Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россияне переходят на отечественные аналоги иностранных соцсетей — заблокированного Instagram (принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) и ушедшего из нашей страны TikTok. Уже более 5 млн пользователей присоединились к российским сервисам. Речь идет о таких проектах, как Yarus, Looky, Zombler, You, Online, Flow! Пока им не хватает инвестиций на создание софта и материальной базы, говорят эксперты. Но перспективнее не копировать зарубежные, а разрабатывать собственные продукты, отмечают специалисты.

Фотографическое сходство

Доступ к Instagram был заблокирован в марте прошлого года. Сегодня уже насчитывается свыше десяти российских сервисов, которые пытаются воспроизвести функциональность американской соцсети, рассказал «Известиям» директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. Среди таких проектов — Yarus, Looky, Zombler, You, Online, Flow!

На самом деле проектов, запущенных в 2022 году и призванных заменить ушедшие соцсети, значительно больше, подчеркивает эксперт. Ежедневная аудитория таких российских сервисов сейчас насчитывает около 5 млн пользователей — для сравнения, у Instagram до блокировки этот показатель составлял около 40 млн.

селфи телефон девушка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

По данным Mediascope, аудитория Instagram в РФ с января по июль 2022 года сократилась почти в четыре раза. В Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров же считают, что падение составило около 25%, но общая активность пользователей и блогеров в Instagram снизилась сильнее из-за ухода части аудитории на незаблокированные ресурсы или отказа от использования соцсетей.

К июню прошлого года доля пользователей Facebook (также принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) среди россиян сократилась втрое, а Instagram — более чем в пять раз, приводил данные Экспертный центр электронного государства. Активная аудитория Instagram составляет 4% населения, сообщили в Роскомнадзоре.

Между тем развитие российских социальных сетей, а также мессенджеров прописано в дорожной карте «Новое общесистемное программное обеспечение», которую правительство утвердило в декабре 2022 года. По прогнозам авторов плана, число пользователей отечественных коммуникационных платформ к 2030 году должно увеличиться по сравнению с 2022-м до 120 млн, то есть примерно на 25%.

Безбюджетный проект

«Пожалуйста, несильно ругайте и бейте, мы только учимся», — просят потенциальных пользователей разработчики одного из социальных приложений, размещенных в магазине NashStore. К проблемам, не позволяющим российским аналогам Instagram сравниться с ним по популярности, директор по проектам АНО «Цифровые платформы» (она разработала NashStore) Владимир Зыков относит, в первую очередь, дефицит инвестиций.

Социальная сеть
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Средства нужны на продвижение, на нормальный хостинг, на защиту от DDoS-атак, на системы доставки контента, а кроме того, на разработку качественных рекомендательных алгоритмов — именно они позволяют зарубежным сервисам привлекать и удерживать миллионы пользователей, — объясняет он.

Еще одной причиной, сдерживающей рост таких проектов в России, эксперт называет настороженное и пренебрежительное отношение к ним отраслевого сообщества, в первую очередь, известных блогеров. Успех Instagram, 80% аудитории которого женщины, во многом основан на наличии аккаунтов знаменитостей. В соцсети с ними можно соприкоснуться напрямую, а не узнать о них что-то из глянцевых журналов, как в прошлые десятилетия, рассуждает Владимир Зыков.

Проект Zoombler заработал в апреле 2022 года, когда стало очевидно, что аналогов Instagram в России нет, рассказывает его сооснователь Александр Момот. Сейчас в соцсети зарегистрировано 5 тыс. пользователей, активных еще меньше, говорит он. Неспешный рост базы подписчиков Александр Момот объясняет отсутствием инвестиций, необходимых для развития бизнеса и продвижения сервиса. Возможно, могли бы помочь определенные меры поддержки проектов подобного рода со стороны государства, не исключает он.

«Известия» направили запрос в Минцифры.

Пока среди новых российских социальных сетей жизнеспособны единицы — к ним относятся, к примеру, такие проекты, как Freegram или Looky, отмечает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. По его словам, рынок устроен так, что существование подобных сервисов в РФ вне крупных digital-экосистем проблематично: не исключено, что по мере набора аудитории новые российские социальные сети будут поглощены такими экосистемами. При этом к идее создать отечественный аналог Instagram Сергей Половников относится скептически. В заблокированной социальной сети по-прежнему остаются те, кто делает там серьезный бизнес, кто вложился в раскрутку аккаунтов, утверждает он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Российским разработчикам, конечно, по силам создать соцсеть с инструментарием, по возможностям сопоставимым с Instagram. Но это бессмысленно — гораздо перспективнее создавать собственный оригинальный продукт и развивать его, постепенно набирая аудиторию. И не пытаться позиционировать себя как «аналог», «убийца» Instagram или что-то в этом роде, — рассуждает Сергей Половников.

«Импортозамещение» зарубежных сервисов даже в условиях их блокировки или ухода из России непродуктивно — чтобы его услуги были действительно востребованы, он должен отличаться от аналогов, содержать уникальный контент и функционал, согласен директор Института исследований интернета Карен Казарян.

Читайте также
Прямой эфир