Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
ХАМАС может освободить часть заложников при отмене операции Израиля в Рафахе
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
В Днепропетровской области повреждены объекты критической инфраструктуры
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Общество
На Урал обрушились сильнейшие снегопады
Мир
В Германии нашли могилу одного из командиров Иностранного легиона ВСУ
Мир
Посол Казахстана в РФ назвал чушью утверждения о русофобии в стране
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Армия
Шойгу вручил медали «Золотая Звезда» отличившимся участникам СВО
Мир
Посольство РФ в Иране опровергло освобождение экипажа судна Aries
Мир
В Дарданеллах у шедшего из Греции в Россию танкера вышел из строя двигатель
Общество
Куклачев заверил поклонников в скором возвращении на сцену
Армия
Система ПВО РФ уничтожила два украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Жители подконтрольного ВСУ Запорожья обвинили военкомат в похищении людей
Мир
Глава МИД Белоруссии назвал бессмысленной инициативу Швейцарии по Украине
Спорт
Саша Илич стал новым главным тренером ФК «Пари НН»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фронтмен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша признается, что в кино попадает по дружбе и никогда не читает сценарий. Меж тем в его фильмографии уже три десятка картин. Он философски относится к своему следу в кинематографе, не боится смерти и мечтает создать стену памяти рок-музыкантов. Об этом Олег Гаркуша рассказал «Известиям» накануне выхода в прокат фильма Федора Лаврова «Сказка для старых», в котором он сыграл одну из ролей.

«Это кино, к чему какие-то приметы?»

— Драматург Роман Михайлов написал «Сказку для старых». Дал прочитать ее актёру Федору Лаврову. Так они создали совместный дебютный режиссерский проект. Как вы попали в эту компанию?

— Мне Федя Лавров позвонил и попросил, чтобы я поучаствовал в фильме. О том, кого мне придется сыграть, он не рассказывал. Я же не актер. У меня нет агента. И при этом у меня в копилке более 30 фильмов.

— Каким образом?

Солист группы "Сплин" Александр Васильев и участник группы "АукцЫон" Олег Гаркуша
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

— Это означает, что в кино я попадаю по знакомству. Режиссеры видят меня в том или ином образе и приглашают. Сценарий я не читаю никогда. Только прошу, чтобы мне прислали мои сцены. Всё. И с Федей Лавровым то же самое было.

— Вы по сюжету везете по бездорожью в телеге гроб. Вы человек суеверный?

— Да нет. Начнем с того, что это кино. Дано задание: с телегой идти по бездорожью. Всё, я пошел. В телеге гроб, в нем лежит Женя Ткачук, замечательный артист и человек. Это кино, к чему какие-то приметы?

Я не суеверен, но через левое плечо иногда плююсь. И перед выходом на сцену своеобразно крещусь. Но это моя фишка. Близкие знают.

— Вы боитесь смерти?

— Нет. Не боюсь я смерти. Но знаю, что через какое-то количество времени меня не будет. Ну что поделать.

— Нечего.

— Пока жив, радовать людей надо, как я умею, — выступлениями, фильмами, стихами, песнями и так далее.

— Главные герои фильма — бандиты, диалоги у них «по понятиям». Почему до сих пор такие персонажи интересны?

— Смотрите, зачем разбирать все фильмы про бандитов? Смысл какой? Но если вы так хотите, начнем хотя бы просто с Алексея Балабанова. Великий, гениальный режиссер. Он творец. Писал сценарии и экранизировал их. Получилось кино про жизнь, в которой есть и бандиты. Ну, конечно, создавать туповатые комедии, на которые будет битком зал, гораздо выгоднее. Но есть же другое кино.

— Называя фильм «Сказка для старых», создатели настраивают зрителя на определенный сюжет. Но если эта и сказка, то страшная. Зачем так обнадеживать?

— Обманываться или верить, зритель сам решит. Он идет в кинотеатр, чтобы сопереживать, веселиться, плакать и так далее. Каких эмоций хочется, такой фильм и выберет. А может, ему хочется увидеть страшную сказку и удивиться. Откуда нам знать?

Участник группы "АукцЫон" Олег Гаркуша выступает на концерте "Дым над водой.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

— В вашей фильмографии есть фильм «Настя» Константина Богомолова по рассказу Владимира Сорокина. В нем у вас уже не эпизод, а полноценная роль. Почему фильм до сих пор не вышел?

— Это не ко мне. Он снимался несколько лет, может, пять или больше. Вроде сейчас идет монтаж. Но у меня такое ощущение, что он никогда не выйдет.

— Вам не обидно, что так получилось?

— Я отношусь к этому философски. Нет так нет. Ну, значит, не судьба. Сколько примеров, когда великие артисты полфильма отснимутся, а потом их меняют на другого артиста. Знаете, даже у меня такое было. Я у Валерии Гай-Германики в сериале каком-то снялся, а потом раз — и заменили меня. Я просил, чтобы мне хоть видео прислали, где я есть в кадре. Было бы интересно посмотреть. Но так и не прислали.

«Аудитория «АукцЫона» — от грудничков до людей преклонного возраста»

— С годами ваша аудитория изменилась?

Как приходили на концерты 30 лет назад, так и приходят. Естественно, со временем мы все изменились: повзрослели, постарели. Но появились новые, молодые поклонники. Аудитория «АукцЫона» — от грудничков до людей преклонного возраста. Конфессии, профессии тоже различные. Но, извините, энергетика, которую дает группа «АукцЫон», повергает всех в нирвану, так сказать. Люди просто как загипнотизированные смотрят и слушают наш коллектив. И это здорово.

— А есть ли достойная смена нашим рок-звездам?

У меня в Арт-центре «Гаркундель» по воскресеньям играют коллективы. Акустика, электричество там и так далее. Все хорошо играют, хорошо поют. Но, к сожалению, пока я не вижу интересных коллективов. Парочку только могу назвать, группа DADGAD с Дмитрием Подосёновым, ну и Костя Карпеев. А коллективов в Питере, наверное, больше 60.

— Чем должна зацепить группа, чтобы вы оценили ее как интересную?

Прежде всего должен быть драйв. Драйв не такой, чтобы гитары ломать или вертеть ими над головой. Когда я смотрю группы, вижу, как человек на сцене себя ведет, кайфово ему или не кайфово. Как правило, музыканты хорошо играют и поют, но не вижу, чтобы они кайфовали. Таких коллективов на сцене вообще мало.

А тут вдруг группа играла «Кто бы мог подумать?!» Пареньки молодые, такие веселые. Молодцы. Гляжу на них, а вот они кайфуют. Так и должно быть!

Понимаете, не может быть много настоящих артистов. Из сотен — один-два коллектива как-то интересны.

Участник группы "АукцЫон" Олег Гаркуша на международном музыкальном фестивале "Рок над Волгой"
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— А зачем вам понадобился свой клуб? Вам мало напрягов по жизни, что вы решили еще бизнесом заняться?

— Во-первых, у меня по жизни нет никаких напрягов, это раз. Во-вторых, это не клуб, а арт-центр. Чем отличается клуб от арт-центра? У нас помимо музыки проходят выставки художников и фотографов. Устраиваем мастер-классы по барабану, показываем фильмы. Мы проводим мероприятия, несколько групп у нас отмечали свои юбилеи. То есть мы предоставляем возможность, чтобы люди не пили, не курили, не кололись, а занимались творчеством.

— А с чего всё началось?

— Так волею судеб случилось еще в 2000 году. В культовом месте, в рок-клубе «Спартак», на втором этаже мне предложили сделать «Гаркундель». Вот тогда он назывался клубом. Потом «Спартак» сгорел. Рокеры тусовались по городу. Мы писали чиновникам, чтобы получить помещение. К тому времени уже образовался благотворительный фонд развития молодежной культуры «Гаркундель». После этого, в 2013 году, нам все-таки дали, спасибо большое городу. Помещение было совершенно убитое. Мы его пять лет ремонтировали. Собирали деньги не без помощи известнейших музыкантов, которые выступали безвозмездно и так денег давали. И в 2018-м открылись как арт-центр «Гаркундель».

«Хотелось бы сделать картину из изображений тех музыкантов, которых нет с нами»

— У вас обширный гардероб?

— Да нет, не очень. Если обычная одежда, в которой я выхожу, ну там джинсы, куртка кожаная, ботинки. Всё. Если вы думаете, что я по улице хожу в том, в чем выступаю, то — нет. Это было в 1980-е годы. Сейчас мне седьмой десяток. Как вы думаете, буду ли я ходить в блестящем пиджаке по городу? Ну нет.

Лидер группы "Аукцыон" Олег Гаркуша (справа) во время выступления на фестивале "Усадьба. Джаз 2009"
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Вы знаете, в чем секрет популярности Виктора Цоя? Его помнят и любят за его творчество или благодаря интересу к артисту, которое поддерживает его окружение и родные?

— И окружение не забывает, и прежде всего народ. И тогда, когда они только начинали, пэтэушник краснодеревщик Витя Цой, никто не предполагал, что вырастет вот такая фигура. Но это всё точно не случайно.

Не случайно Виктор Цой был замечен Борисом Гребенщиковым в электричке. Витя с Лешей Рыбиным ехали и пели песни. А если бы Гребенщиков не ехал на той электричке? Витя Цой был дружен с Майком Науменко, который тоже ему советовал многое в творчестве. Ну и, помимо этого, конечно, у него были гениальные стихи, на которые он писал гениальные песни. Поэтому неудивительно, что на протяжении многих десятков лет Виктора Цоя помнят и, я думаю, будут помнить всегда.

А если говорить о поддержании интереса к Виктору Цою со стороны друзей и родных, то и в этом есть доля правды. У меня, кстати, в арт-центре есть такой мини-музей. В нем много фотографии тех замечательных музыкантов, которые творили в 1970–1980-е. И когда приходят люди, я провожу им экскурсию. Почти никто не знает, допустим, Юрия Морозова, или Жору Ордановского, или Сережу Данилова, или «Комитет охраны тепла» и иже с ними. У них не было такой поддержки, как у Цоя. Но радует, что некоторые всё же интересуются их музыкой.

— В этом году в Питере с большим успехом прошел KKinchevFest. Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», два дня собирал ровесников и молодежь. А у вас не было мысли провести «АукцЫон-фест»?

У нас есть мини-фестиваль «Гаркундель Фест». Вписка происходит в арт-центре. А еще я ведущий на «Дым над водой». Чтобы сделать хороший фестиваль, чтобы пришел народ, нужны деньги, вот и всё. А найти их не так просто. Поэтому мысль такая витает, но получится ли, не знаю.

— Вы питерский музыкант. А почему последний альбом «Мечты» группы «АукцЫон» записывали на «Мосфильме»?

Лидер группы "АукцЫон" Олег Гаркуша во время выступления на концерте, посвященном 25-летию альбома
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

— Потому что Лёне Федорову, живущему в Москве, нравится звукооператор на киностудии «Мосфильм». И мы уже второй раз там записывались. До «Мечты» был альбом «На солнце».

В пандемию мы сыграли там же, на «Мосфильме», онлайн-концерт. Все же мероприятия были запрещены. Так презентовали поклонникам «Мечты».

— А о чем вы мечтаете? Есть ли у вас заветное желание?

— Это не мечта, а то, что хочется в обозримом будущем сделать. Хотелось бы на пустой стене у нас в «Гаркунделе» сделать такую картину из изображений, фотографий, тех музыкантов, которых нет с нами, — Вити Цоя, Егора Летова, Янки Дягилевой, Гриши Сологуба и так далее. Этих ребят больше 60. И каждый год прибавляется и прибавляется. Есть такой замечательный человек Олег Лукьянов, который делает, как он называет, «обои». Их невозможно ни снять, ни закрасить. Это хорошая штука.

Вот такую картину, в принципе, было бы неплохо создать в арт-центре. Так что сейчас у меня такая мечта.

Справка «Известий»

Олега Гаркуша — рок-музыкант, фронтмен группы «АукцЫон», писатель, поэт, актер. Родился 23 февраля 1961 года в Ленинграде. В 1980 году окончил Ленинградский кинотехникум. Работал киномехаником в кинотеатрах. В 1985 году стал участником группы «АукцЫон». Среди песен, положенных на стихи Олега Гаркуши, — «Деньги — это бумага», «Волчица», «Самолет», «Пионер», «Птица». В 1987-м дебютировал в кино, фильм «Взломщик». В 2001-м открыл клуб «Гаркундель», основал одноименный Фонд. Выпустил книгу стихов «Мальчик как мальчик». В 2011 году получил литературную премию «Петрополь», в 2012-м — премию GQ. В 2019 году выпустил первый сольный альбом «23».

Прямой эфир