Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский БПЛА над Брянской областью
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ритейлеры будут снимать с полок товары, которые похожи до степени смешения на известные иностранные бренды. Такое соглашение в конце 2022 года подписала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и «Русбренд». Речь идет о так называемых паразитных копиях зарубежных марок, оставшихся работать в стране, — производители фиксируют их присутствие в магазинах рядом со своей продукцией. Это продукция под собственными торговыми марками (СТМ) розничных сетей, подчеркнули производители. У крупных ритейлеров доля подобных СТМ уже возросла до 20% и на фоне падения реальных доходов населения она продолжает увеличиваться.

Жизнь по правилам

Российские продавцы и международные производители договорились о том, что сети будут снимать с полки товары, если их дизайн схож до степени смешения с известными брендами. Речь идет только о тех иностранных именах, которые остались в России. Соглашение партнеры подписали в конце 2022 года, рассказали «Известиям» в содружестве торговых марок «Русбренд». Второй стороной договора выступила АКОРТ. Речь идет о добровольных начинаниях, партнеры будут решать такие проблемы во внесудебном порядке.

Как рассказали производители, сети создают собственные торговые марки, их форма, цветовая гамма упаковки и шрифты иногда вызывают у потребителей ассоциации с известными брендами. Хотя название продукции иное, совпадение цветов дезориентирует людей. Речь идет о так называемых паразитных копиях, которые на полке часто оказываются рядом с оригиналом.

магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Мы сталкиваемся с тем, что недобросовестные участники рынка используют элементы упаковки популярных брендов, которые узнаваемы у потребителей. В первую очередь это форма и цветовые решения, это путает людей при покупках. Часто они понимают, что купили не тот товар, уже после приобретения: сети размещают такую продукцию рядом на полке, — сказал представитель этой организации.

Отечественные бренды не сталкиваются с такой проблемой, уточнили изданию в Российской парфюмерно-косметической ассоциации.

Потребители могут быть консервативными и отдавать предпочтения товарам популярных марок. Поэтому некоторые сети пытаются воспользоваться ситуацией и предложить покупателю СТМ с похожими упаковкой и брендингом, но по более выгодной цене, сказала «Известиям» глава Института развития предпринимательства и торговли Наталья Назарова.

Согласие до степени смешения

Разобраться со спорными ситуациями, то есть схож ли локальный бренд с уже существующим до степени смешения, можно в суде, через обращение в ФАС, но это сложный и длительный процесс, уточнили в «Русбренде». Доказать нарушение интеллектуальных прав при производстве копий известных марок очень сложно, согласен вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Меняется практически всё: например, похожее название не повторяет оригинальное, а только его часть — вместо Coca-Cola это может быть «Кола». Цвет становится не красно-белый, а бело-красный. Поэтому достаточно сложно доказать, что продукцию произвели, чтобы нарушить закон и патент изготовителя, подчеркнул эксперт. Ранее в торговых сетях можно было встретить, например, «аналоги» лосьона для тела Nivea — у копии была похожа форма бутылки, использовались зеркальные цвета и схожие шрифты. Встречался и другой подход — цвета и орнамент продукции L'Oreal были созвучны практически такой же косметике с другим названием.

Поэтому, подчеркнули в «Русбренде», торговля и производители признали: недопустимо нарушать права интеллектуальной собственности. Партнеры будут решать такие конфликты в рамках саморегулирования. Это актуально именно сейчас, когда на полках появляется всё больше СТМ. На практике это будет выглядеть так: ритейлер снимет товар с полки, если согласится, что бренды схожи до степени смешения. Торговля постепенно выведет нарушителя с прилавка.

Соглашение двух ассоциаций должно предотвратить появление в магазинах торговых марок, схожих между собой до степени смешения, отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. По его словам, пока речь идет о гипотетических случаях.

магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Крупная федеральная торговля инвестирует в создание и развитие собственных уникальных брендов, компании тщательно следят за их оригинальностью и не допускают ситуаций с копированием других марок, — сказал Игорь Караваев.

Если поставщики будут предлагать ритейлерам товары, похожие на известные бренды, то они откажутся от них и защитят авторские права других производителей.

Практически все покупатели регулярно приобретают собственные торговые марки розничных сетей — это 80–90% потребителей, отметил директор по работе с ритейлом NielsenIQ Константин Локтев, выступая на прошедшем на днях круглом столе «Развитие собственных торговых марок продовольственным ритейлом: вызовы и перспективы».

Эксперт подчеркнул, что когда реальные доходы покупателей падают, основная стратегия людей — экономить, то есть выбирать дешевые магазины, а в них — самые экономичные по стоимости товары. Люди ищут скидки, недорогие аналоги или выбирают собственные торговые марки. Сейчас доля СТМ у крупных ритейлеров достигает 20%. Например, в сети «Магнит» этот показатель выше 20%, а в Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — 30%.

Но есть и те компании, где на такие марки приходится 99% товаров. В любом случае показатель продолжает расти, подчеркнул эксперт.

Прямой эфир