Саванна небесная: Россотрудничество открывает новые центры в Африке
В 2022 году Русские дома открылись в Судане, Мали, Египте и Алжире. На очереди — Ангола, где сейчас идет работа по подбору партнеров в виде местных НКО, рассказали «Известиям» в Россотрудничестве. Сейчас активизируется работа по продвижению русского языка на континенте. Так, в 2023/24 учебном году квота на африканских студентов в вузах РФ увеличена более чем в два раза: с 2,3 тыс. до 4,7 тыс. мест. Деятельность Русских домов продолжается и в Европе. Тем не менее в ряде стран она приостановлена из-за высылки российских дипломатов, которые обеспечивали ее работу, — в Словении, Хорватии и Черногории, уточнил глава Россотрудничества Евгений Примаков.
Новые Русские дома
Российские центры науки и культуры, они же Русские дома, открыты более чем в 80 странах мира. Там обучают всех желающих русскому языку, проводят фотовыставки, лекции, мастер-классы и концерты, а также предоставляют классическую литературу как на русском, так и на местном языках.
Для расширения своего присутствия в других государствах Россотрудничество разработало новый формат открытия таких пространств. Глава ведомства Евгений Примаков рассказал «Известиям», что в целом российские центры открываются на основе межправительственных соглашений. Однако федеральное агентство пробует использовать более гибкий формат работы в новых регионах — с помощью партнеров за рубежом.
— Мы придумали историю с так называемыми неправительственными домами. Это как франшиза: мы подписываем соглашение с местным НКО, которое работает по локальному законодательству, и выдаем им нашу айдентику, всякие обучающие программы и прочее. В Африке мы так уже открылись в Судане и Мали, — сказал Евгений Примаков.
Идея Россотрудничества заключается в объединении граждан в иностранных государствах, которым интересно продвигать связанные с российской повесткой проекты, пояснил «Известиям» источник, близкий к ведомству. При этом такое партнерство позволит им называться Русскими домами и соотносить себя с Россотрудничеством. Однако, как предполагает собеседник, в этой схеме появляются вопросы финансирования и оценка рисков. Так, официальные Русские дома, открытые на основе межправительственных соглашений, давали им некий статус для решения тех или иных проблем. Кроме того, Россотрудничество как федеральный орган исполнительной власти не может финансировать зарубежные НКО.
— Частично какие-то проекты можно будет финансировать по программе содействия международному развитию, однако и тут всё весьма ограничено. А ведь работа таких Русских домов — это, помимо проектной деятельности, и аренда помещения, и зарплата сотрудникам, а также налоговые и страховые отчисления по законодательству страны пребывания, — добавил собеседник.
При этом Россотрудничество могло бы взять на себя работу по снабжению таких центров отечественной литературой и учебниками по переподготовке преподавателей русского языка, предположил источник. Более того, в ведомстве возлагают надежды и на самоокупаемость таких центров, которые, в отличие от Русских домов, созданных по межправительственному соглашению, могут вести коммерческую деятельность: открыть книжный магазин или организовать платные курсы русского языка, подытожил собеседник.
Расширить географию
В пресс-службе Россотрудничества сказали, что, помимо Судана и Мали, в 2022 году в Африке начали работу негосударственные Русские дома в Хургаде и в Алжире, соглашение с которым было подписано недавно — 1 ноября. При этом Евгений Примаков подчеркнул, что агентство продолжает искать партнеров в виде местных НКО в других странах, в частности в Анголе.
При этом в Анголе и Мали также ведется работа и над открытием Российского центра науки и культуры на основе межправительственных соглашений. Сейчас проекты документов с этими странами находятся на стороне партнеров, подчеркнули в Россотрудничестве. В ведомстве рассчитывают, что при поддержке Минфина РФ работа центров в столицах этих государств — Луанде и Бамако — может начаться в течение ближайших двух лет. Ранее были намерения открыть Русский дом и в Южно-Африканской Республике, но такая перспектива не просматривается уже на протяжении нескольких лет. Пока представитель Россотрудничества работает в составе посольства России в ЮАР. Сейчас в африканских странах находится семь представительств Россотрудничества, которые были открыты на межправительственной основе, — в Египте, Марокко и Тунисе, а также в Замбии, Конго, Танзании и Эфиопии.
Говоря о работе центров в Европе, Евгений Примаков в беседе с «Известиями» напомнил, что работа Русских домов временно приостановлена в таких странах, как Словения, Хорватия и Черногория. Но это связано не с волей Москвы, а с тем, что сотрудники центров «попали под сокращение», поскольку власти стран высылали российских дипломатов, пояснил он.
— Африка как регион, где традиционно имеется спрос на русский язык, культуру и образование, всегда была в фокусе внимания. Несмотря на текущие геополитические события, какого-либо массового закрытия российских центров всё же не произошло, но вместе с тем это лишь усилило внимание к африканским странам, где нас в большинстве случаев ждут, — сказали в агентстве.
Одним из ресурсов влияния в Африке, по данным пресс-службы агентства, становится «экспорт» российского образования для продвижения там русского языка, в том числе благодаря обучению местного населения в российских вузах за счет квот. Так, за год их количество выросло в два раза: если в 2022/23 учебном году гражданам африканских стран предоставили 2,3 тыс. бюджетных мест, то на 2023/24 учебный год для них предусмотрена квота на 4,7 тыс. мест. Лидерами стали Гвинея (450 мест), Ангола (300), Мали (290), Республика Конго (250), Египет (250), Нигерия (250).
В пресс-службе отметили, что за прошлый год было подано более 11 тыс. заявок от африканских кандидатов, средний конкурс составил 4,8 человека на место. Причем по итогам прошедшей приемной кампании наиболее популярными профилями стали «Лечебное дело», «Экономика», «Программная инженерия». Отдельно в ведомстве добавили, что более 2 тыс. африканцев сейчас прошли языковые курсы при представительствах Россотрудничества.
Вместе с тем ведомство занимается реализацией единой дорожной карты по продвижению русского языка в Марокко, Египте и Тунисе, а также планирует провести ряд методических мероприятий по его популяризации и преподаванию в африканских государствах. Впрочем, чрезвычайно важным, но пока слабо используемым ресурсом остается российское информационное вещание на континенте, подытожили в Россотрудничестве.