажиров будет существенным вкладом авиабизнеса в поддержку проводимой СВО, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Росавиации.

Редакция направила запрос в Минтранс.

За счет государства

По словам источников «Известий» в военном ведомстве, в настоящее время перевозки участников СВО осуществляются с помощью воинских перевозочных документов (ВПД). Военнослужащий получает ВПД и обменивает его в кассе на билеты до места проведения отпуска и обратно.

аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Но сейчас на рынке авиаперевозок сложилась ситуация, когда из-за повышенного спроса требуется покупать билеты за несколько недель или даже месяцев до начала отпуска. Бойцы не могут оформить бронирование на подходящие для них рейсы в такие сроки. И если в мирное время отпуска военнослужащим планируются заранее и составляется график, то во время СВО это зависит от обстановки, — пояснил источник в Минобороны.

В ведомстве уже столкнулись с ситуацией, когда военнослужащие не могут улететь в отпуск из-за отсутствия билетов в продаже, уточнил он. Резервирование позволит решить этот вопрос, отметили собеседники.

Президент России Владимир Путин в феврале поручил обеспечить отдых гражданам после участия в СВО. В послании Федеральному собранию он уточнил, что каждый участник спецоперации раз в полгода должен иметь возможность уйти в отпуск длительностью не менее 14 дней. Исполнить это указание кабмин должен в срок до 15 апреля, следует из опубликованных на сайте Кремля поручений.

Трудности с билетами

Перевозчики готовы бронировать места, но боятся лишиться части выручки в случае, если военнослужащие будут пропускать рейсы по каким-то причинам, рассказали «Известиям» несколько источников в авиакомпаниях.

Один из собеседников отметил, что пока механизм бронирования не проработан. Не обсуждается и компенсация перевозчикам за выделение этих броней, уточнил он.

перевозчики
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Иркутская «ИрАэро» готова резервировать места на любых маршрутах перевозчика, сказал «Известиям» ее представитель Николай Бессонов.

— Но для начала неплохо бы разработать конкретный механизм бронирования, ввести определенную новую категорию льготников, — отметил он. В «ИрАэро» не считают критичными потенциальные денежные потери, если забронированные места в итоге будут оставаться пустыми.

По подсчетам аналитика «Моих инвестиций» Елены Сахновой, если на рейс не будут приходить один–два участника СВО и при средней стоимости билета около 15 тыс. рублей потери составят 300–700 млн рублей в месяц на все российские авиакомпании.

Близкий к нескольким крупным перевозчикам источник «Известий» отмечает, что компаниям не компенсируется стоимость забронированных билетов, которыми не воспользовались военнослужащие. Проблема, по его словам, заключается в том, что авиакомпании не понимают, на основании какого документа они должны резервировать места для участников СВО.

Военное ведомство, по мнению собеседника, также должно само определиться с маршрутами, актуальными для поездок в отпуска военных. Он напомнил, что на юге России сейчас фактически работают только два аэропорта — это Сочи и Минеральные Воды. Поэтому билеты, в том числе на юг, пассажиры раскупают быстро, и их действительно может не хватать, уточнил он.

аэропорт Сочи
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

Ситуация с наличием мест в самолетах действительно непростая, подтверждает и исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. В 2022–2023 годах перевозчики существенно увеличили средний уровень занятости кресел, а в высокий сезон зачастую летают со 100-процентной загрузкой, говорит эксперт.

По наиболее востребованным направлениям дефицит предложения стал реальностью уже в прошлом году, — отметил эксперт.

Авиакомпании должны будут либо «замораживать» кресла, рискуя в пик сезона недополучить выручку, либо составить такие списки маршрутов, по которым спрос ниже предложения даже в высокий сезон.

Выходом из этой ситуации, по мнению Олега Пантелеева, могла бы стать легализация овербукинга — продажи несколько большего количества билетов, чем вмещает салон самолета. Тогда авиакомпании смогли бы заработать чуть больше, а участников СВО, например, можно было бы отнести к категории пассажиров, которой нельзя отказывать в перевозке в случае овербукинга.

Читайте также
Прямой эфир