- Статьи
- Общество
- Пора к станкам: российских заключенных предложили «переселять» в колонии с нехваткой рабочей силы
Пора к станкам: российских заключенных предложили «переселять» в колонии с нехваткой рабочей силы
Глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов направил на заключение в правительство законопроект, согласно которому Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) России предлагается наделить правом «переселять» осужденных в колонии других регионов, где они смогут полноценно работать. По мнению автора документа, эта мера позволит обеспечить заключенных занятостью и создаст условия для ускоренной ресоциализации — возвращения в общество. Как может быть реализована эта инициатива — разбирались «Известия».
Рабочий вопрос
Согласно инициативе сенатора Андрея Кутепова, 73-ю статью Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) России предлагается дополнить второй частью. Она касается тех заключенных, у которых в субъектах, где они живут или были осуждены, нет условий для устройства на оплачиваемую работу.
«По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы (УИС) осужденный может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта России, в котором имеются условия для его трудоустройства», — говорится в документе.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что общественно полезный труд осужденных — это одновременно и средство исправления, и обязанность — одна из составляющих процесса отбытия наказания. Поэтому осужденных привлекают к труду не по их желанию, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
При этом сейчас в некоторых исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России есть свободное производственное оборудование, но не хватает осужденных для работы на нем. В других субъектах, напротив, есть большие трудовые ресурсы среди осужденных, но возможности трудоустройства на 100% нет, хотя она предусмотрена ст. 103 («Привлечение к труду осужденных к лишению свободы») УИК России.
К субъектам РФ, где есть оборудование, но не хватает работников среди осужденных, относятся Республика Карелия, Коми, Мордовия, Удмуртская и Чувашская республики, Красноярский край, Архангельская, Белгородская, Кировская, Костромская, Курская, Московская, Орловская, Пензенская области.
Субъекты РФ, где нет возможности трудоустройства на 100%, но много потенциальных работников среди осужденных: республики Башкортостан и Татарстан, Алтайский, Приморский, Ставропольский края, Амурская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Кемеровская области.
От металла до одежды
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, изменения в ст. 73 УИК России позволят гарантировать полную занятость заключенных и, как следствие, возместят расходы на их содержание.
«Работа в период отбывания наказания обеспечивает более быструю ресоциализацию осужденных в связи с тем, что осужденный не утрачивает профессиональные навыки и может продолжать производственную деятельность после освобождения», — считает сенатор Андрей Кутепов.
Как говорит в беседе с «Известиями» юрист и член экспертного совета Госдумы по законодательству Александр Митрюк, сегодня в российских колониях наиболее развито швейное производство (32% от общего объема), деревообработка (17%) и металлообработка (12%), строительство, производство обуви, медицинских костюмов, продуктов питания и многого другого. При этом из заработной платы каждого осужденного удерживается в доход государства 5–20% — в зависимости от решения суда.
— Сбыт продукции происходит по договорам с различными оптовыми и розничными продавцами: например, рабочую одежду оптом закупают многие строительные организации, — объясняет адвокат и доцент Финансового университета при правительстве России Виталий Пичугин. По его словам, чем больше заключенные заняты делом, тем меньше у них времени и желания быть включенными в криминальную среду. Наконец, не стоит забывать и о том, что труд способствует условно-досрочному освобождению (УДО).
Плюсы и риски
По мнению Александра Митрюка, законопроект о «переселении» осужденных в колонии с работой актуальный и своевременный для сегодняшнего дня.
— Эта инициатива вдвойне актуальна еще и потому, что большая доля производимых в колониях товаров — это швейная продукция. А бойцам в зоне СВО необходимо много обмундирования и средств защиты: эту нишу можно было бы закрыть за счет осужденных, — считает собеседник «Известий».
В свою очередь, Виталий Пичугин отмечает, что «переселение» в колонии с производством будет полезно и самим осужденным: так они получат возможность «сменить обстановку», изменить условия содержания, а также занять себя трудом в соответствии с имеющейся специальностью.
Впрочем, по словам адвоката и члена Адвокатской палаты Московской области Сергея Агапова, у инициативы с «переселением» есть и обратная сторона. Дело в том, что действующая редакция ст. 73 УИК РФ содержит общее правило о том, что осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы в том регионе, в котором он проживал или был осужден.
— Направление осужденного для отбытия наказания в другие регионы страны допускается лишь в качестве исключения — для обеспечения безопасности самого осужденного, по состоянию здоровья или в связи с отсутствием в регионе проживания осужденного исправительного учреждения соответствующего вида, — объясняет собеседник «Известий».
Как говорит Агапов, это правило нужно, чтобы обеспечить сохранение связей осужденного с семьей, а также возможность его свиданий с близкими с меньшими временными и материальными затратами на дорогу в другой регион. Кроме того, эта норма защищает права осужденных от произвольного перемещения из одного исправительного учреждения в другое в зависимости от усмотрения администрации органа, исполняющего наказание.
В поисках баланса
Как объясняет Сергей Агапов, принимая и реализуя инициативу по «переселению» важно соблюсти баланс: с одной стороны, необходимо учесть интересы самих осужденных и их близких — возможность поддерживать связь и личные контакты без значительных временных и материальных затрат. С другой стороны, должны быть учтены интересы пострадавших от преступлений и государства: речь идет о возможности взыскивать средства для удовлетворения гражданских исков, штрафов и так далее.
— Представляется, что необходимо сохранить действующее правило об отбывании наказания в регионе проживания осужденного и установить для органов, исполняющих наказание, обязанность по созданию оплачиваемых рабочих мест по месту нахождения осужденного, — считает адвокат.
Между тем в перспективе ФСИН намерена уделить много внимания вопросам трудоустройства осужденных. Александр Митрюк со ссылкой на планы, озвученные в Главном управлении ФСИН России, рассказывает, что в ближайшие годы специальные исправительные центры (ИЦ) для приговоренных к принудительным работам появятся во всех 89 субъектах страны. Осужденных, которые живут в этих центрах, привлекают к работе на стройках, в сельском хозяйстве и на промышленных предприятиях.
— Если сейчас в принудительных работах задействовано около 18 тыс. человек, то за несколько лет число мест в ИЦ доведут до 110 тыс., — говорит эксперт.
При этом, согласно концепции развития УИС РФ до 2030 года, уже к 2024 году доля работающих лиц на производственных объектах УИС среди тех, кто подлежит привлечению к труду, должна увеличиться до 55%, а к 2030 году — до 85%, заключает Митрюк.