Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пианистка Валентина Лисица считает, что концертный сезон в Европе под угрозой из-за роста стоимости электричества, готовится к турне по Ирану и хочет сыграть на Запорожской АЭС. Об этом известная артистка, гражданка России, США и ДНР рассказала в интервью «Известиям» в преддверии старта Первого фестиваля им. Олега Лундстрема в Чите, в котором она будет участвовать.

«В ЕС просто закроют концертный сезон»

— Вы только что вернулись из Бразилии. Выступали там?

Да, у меня получилось мини-турне. Играла в оперном театре Рио-де-Жанейро, затем — в Сан-Паулу.

— Какие перспективы вы видите для русских артистов в Бразилии?

— Когда я общалась здесь с организаторами концертов, то пригласила их в Россию. Они очень интересуются балетом, хотят привезти многих наших артистов, театры. Возможностей тут масса. Кроме того, по сравнению с Европой здесь куда более благополучная ситуация с концертным сезоном. Летом у меня было три концерта в Европе, их в какой-то момент перестали отменять, но там ощущение такой безысходности. Они не могут продать билеты, люди начали экономить на развлечениях, на ресторанах, на досуге. Я недавно видела новость, что Метрополитен-опера в Нью-Йорке смогла продать только 60% абонементов на сезон. Это неслыханная цифра, потому что там обычно был лист ожидания на них.

Я не знаю, что будет происходить в той же Европе с концертными залами, их надо банально отапливать, а многие страны приняли законы, по которым общественные здания не могут отапливаться выше определенной температуры. А ведь это грандиозные расходы — просто осветить сцену и включить отопление в зале. Думаю, они просто закроют концертный сезон. В Нидерландах это уже происходит, там отменяют концерты. А в Бразилии — оптимизм, полные залы. Я на днях выступала в оперном театре. Это точная копия парижской Оперы Гарнье. 2,5 тыс. человек. Всё забито до верхних ярусов. Люди счастливы, аплодируют, просят бисы. В партере — и молодежь, и пенсионеры.

Валентина Лисица

Пианистка Валентина Лисица

Фото: Из личного архива Валентины Лисицы

— А ведь традиционно считается, что в Европе пенсионеры как раз очень активно ходят на концерты.

Пенсионеры в Германии уже далеко не всегда могут пойти на концерты, причем это случилось не сейчас. Несколько лет назад, выступая там, я заметила странную тенденцию. Когда приходишь на репетицию, стоят люди и ждут перед входом артистов. Я сначала на них злилась: мол, лезут без очереди, хитренькие такие, вместо того чтобы после концерта постоять за автографами со всеми остальными поклонниками. А потом мне стало очень стыдно, когда я узнала, почему так происходит. Дело было в Ганновере. Я торопилась, опаздывала на репетицию, а там целая толпа пожилых женщин с моими фотографиями. Говорю им: «Ой, извините, у меня нет времени сейчас. Я после концерта буду все подписывать, с удовольствием дам автограф». Они так смотрят, очень смущаясь, и говорят: «Мы не будем на концерте, не можем позволить себе купить билеты».

Украинцам рассказывали, как немецкие пенсионеры ездят на курорты, ходят в оперу и пьют кофе в кофейнях. А на самом деле там всё не так радужно.

«Собираюсь открыть сезон в Луганске»

— Вы неоднократно выступали в Донбассе, ваша общественная позиция хорошо известна. Как это сказалось на зарубежных гастролях?

В Европе и США все мои концерты отменяли, очень тщательно и активно, но в других регионах я как играла, так и играю. В Бразилии я многократно выступала, в одном только Рио-де-Жанейро раз 20, наверное. Ничего не поменялось. Кстати, я была приятно шокирована, насколько тут люди осведомлены о том, что происходит. Когда есть свобода прессы, когда не глушат никакие мнения, все всё прекрасно знают и понимают.

А в ноябре я еду с турне в Иран. Вот там я никогда не была. И до того как я получила российское гражданство в феврале этого года, я даже мечтать не могла о гастролях там: как гражданка США я не имела права вообще туда поехать, а уж тем более выступить и получить за это вознаграждение. Есть какие-то страны, которые считаются «вне закона». Американцам нельзя на Кубу, в Венесуэлу, в Северную Корею. При этом нам так старательно обрабатывали мозги пропагандой по поводу этих государств.

Донецк

Во время выступления в сопровождении симфонического оркестра Донецкой филармонии в Донецке

Фото: ТАСС/Zuma/Celestino Arce Lavin

— Про их политику?

— И про отношение к культуре. Я, честно, не думала, что в Иране вообще есть спрос на классическую музыку, нам всегда рассказывали, что это радикальная исламская республика, темный мир, где живут в каменном веке и вообще не признают европейскую культуру. Мол, классика там не то что не поощряется, а за нее даже наказывают. И вдруг меня приглашают туда в турне. А до меня там выступают Андреа Бочелли и Людовико Эйнауди.

Причем сначала иранцы попросили дать у них два концерта, а потом, когда [президент России Владимир] Путин съездил в Тегеран очень успешно, организаторы позвонили и сказали: «А можно, мы расширим ваши гастроли?» И это превратилось в восемь концертов с путешествием куда-то в пустыню, где они хотят поставить рояль и снять клип.

— Каковы ваши дальнейшие концертные планы?

Планирую сыграть в Херсоне. Посмотрим, материализуются ли эти планы, но я сейчас плотно сижу на телефоне и занимаюсь этим. Там у меня хорошие знакомые, они были раньше в волонтерской роте, теперь работают на местах. Еще я бы хотела, например, поехать на Запорожскую АЭС поиграть, но тут всё зависит от обстановки. Однако уже точно я выступлю в Казани, Санкт-Петербурге. И собираюсь открыть сезон в Луганске выступлением с оркестром.

В Европе меня ждут в Португалии, новый концерт появился в графике. Но самое главное, что пошли сейчас концерты по России. Недавно я выступила в Улан-Удэ. Сама идея концерта возникла, когда начали отменять мои гастроли в Европе, мои бывшие коллеги мне злорадно начали писать: «Ну что, Валентина, теперь ты не будешь больше играть для немцев и французов, ты будешь играть для бурятов». Они меня пытались оскорбить таким образом. А я никак не могла понять, чем буряты хуже немцев. Вот и напросилась выступить в Бурятии, и мы сделали настоящий полноценный сольный опен-эйр. Поставили рояль на улице, стулья. Люди пришли, слушали, всё было очень здорово. Естественно, информация об этом распространилась, и мои западные «товарищи» как-то приувяли, померкли. Шуточки закончились.

 в Мариуполе

Во время выступления в Мариуполе

Фото: Из личного архива Валентины Лисицы

— А часто бывают такие недобрые подколы от коллег?

— Бывают. Я такие вещи, можно сказать, коллекционирую. Мне пианистка из Германии написала: «Наслаждайся своим Мариуполем» — и приложила фотографию развалин. Я, естественно, сохранила скриншот. А сейчас я вижу, как начинают восстанавливать Мариуполь. И сыграю там через какое-то время обязательно, передам всем привет оттуда.

«У женщин слезы текли ручьями»

— У вас ведь уже был концерт в Мариуполе 9 мая. И это вызвало огромный резонанс.

— На самом деле это даже не совсем концерт, а скорее импровизация. Западная пресса мне только подыграла, представив всё так масштабно. Я поехала туда с «Волонтерской ротой», мы развозили гуманитарку, и потом ребята решили: давайте, может, Валентина сыграет. Мы нашли в разбитом Доме культуры завода «Азовсталь» пианино. Его пришлось очень долго отмывать, потому что на него протекла какая-то грязь, там везде осколки валялись, штукатурка обвалилась, в здание было прямое попадание. И вот этот несчастный инструмент в «буханке» привезли, поставили просто на перекресток, я начала играть, и народ стал собираться. Причем исполняла я классику. Так смешно было потом читать в европейских газетах, что я играла «патриотическую советскую музыку». Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов, Чайковский удивились бы такому определению.

— Но вы же еще сыграли песню «День Победы».

— Да, но это в самом конце. А прежде там был еще один замечательный эпизод. Я играла Шопена, а ведь когда сыграешь Шопена, тебе обязательно, как в фильме «Место встречи изменить нельзя», скажут: «Так и я могу, а «Мурку» можешь?». И вот мне тоже кто-то крикнул. А там ходила кошка по улице, и она подумала, что это ее зовут. И эта Мурка приходит и садится ко мне на руки. Вот такого концерта у меня никогда не было. Лежит на коленях кошка, свернувшись клубочком, а я играю «Мурку». Я потом нашла видео — совершенно сюрреалистичное зрелище.

Ну а то, о чем вы говорите, было так. Уже после всяких провожающих речей женщины, которые собрались у пианино, говорят: «А давайте на дорожку споем «День Победы». И я им: «А давайте!» — и подбираю по слуху. И, знаете, вот вроде бы простая песня, все знаем ее слова, но каждый раз это трогает невероятно. Когда мы дошли до второго куплета: «Дни и ночи у мартеновских печей / Не смыкала наша Родина очей», — женщины начали просто рыдать, у них слезы текли ручьями. Мариуполь — это же город сталелитейщиков.

Кстати, история потом повторилась в Улан-Удэ. На концерт пришли буряты из «Волонтерской роты», которые были в Мариуполе, подарили мне цветы, а я рассказала, как мы пели «День Победы». И тут же из толпы говорят: «А давайте споем». И вот вся центральная площадь Улан-Удэ поет со мной «День Победы». Но тут люди начинают плакать уже не во втором, а в третьем куплете, на словах: «Здравствуй, мама, возвратились мы не все».

Мы все знаем, сколько ребят из Бурятии поехали на СВО, как много настоящих героев там. Это была одна из причин, почему мне хотелось выступить именно в Улан-Удэ.

выступление

Во время выступления в Донецке

Фото: ТАСС/Zuma/Celestino Arce Lavin

«Центр притяжения сместился на Восток»

Если говорить о классическом репертуаре, произведениях, которые вы играли много лет, изменился ли ваш взгляд на них, ваша интерпретация?

— Безусловно. Интерпретация, отношение к ним и вообще сам факт их исполнения. В отличие от Запада мы не отменяем и не отвергаем западную музыку, потому что это часть нашей общей культуры. И теперь получается, что, когда исполняешь Чайковского, Рахманинова, зная, что их «отменяют» в Европе, — это уже некий протест.

И вместе с тем многие вещи начинают звучать иначе. Например, я часто играю на бис финал «Сталинградской сонаты» Прокофьева. Это короткая, зажигательная, совершенно забойная пьеса, можно сказать, металлический рок, появившийся еще до того, как рок был изобретен. И когда я исполнила ее на концерте в Донецке, который был 22 июня 2015 года, ведущий сказал, что композитор здесь изобразил танковую атаку. Поэтому номер обрел особый символизм для слушателей. Тем более что сам Прокофьев родился и вырос в Донбассе, в Сонцовке.

Помню, после концерта ко мне подошли многие поздравлять, среди них был [на тот момент глава ДНР Александр] Захарченко, и он сказал: «Вы знаете, я не музыкант, не разбираюсь в классике, но мне понравилось. Только мы тут с военными посовещались и решили, что Прокофьев ничего не понимает в танках». Это был такой забавный, но очень человечный момент.

— С русскими композиторами понятно. А с западноевропейскими, XIX века?

— Интересная вещь с Вагнером происходит. Это ведь один из величайших классических композиторов, но при Гитлере его музыку и философию использовали для пропаганды арийского превосходства. И долгое время, например, в Израиле его музыку вообще запрещали играть. Потом это как-то заглохло, а вот сейчас имя Вагнера вызывает уже новые ассоциации — с нашим знаменитым «оркестром» (имеется в виду ЧВК «Вагнер». — «Известия»). И сегодня, если играешь Вагнера в Африке, Азии или Южной Америке, все видят в этом намек.

Валентина Лисица
Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев

— А что именно вы играете Вагнера?

— Я взяла увертюру к «Тангейзеру» в переложении Листа. Считается, что эта транскрипция написана на пределе пианистических возможностей. В оркестровой версии увертюра идет 13 минут, а пианисты управляются, как правило, за 16–17 минут. В оригинальном темпе мало у кого получается. И вот я все-таки добралась до этой скорости, у меня был такой почти спортивный интерес. И сейчас для меня это преодоление себя, и сам героизм вагнеровской музыки напрямую связаны с теми героями, сверхлюдьми, которые совершают чудеса и избавляют мир от колониальности.

А что касается «отмены» русской культуры — скажу фразу, которую никогда бы не произнесла до этого года: даже фашисты до такого не дошли. На YouTube есть видео: Берлинский филармонический оркестр играет в Берлине в 1943 году Пятую симфонию Чайковского. В это время идет Сталинградская битва, но им даже не пришло в голову запретить Чайковского. Это не комплимент, мол, смотрите, какие они были умные, — нет, они ужасные убийцы. Но нынешние либералы в Европе оказались еще хуже. Кстати, у нас во время войны играли Бетховена, никто не говорил, что надо запретить его симфонии.

— Возвращаясь к вашим концертным планам в России, хочу спросить про участие в Первом фестивале им. Олега Лундстрема. Что будете играть и какие у вас ожидания от этого мероприятия?

— На фестивале я буду играть Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром. Планировала еще выступить вдвоем с Петром Лундстремом, но вот как раз иранские гастроли возникли в графике, и пришлось ограничиться одним вечером.

Но и помимо меня там очень интересная программа, солисты мирового уровня. Вообще это совершенно замечательное начинание. В прибайкальском регионе сейчас очень много каких-то ярких событий происходит, и за этим фестивалем тоже наверняка последуют мастер-классы, летние школы и тому подобное. Там такая концентрация энергии молодых людей. И я сейчас говорю не только о нашей стране, но и о других государствах азиатского региона — о Китае, Монголии, Пакистане и так далее. Мне кажется, мы сейчас двигаемся на Восток. Не надо больше ориентироваться на Европу, подражать ей. Центр притяжения сместился, и Европа теперь оказывается на задворках Евразии.

Справка «Известий»

Валентина Лисица родилась в Киеве, СССР. Училась в Киевской консерватории. Широко известна стала в 2007 году, после того как загрузила на YouTube записи своих исполнений классических произведений. Подписала контракт с одной из самых известных звукозаписывающих компаний Decca. Концертировала в качестве сольной исполнительницы и вместе с крупнейшими коллективами. Долгое время жила в США. Не поддержала евромайдан и начиная с 2015 года неоднократно выступала на Донбассе. В 2021-м получила гражданство ДНР. Сейчас живет в Москве.

Читайте также
Прямой эфир