Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин присвоил спасшему раненых сослуживцев участнику СВО звание Героя России
Происшествия
Один человек погиб при столкновении автобуса с легковушкой в Самарской области
Армия
Шойгу заявил о попытках наступления ВСУ на разных участках фронта
Происшествия
Свыше 73 тыс. абонентов в Донецке остались без света после обстрела ВСУ
Общество
Не имеющие русских аналогов иностранные слова включат в словарь
Общество
Мэр Новой Каховки сообщил о поднятии уровня воды до 11 м в районе ГЭС
Общество
Из Белгородской области вывезли почти 60 тыс. человек
Общество
Дело о теракте возбуждено по факту разрушения Каховской ГЭС
Общество
В Кремле опровергли данные о введении военного положения в приграничных регионах
Происшествия
Во Владивостоке пропали двое граждан КНДР
Общество
Торговая сеть «Ашан» подтвердила утечку данных клиентов
Общество
Режим ЧС введен после атаки на Каховскую ГЭС
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Маркетплейсы обяжут контролировать работу продавцов и проверять подлинность товаров, которые они допускают на свои площадки. Этот вопрос уже обсуждают на базе Общественного совета при Роспотребнадзоре, рассказали «Известиям» в службе. Такой подход поможет решить проблему с контрафактной и нелегальной продукцией. Делать это можно с помощью государственных автоматизированных систем, таких как «Честный знак». В ней собираются данные об участниках продаж, которые используют маркировку, а также информация о таких изделиях. Объемы продаж фальсификата увеличиваются на фоне роста популярности онлайн-торговли, говорят эксперты.

Взять на контроль

Эксперты Общественного совета при службе обсуждают новые требования к работе маркетплейсов, их могут обязать проверять продавцов и товары, рассказали «Известиям» в Роспотребнадзоре. Это можно делать, например, с помощью системы маркировки «Честный знак». В ней есть вся необходимая информация: о продавцах, которые прошли обязательную регистрацию, а также об изделиях с маркировкой, — пока это только обувь, парфюм, вода и другие позиции. До сих пор онлайн-площадки не контролировали своих партнеров, поэтому они имеют возможность продавать подделки или нелегальную продукцию.

Как показывает практика, торговцы этим пользуются. До половины продавцов обуви, парфюма и бутилированной воды на маркетплейсах не прошли обязательную регистрацию в системе маркировки, писали «Известия». Это выяснили общественники, в начале года они провели мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках страны. В итоге доля нелегальных торговцев обувью на Wildberries достигла 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на «Яндекс Маркете» — 4–7%. Это значит, что покупатели могут купить подделку или незаконно ввезенную в страну продукцию, поясняли «Известиям» в Общественной потребительской инициативе.

Пункт выдачи заказов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Люди активно жалуются на онлайн-продажи, отмечалось ранее в документах Минпромторга. Как правило, недовольство касается работы крупных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркета». Площадки, например, нарушают порядок рассмотрения претензий, также им сложно вернуть товары, а в части случаев — трудно получить достоверную информацию о продукции и так далее. Чтобы решить эти проблемы, регуляторы могут предъявить новые требования к онлайн-продавцам. Например, обязать маркетплейсы раскрывать сведения, которые позволят однозначно идентифицировать продавцов.

Обратная сторона популярности

Объемы продаж нелегальной продукции (контрафактной, контрабандной, фальсифицированной) растут на фоне подскочившей популярности онлайн-торговли, сказал «Известиям» член Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.

Во многих случаях речь идет об очевидных нарушениях, которые не требуют контрольных закупок и экспертиз. Например, на товаре нет информации или она недостоверна, бывают случаи, когда продукция содержит запрещенные компоненты и многое другое, — рассказал эксперт. — Агрегаторы могут отсеивать таких поставщиков и изделия.

Ситуация осложняется тем, что некоторые иностранные правообладатели ушли из России — до этого они самостоятельно контролировали ситуацию и пресекали продажи контрафакта. Свою лепту вносит и мораторий на госпроверки — работу надзорных органов ограничили. Поэтому логично установить к площадкам единые требования по контролю за поставщиками продукции и ассортиментом, считает Олег Павлов. Компании могут использовать государственные информационные системы: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр сертификатов и деклараций, систему маркировки, добавил он.

Логистический центр маркетплейса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Минпромторг считает, что бизнес сам должен взять на себя новые обязанности, сказали «Известиям» в ведомстве. Там уверены: площадки не должны допускать реализацию товаров с нарушениями, контрафакта. Крупнейшие маркетплейсы уже поддержали эту идею, заметили в министерстве.

Минпромторг поддерживает инициативы, которые направлены на «обеление» рынка, в том числе с использованием системы «Честный знак», — подчеркнули в ведомстве. — Система маркировки товаров — один из наиболее эффективных инструментов противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

На стоимости товаров на маркетплейсах инициатива не отразится, сказали «Известиям» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки).

Всё сводится к борьбе с площадками, в то время как у недобросовестных участников рынка складывается иллюзия безнаказанности, заметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Чтобы решить проблему, надо наладить работу уже действующих механизмов. Например, с 1 марта маркетплейсы будут нести ответственность за продажи немаркированной продукции. Хотя из-за моратория на госпроверки зафиксировать нарушения некому.

Упаковка товаров в логистическом центре маркетплейса
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Предложенная мера — избыточна: она повысит нагрузку на интернет-площадки, но не решит проблему продажи продукции сомнительного качества, сказали «Известиям» в Wildberries. Недобросовестные предприниматели всё равно будут искать каналы для продажи товара.

Ozon формирует динамический список важных для покупателей брендов, рассказали «Известиям» в компании. Маркетплейс уже просит предоставить документы по таким товарам, подтверждающие их качество и оригинальность. Площадка также запрашивает документы на продукцию чувствительных категорий — питания для детей, витаминов, БАДов и так далее.

В «Яндекс Маркете» сказали «Известиям», что следят за появлением контрафакта. Компания использует автоматические системы — они формируют гипотезу о подозрительности товара или продавца. После чего маркетплейс проводит проверку.

Прямой эфир