
Обещанного ждут: в ГД сообщили о проблемах в переговорах с Wildberries

Представители Wildberries не выполнили обещание, которое они дали депутатам Госдумы. Как сообщил «Известиям» глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг, компания не провела переговоры с предпринимателями — владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), которые ранее обращались в парламент и объявляли забастовку. Впрочем, в ГД дали маркетплейсу дополнительное время, чтобы тот выполнил договоренности. При этом в Wildberries подтвердили, что намерены разблокировать деактивированные пункты выдачи, которые участвовали в забастовке.
Игнорирование ситуации
По словам Валерия Гартунга, представители Wildberries на встрече 15 марта заверили парламентариев, что проведут переговоры с бизнесменами, объявившими о забастовке, а также рассмотрят их требования.
— Они просили у нас контакты пострадавших и время, мы его дали. В итоге сегодня оказалось, что они этого не собирались делать. Мы решили еще подождать. Если ничего не изменится, то будем принимать другие меры, — пояснил он.
Встреча представителей Wildberries и предпринимателей была назначена в Госдуме на 17 марта в 12:00. Однако результативных переговоров не получилось.
— Пока есть вопросы, по которым они не могут договориться. Но мы надеемся, что это произойдет. Изменения в законодательство всё равно потребуются, и мы их будем обсуждать совместно со всеми маркетплейсами, — сказал «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
14 марта в интернете появилась информация, что владельцы пунктов выдачи заказов пытались пройти в главный офис Wildberries, а также планировали устроить забастовку. Владельцы ПВЗ недовольны тем, что с них списываются штрафы за брак и утерянные товары. В этот же день пресс-служба компании заявила, что информация о начале забастовок в ПВЗ не соответствует действительности. Однако они всё же начались на следующий день. В то же время прокуратура Московской области организовала проверку сведений о нарушении трудовых прав работников интернет-магазина.
17 марта в пресс-службе Wildberries рассказали, что топ-менеджмент компании и «Опора России» провели встречу с представителями инициативной группы ПВЗ. По итогам разговора была создана комиссия по разрешению вопросов между маркетплейсами и их партнерами. Впрочем, речь, по всей видимости, не идет о переговорах именно с владельцами пунктов выдачи, которые ранее обратились в Госдуму.
— Мы несколько недель тестировали новую систему защиты продавцов от подмен и собирали обратную связь. Принято решение временно приостановить текущий механизм списаний за подмены, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях и провести дополнительную проверку начислений. При этом компания вернула удержанные суммы на балансы пунктов выдачи, — рассказала директор по развитию сервисов Wildberries Кристина Спирева.
По ее словам, платформа также будет улучшать обратную связь с партнерами. Планируется увеличить количество встреч в онлайн-формате, также будут доработаны механизмы оспаривания начислений (арбитраж), заверила она.
Кроме того, 17 марта появилась информация, что компания разблокирует деактивированные пункты выдачи, которые участвовали в забастовке.
Не всё так гладко
Однако один из владельцев заблокированного ПВЗ в Краснодарском крае сообщил «Известиям», что площадка продолжала списывать штрафные деньги за товар и после того, как публично заявила о приостановке применения санкций за брак и подмену. При этом на товары с дефектами приходится 5–10% от всей продукции, проходящей через пункт выдачи, уточнил он.
— Почему владельцы ПВЗ должны платить за брак, к которому они не имеют ни малейшего отношения, нам непонятно. В случае подмены товаров также нет ясности. В этой ситуации именно сотрудник склада определяет, заменил ли покупатель продукцию или нет. При этом Wildberries удерживает всю стоимость товара с ПВЗ, но он не возвращается компании, а, по сути, остается работнику склада, — пояснил он.
16 марта замглавы Минпромторга Виктор Евтухов призвал Wildberries «усилить обратную связь как с сотрудниками, так и с партнерами компании». При этом чиновник отметил: помимо внутреннего контроля для предотвращения мошеннических действий любому маркетплейсу необходимо в постоянном режиме развивать и совершенствовать свои сервисы и инструменты, уделяя особое внимание эффективности каналов обратной связи с продавцами и покупателями.
— Платформы обязаны соблюдать нормы трудового законодательства России и должны придерживаться принципов, закрепленных в стандартах по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров (в случае если площадка их подписала), — подчеркнул Виктор Евтухов.
Нужно было договариваться сразу
Вице-президент коммуникационного агентства КРОС Константин Панарин назвал кейс Wildberries уникальным. В современной истории корпоративных отношений случаи, когда внутренние разногласия оказались поводом для публичного конфликта, стали довольно редки.
— В настоящих причинах этой ситуации предстоит еще разбираться. Детали тут очень важны, и, как говорится, всё может быть не столь однозначно, как мы видим в информационном поле. Тем не менее репутационные потери уже есть, и их несет Wilberries. Даже если степень их формальной вины окажется не такой, как представлено в СМИ, — считает эксперт.
По его словам, сложившийся конфликт нужно было решать с помощью переговоров, уделить внимание значимости партнерских и внутрикорпоративных отношений.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников отметил, что подключение к системе Wildberries зачастую похоже на работу онлайн агрегаторов такси, когда приложение можно просто отключить от распределения заказов.
— Другой вопрос, что написано у них в контракте. Какие там обозначены условия отключения? Только после наличия какого-то количества предупреждений можно отключать? — задался вопросом эксперт.
По его словам, сейчас владельцы ПВЗ могут, во-первых, направить претензию и свои объяснения по тем жалобам, которые компания обязана рассмотреть, а затем согласиться с доводами или отказать. В случае отказа они вправе обратиться в суд, чтобы он обязал Wildberries восстановить их в системе, а также компенсировать убытки и издержки, добавил эксперт.
По мнению президента АКИТ Артема Соколова, интернет-торговля сейчас идет по пути саморегулирования, который уже позволил отрасли выработать подходы к решению сложных задач. Для этого даже уже есть и независимый арбитраж — комиссия по созданию условий саморегулирования при Минпромторге.