Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ГД приняла во II чтении проект федерального бюджета на 2025–2027 годы
Мир
После атаки Израиля по Дамаску погибли 15 человек
Экономика
Патрушев отметил успехи развития экономики Ленинградской области
Общество
Суд приговорил фигурантов дела о вторжении РДК в Брянскую область к пожизненному
Политика
Захарова назвала аморальным отказ ФРГ признавать зверства нацистов геноцидом
Спорт
Клаудио Раньери стал главным тренером итальянского ФК «Рома»
Общество
Пятерым фигурантам дела о вторжении РДК в Брянскую область запросили пожизненное
Происшествия
Мошенники выманили у балетмейстера Олега Виноградова 15 млн рублей
Мир
Французские профсоюзы призвали госслужащих устроить забастовку 5 декабря
Общество
Гендиректора Фонда капремонта Подмосковья Николова задержали по делу о взятке
Туризм
В МЭР спрогнозировали рост турпотока на горнолыжные курорты РФ на 10%
Общество
Суд продлил арест экс-мэру Сочи Копайгородскому на три месяца
Экономика
Патрушев заявил о сборе в РФ 130 млн т зерна в весе до обработки
Общество
Суд отправил в СИЗО гендиректора Фонда капремонта Подмосковья до 12 января
Наука и техника
Имитирующий полет к Луне эксперимент SIRIUS-23 успешно завершился
Общество
В Госдуму внесли проект о рублевых спецсчетах для выплат иноагентам
Мир
Канада отказалась называть имена осевших в стране нацистов из-за Украины
Экономика
Генпрокуратура сообщила о корректировке цен на молоко после проверки
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Почему-то уже много лет принято сравнивать Эдуарда Артемьева с Эннио Морриконе. Сравнение это кажется, с одной стороны, правомерным, тем более что Эдуард Николаевич периодически упоминает итальянца в качестве одного из своих учителей, с другой — отчасти притянутым за уши: всё же и биографии, и стилистические особенности творчества итальянца и русского слишком разнятся — ну разве что потрясающая работоспособность и огромное количество «озвученных» их музыкой фильмов роднит обоих. Но есть и еще одна очень важная деталь, общая для двух композиторов-современников. 30 ноября, в день 85-летия маэстро русской электронной музыки и мастера саундтреков, в этой тайне разбирались «Известия».

В поисках тепла

Морриконе не раз говорил в своих интервью о том, что он не верит во вдохновение, — это, дескать, «выдумка романтиков», и в качестве истинного движителя творчества рассматривает идеи, профессионализм и опыт. Наш музыкальный гений вторит ему, причем опираясь на цитату из Петра Ильича Чайковского: «Вдохновение — редкий гость, только труд, труд, труд!» — и добавляет: «Главное в любом творчестве — концентрация». То есть выходит, что вне зависимости от обстоятельств места и времени обстоятельства образа действия весьма схожи: не полагайся на нисходящее с небес, а крепко работающему да будет дадено.

Так оно, похоже, и вышло у обоих.

Эдуарда Артемьева

Композитор Эдуард Артемьев

Фото: из личного архива Эдуарда Артемьева

Рожденный в Новосибирске, Артемьев воспитывался в Москве, в доме дяди, дирижера и преподавателя консерватории; вот и выходит, что путь его в музыку был предрешен: сначала хоровое училище, потом — консерватория. Композиции он учился у советского классика Шапорина, многократного орденоносца и трижды лауреата Сталинской премии — и успешного автора музыки к кино- и театральным постановкам. Сразу хочется сделать вывод, да окажется он поспешным, потому что вовсе не этим путем Артемьев пришел в кино, а через электронную музыку.

Электричество звука

Парадокс: по воспоминаниям композитора, он «поступил в консерваторию в 1955 году, когда Дебюсси только-только начали исполнять в концертах, а заканчивал в 1960-х, когда Стравинский был еще запрещен», — но именно тогда Артемьев знакомится с Евгением Мурзиным, человеком парадоксальной судьбы — военным инженером, специалистом по противовоздушной обороне и в то же время изобретателем невероятно прогрессивного на тот момент музыкального инструмента — фотооптического синтезатора АНС. К нему, в военный «почтовый ящик», и пошел после диплома работать молодой композитор Артемьев.

Композитор Эдуард Артемьев

Композитор Эдуард Артемьев

Фото: из личного архива Эдуарда Артемьева

Мурзин возглавлял и легендарную Экспериментальную студию электронной музыки при музее Скрябина — хозрасчетную организацию, островок свободы, на котором с АНС работала целая группа композиторов, в том числе Шандор Каллош, Станислав Крейчи, Софья Губайдуллина и Альфред Шнитке. Именно благодаря этим синтезаторным экспериментам еще один заслуженный классик советской музыки, композитор Вано Мурадели, прослышавший о молодом одаренном композиторе, что-то там делающим с электроникой, и позвал Артемьева работать над фантастическим фильмом «Мечте навстречу». Помимо ставших популярными песен «И на Марсе будут яблони цвести» и «Я — Земля», в нем прозвучала электронная музыка, сочиненная и записанная на синтезаторе АНС.

Серьезный автор

Электроника определила всю дальнейшую творческую жизнь Эдуарда Артемьева. Но не та, без которой не обходится ни одна танцевальная вечеринка, ни один попсовый шлягер, а академическая, строгая, развивавшаяся в течение всего прошлого века, ведущая начало от Льва Термена, Арсения Авраамова, Пьера Шеффера и Пьера Булеза. Еще одной компонентой, повлиявшей на творчество ученика советских симфонистов, стал прог-рок, эту самую электронику прибравший к рукам и отчасти ее очеловечивший.

Эдуард Николаевич часто упоминает Джона Маклафлина, King Crimson, Yes и Genesis. Впрочем, в отличие от тех, кто бесконечно возвеличивает эксперименты рокеров с академической музыкой, у него есть право профессионала рассуждать об этом — Артемьев не только участвовал в работе московской полустудийной группы «Бумеранг», которую возглавлял гитарист и один из ведущих ныне звукорежиссеров России Юрий Богданов, но и записал с ней несколько серьезных работ: серьезнейший кроссовер-проект «Метаморфозы», кантату «Ода доброму вестнику», прозвучавшую на московской Олимпиаде в 1980-м, и сюиту «Тепло Земли», написанную для певицы Жанны Рождественской на стихи Юрия Рытхэу — монументальное симфо-роковое произведение, в 1990-х переизданное знаменитым французским прог-лейблом Musea...

С другой стороны, электроника электроникой, но сам Артемьев считает ее просто композиторским инструментом, таким же, как и многие другие. «Я использую любые инструменты, если считаю их необходимыми», — говорит он, и, действительно, берет симфонический оркестр, хор, рок-группу, всё что угодно.

Когда-то Тарковский просил его не о музыке — о «состоянии». Это Артемьев умеет как никто другой: в «Солярисе», едва ли не главной их совместной работе, за исключением фа-минорной хоральной прелюдии Баха из музыки зритель не в состоянии вспомнить ничего другого. А музыка там есть, и много — недаром саундтрек к фильму переиздавался больше десятка раз. Сплетая с синтезаторными тембрами и записями оркестра полевые записи звуков природы, Артемьев смог создать то самое ощущение космоса, которого добивался режиссер. Кстати сказать, известна история первого релиза саундтрека: он вышел в Японии, как рассказывает сам Артемьев, пиратским образом — «кто-то вынес одну из пленок с «Мосфильма», причем не самую лучшую».

Магия кино

Понятно, что соотечественники и современники знают Артемьева преимущественно как кинокомпозитора; тому виной, прежде всего, его многолетний альянс с Никитой Михалковым, альянс донельзя удачный. Познакомившись более 50 лет назад, они до сих пор работают вместе, вплоть до того, что, как говорит композитор, его последней работой в кино станет музыка к фильму Михалкова «Шоколадный револьвер».

Композитор Эдуард Артемьев

Композитор Эдуард Артемьев (слева) и кинорежиссер Никита Михалков (справа)

Фото: РИА Новости/Егоров

Михалкову оказалась вполне по сердцу «электронность» композитора; впрочем, вот и еще одно доказательство того, что все внешние суждения — умозрительны. От декаданса «Рабы любви» до провинциальности «Механического пианино», от публичной истерики «Родни» до камерности «Без свидетелей», от провинциальной благостности «Обломова» до лихого экшена «Своего среди чужих» — в каждом из таких разных состояний Артемьев находил для Михалкова свой музыкальный язык, идеально соответствующий фильму.

Впрочем, Артемьев работал и с Абдрашитовым, и с Любшиным, и с Прошкиным, и с Шахназаровым, и с Полокой — но его работы с Никитой Сергеевичем и его братом Андроном наиболее популярны. Конечно, это сужает творческий образ композитора, ведь на счету Артемьева есть и многочисленные сюиты, и симфонические поэмы, оратории, кантаты, концерты, сонатины и прелюдии... Есть и оперы, главная из которых — «Преступление и наказание» по Достоевскому — писалась несколько десятков лет и вот уже несколько лет с успехом идет на сцене московского Театра мюзикла.

Человек на все времена

Так в чем же секрет универсальности Эдуарда Артемьева, одного из немногих отечественных композиторов, к которому с одинаковым уважением и восторгом относятся и авангардисты, и академисты, и поклонники рок-н-ролла, и любители популярных песен (как забыть «Дельтаплан» в исполнении Валерия Леонтьева)? Судя по всему, дело в том, что он, во-первых, «не читатель, а писатель» (не слушает музыку для удовольствия), во-вторых, не делит музыку на жанры, считая ее абсолютно целостной, единой, и, в -третьих, обладает удивительным мелодическим даром. Он сочиняет темы — и темы, зачастую простые, но никогда — простенькие, ведут за собой весь корпус произведения, будь то симфоническая сюита или песня.

А еще он — неисправимый мечтатель, хотя и кажущийся прагматиком. Вот уже давно Артемьев говорит о грядущем новом искусстве, в котором создатель будет оперировать наравне с визуальной или мелодической составляющей категорией, к примеру, пространства. Несмотря на то что пока таких попыток немного и относятся они к области нишевых экспериментов, кажется, что сам Эдуард Николаевич вот уже десятки лет именно такое искусство и создает и лишь по какой-то досадной случайности его именуют просто музыкой.

Читайте также
Прямой эфир