Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Голливудские блокбастеры ушли из кинотеатров, но их литературные источники пока что остаются доступны на полках книжных магазинов. Конкретно этот роман американского короля детективных триллеров еще не перенесен на экран, но дело, скорее всего, за малым — собрать необходимый бюджет. Пока продюсеры ищут инвесторов, критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».

Джон Гришэм

«Время милосердия»

М.: АСТ, 2022. — Пер. с англ. А. Кабалкина. — 608 с.

Дав своей новой книге название «Время милосердия», Джон Гришэм недвусмысленно передал привет своему писательскому дебюту «Время убивать», в конце 80-х мгновенно сделавшему автора «королем судебного триллера». Эта корона по-прежнему крепко сидит на его голове, и сейчас может показаться, что прошедших тридцати лет в писательской эволюции Гришэма попросту не было. Это не упрек, а комплимент: Гришэм с самого начала сумел изобрести практически безупречную (в меру занудную, в меру задушевную) технологию рассказа о судебных препирательствах, известных ему изнутри, и грех было бы пытаться что-то усовершенствовать в этой отлаженной схеме.

Действие новой книги снова происходит в 1990-м, снова на севере Миссисипи, в вымышленном округе Форд, где разворачиваются события многих гришэмовских судебных очерков. В 2009 году писатель даже издал сборник рассказов «Округ Форд», застолбив свою любимую локацию как гомеостатическую систему с постоянными вводными данными, очень удобными для писателя. Время тут меняется чисто символически, только в названиях романов, по сути оставаясь одинаково суровым и жестоким. Никакой объективной «справедливости» в округе Форд не существует: есть только шанс вызвать сочувствие присяжных, которые в какой-то момент примут твою сторону, потому что ты (а точнее, твой адвокат) был красноречивее и убедительнее оппонентов.

И сюжетно, и стилистически «Время милосердия» выглядит как добротный сиквел «Времени убивать», написанный примерно тогда же и хорошо отлежавшийся в столе. Поклонники Гришэма с удовольствием встретят здесь давно полюбившихся персонажей, и прежде всего главного героя, адвоката Джейка Брайгенса — в свои 37 лет он ощущает себя скорее лузером, чем процветающей акулой правосудия. У него в активе всего одно громкое выигранное дело, да и то с сомнительным подтекстом, если рассуждать строго в рамках закона, но совершенно безупречное с морально-этической точки зрения. На этом зазоре между ощущением своей правоты и необходимостью так или иначе покривить юридической душой Гришэм играет во многих своих книгах, и «Время милосердия» успешно продолжает эту линию.

Писатель Джон Гришэм

Писатель Джон Гришэм

Фото: commons.wikimedia.org/Archivi Mondadori

Блестяще оправданный Брайгенсом под предлогом невменяемости чернокожий Карл Ли Хейли, справедливо укокошивший своих белых обидчиков во «Времени убивать», маячит и на полях нынешнего романа. Тут расовые предрассудки немного отходят на второй план, но флаг Конфедерации по-прежнему служит надежным маркером, который вряд ли станут развешивать у себя хорошие непредвзятые люди. Гришэм находит способ не слишком тонко поиронизировать на свою любимую тему, описывая визит чернокожего шерифа в заведение, где отдается предпочтение белым:

Автор цитаты

«Флагшток прославлял великий штат Миссисипи и славное дело Конфедерации. В клетке около веранды нюхали друг друга два черных медведя. Оззи и Мосс поднялись по скрипучим ступенькам. За дверью находилась сельская лавка под свисавшими с потолка копчеными окороками. Сильно пахло жареным беконом и тлеющими дровами. Пожилая женщина взглянула из-за прилавка сначала на Тейтума, потом на Оззи и заставила себя кивнуть, выдавив: «Доброе утро»

Однако теперь главная закавыка не в вечном расовом конфликте, а в том, что жертвой преступления стал полицейский, а по понятиям сельского Миссисипи поднять руку на стража закона может только совсем отпетый гражданин. Им по роковому стечению обстоятельств оказался 16-летний подросток, застреливший сожителя своей матери после очередной пьяной драки. С подробностей этой отвратительной бытовухи Гришэм начинает свой рассказ, хотя надо признать, что юридическая «кухня» удается ему гораздо лучше, чем быт униженных и оскорбленных маленьких людей, вынужденных бороться за существование уголовно наказуемыми способами.

судья
Фото: Getty Images/gorodenkoff

По-настоящему интересно читать «Время милосердия» становится примерно в последней трети, когда начинается захватывающий отбор присяжных перед процессом об убийстве полицейского. Процесс этот поначалу кажется заведомо проигранным, но чем больше самые разные персонажи бубнят об этом, тем сильнее надеешься на чудесную развязку. «За убийство копа в этом штате в девяти случаях из десяти прописывают газ», — констатирует один из циничных коллег героя, которые служат украшением книги и вызывают гораздо больше симпатии и интереса, чем сам пресноватый Джейк Брайгенс, даже если представлять его в виде Мэтью Макконнахи, сыгравшего его в экранизации «Времени убивать», снятой Джоэлом Шумахером в 1996 году.

Трудно сказать, привлечет ли внимание современных кинематографистов несколько архаичное «Время милосердия», где скользкий герой находит внутренний компромисс между цинизмом и идеализмом, благодаря конструктивной и гибкой позиции профессионального юриста Гришэма. «Милосердие» в данном случае не просто «поповское слово» (как говорил известный блюститель закона Глеб Жеглов) и не абстрактное понятие, но главный адвокатский козырь. Если вовремя вынуть его из рукава, он станет волшебным ключиком к сердцам присяжных, позволяющим убить двух зайцев: продвинуть свою карьеру, выиграв резонансное дело, а заодно — почувствовать себя хорошим человеком, для которого не всё сводится к карьере и деньгам.

Читайте также
Прямой эфир