Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сеул сделал важный шаг для урегулирования исторического спора с Токио о компенсациях за принудительный труд, к которому японские военные принуждали корейцев в годы колониальной оккупации. 6 марта в Южной Корее объявили, что репарации жертвам выплатит ее фонд с госучастием, а не японские компании, от которых Сеул тщетно добивался компенсаций по решению суда с 2018 года. Хотя их добровольное участие в фонде не возбраняется. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, это решение отнюдь не гарантирует, что в давнем споре азиатских соседей будет навсегда поставлена точка. Тем не менее в ближайшие годы отношения Сеула и Токио станут куда здоровее, что явно обрадует и США: в свете китайской угрозы в Вашингтоне давно рассчитывали на примирение двух своих союзников в азиатском регионе.

Не злопамятные, но память хорошая

Исторические споры, связанные с преступлениями японских военных в годы оккупации Корейского полуострова в 1910–1945 годах, много десятилетий были главным стопором для нормального хода двусторонних отношений Сеула и Токио.

По мнению Японии, вопрос был окончательно закрыт с подписанием в 1965-м договора о нормализации отношений между двумя странами. Согласно тому документу, Токио предоставил Сеулу $300 млн в виде грантов и еще $200 млн в виде займов в качестве компенсации за 35-летнюю оккупацию Корейского полуострова. По большей части те деньги пошли на ускоренное развитие тяжелой промышленности и инфраструктуры, но, по мнению японцев, эта сумма закрыла также и вопрос о компенсациях отдельным жителям Южной Кореи, пострадавшим от военных.

Пленные корейские девушки с японским солдатом

Пленные корейские девушки с японским солдатом

Фото: Getty Images/Pictures from History/Contributor

В Сеуле, однако, со временем стали считать по-другому. И все последние годы то и дело тщательно ворошили дела минувших дней, требуя от японцев новых покаяний и новых репараций — то для бывших «женщин для утешения» — рабынь борделей, организованных японскими военнослужащими на оккупированных Токио территориях, то для тех, кого японцы принуждали трудиться на своих шахтах и судостроительных верфях.

Одним из самых громких случаев в этом ряду стало постановление Верховного суда Южной Кореи в 2018 году о том, что компенсацию жертвам принудительного труда можно выплатить за счет отъема и продажи местных активов японских компаний Mitsubishi Heavy Industries и Nippon Steel. В Токио этот шаг посчитали абсолютной «красной линией» и ответили отменой льготных торговых связей с соседями и введением экспортного контроля над химическими веществами, необходимыми для производства полупроводников в Южной Корее.

Разгонял эскалацию и Сеул: сначала страна подала иск во Всемирную торговую организацию и прекратила совместные военные учения с Японией и США, а затем собралась выйти из соглашения об обмене разведданными с Токио. Вскоре, впрочем, под прямым давлением американцев Южная Корея притормозила с выходом из последнего соглашения. Но точить зуб на японцев в Сеуле, разумеется, не перестали.

Японская газета времен Второй мировой войны

Японская газета времен Второй мировой войны

Фото: Getty Images/Anadolu Agency/Contributor

Меняться этот конфронтационный настрой стал лишь вслед за приходом к власти в Южной Корее в мае 2022 года консерватора Юн Сок Ёля, провозгласившего своими внешнеполитическими приоритетами улучшение отношений с Японией наряду с укреплением альянса с США.

Итогом стремления президента Ёля отбросить споры на исторические темы с японцами ради нормализации и стало решение, объявленное 6 марта Сеулом.

Как сообщил в этот день министр иностранных дел республики Пак Чин, компенсации людям, которые выиграли судебные иски против японских фирм, обвиняемых в использовании принудительного труда корейцев в прошлом, будут перечислены через южнокорейский государственный фонд деньгами южнокорейских же фирм. Справедливости ради, к выплатам решили привлечь не всех поголовно, а компании, которые в прошлом получили огромные дотации от японской стороны в рамках договора 1965 года, вроде сталелитейной POSCO.

А финансовые пожертвования японских компаний объявили делом исключительно добровольным. По словам профессора сеульского Университета Кукмин Андрея Ланькова, в такой добровольной форме взносы от японских компаний вполне возможны. Главное, что они сумели избежать выплат южнокорейцам в рамках официальных решений правительства.

Пикирующие бомбардировщики Mitsubishi перед атакой на Перл-Харбор. Корейских пленных принуждали работать на заводах Mitsubishi в крайне тяжелых условиях труда

Пикирующие бомбардировщики Mitsubishi перед атакой на Перл-Харбор. Корейских пленных принуждали работать на заводах Mitsubishi в крайне тяжелых условиях труда

Фото: Getty Images/Historical/Contributor

— Для японцев это бы означало, что через какое-то время они гарантированно столкнулись бы с аналогичными требованиями от других стран, которые были под их оккупацией. Прежде всего со стороны Китая, хотя отчасти подобные претензии могут выкатить и Тайвань, и Филиппины, и Вьетнам. И поскольку создавать прецедент японцы крайне не хотят, они готовы пойти на любые меры, чтобы его не было, — пояснил эксперт «Известиям».

Нежелание урегулировать вопрос раньше за счет выплат со стороны японских компаний упиралось также и в дело принципа.

Несколько раз Япония и Южная Корея уже договаривались, а потом Сеул выставлял дополнительные требования. И у японцев возникло ощущение, что эта музыка будет вечной и что за уступками последуют очередные требования и новые уступки ничего не изменят, — добавил Андрей Ланьков.

Передышка под тенью Китая

При этом есть сомнения, что решение обойтись в вопросе о компенсациях преимущественно собственными средствами станет финальной точкой в исторических спорах двух азиатских соседей. Прежде всего по той причине, что такое решение вряд ли будет широко поддержано обществом.

Протестующие держат плакаты перед посольством Японии в Сеуле. Члены антияпонской гражданской группы проводят митинг в среду, требуя от Японии официальных извинений за «женщин для утех», которые были вынуждены посещать военные публичные дома военного времени во время Второй мировой войны

Протестующие держат плакаты перед посольством Японии в Сеуле. Члены антияпонской гражданской группы проводят митинг в среду, требуя от Японии официальных извинений за «женщин для утех», которые были вынуждены посещать военные публичные дома военного времени во время Второй мировой войны

Фото: Getty Images/SOPA Images

МИД Японии открыто отрицает принудительный характер труда военного времени, осуждаемый ООН и Международной организацией труда, а также военное сексуальное рабство, и японское правительство и предприятия не заплатят ни цента в качестве компенсации. Поэтому предложение правительства Южной Кореи будет трудно продать в южнокорейском обществе, — заметил в беседе с «Известиями» правовой эксперт из Сеульского католического университета Кореи Итан Хи Сок Шин.

Это очень похоже на Азиатский женский фонд 1995-го и соглашение о «женщинах для утешения» 2015 года, оба они в конечном итоге не были реализованы в Южной Корее, отметила эксперт по японо-корейским отношениям с кафедры международных отношений Австралийского национального университета Лорен Ричардсон.

— Оба дела были решены на правительственном уровне без надлежащих консультаций с жертвами и их адвокатами. В результате жертвы и их защитники использовали изощренные стратегии для подрыва процесса компенсаций, — напомнила она «Известиям». — Сейчас сами жертвы, их родственники и адвокаты уже ясно дали понять, что они недовольны новым фондом. И вполне возможно, что они вернутся в суд и подадут новый иск против южнокорейского правительства или японских компаний, которые использовали их для принудительного труда.

йена
Фото: Getty Images/laymul

Кроме того, Лоран Ричардсон не исключила: если преемником нынешнего южнокорейского президента станет представитель ныне оппозиционных левых националистов, то есть хороший шанс, что новый фонд для подневольных работников будет распущен и правительство объявит этот вопрос снова нерешенным.

Отношение Сеула к Токио действительно сильно зависит от электорального цикла. Когда южнокорейские левые находятся у власти, они всегда выкатывают очередной набор требований к Японии. Правоконсервативные круги также настроены антияпонски, но куда меньше соперников, признал и Андрей Ланьков.

Но даже если нынешнее примирение продлится до следующих выборов в Южной Корее, что вполне возможно, то на несколько лет отношения между Сеулом и Токио станут значительно ближе, — считает эксперт. — Правда, есть один новый фактор, который создает небольшую вероятность того, что этот цикл может быть разрушен из-за Китая. Все последние опросы общественного мнения в Южной Корее показывают, что КНР имеет больший антирейтинг, чем Япония, что было немыслимо до недавнего времени.

И не исключено, что на почве общей нелюбви к Китаю старые распри между японцами и южнокорейцами будут позабыты, они перестанут так тщательно ворошить былые обиды и станут более склонны к совместным действиям против Пекина. А это, разумеется, обрадует Вашингтон, для которого Китай остается главной геополитической проблемой. Штаты давно выступали за то, чтобы два его военных союзника в Азии перестали отвлекаться на свои двусторонние исторические обиды, резюмировал кореевед.

К слову, в тот же день президент США Джо Байден приветствовал представленный Сеулом план как «важнейший шаг к созданию будущего для корейского и японского народов в свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе».

Читайте также
Прямой эфир