Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
ФСБ вскрыла разведывательную акцию США через гаджеты Apple
Мир
Лукашенко указал на обострение военно-политической обстановки вокруг СНГ
Мир
Глава МИД ФРГ исключила расширение НАТО до конца конфликта на Украине
Политика
Рябков сообщил о согласовании важного документа на БРИКС
Происшествия
ВСУ выпустили по ЛНР более 30 снарядов из РСЗО HIMARS за май
Общество
Путин поздравил участников мероприятий ко Дню защиты детей
Авто
Российский рынок подержанных люксовых автомобилей установил рекорд десятилетия
Армия
В войска начали поставлять новый комплекс радиоэлектронной борьбы «Пародист»
Общество
Названы города России с самыми доступными однокомнатными квартирами
Армия
Военный эксперт рассказал о технических характеристиках РСЗО «Смерч»
Мир
Глава «Росатома» оценил усилия главы МАГАТЭ по защите Запорожской АЭС
Политика
Госдума денонсировала договор между Россией и Украиной по Азовскому морю
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На полках книжных магазинов появилась долгожданная новинка — сборник комиксов вселенной «Брат» по мотивам одноименной дилогии, отмечающей в этом году 25-летний юбилей. Авторы признаются, что меньше всего хотели отлить героя в камне, бронзе и граните. История персонажа Сергея Бодрова, по их мнению, — не закапсулированный в девяностых миф, а актуальный смыслообразующий сюжет, который сегодня каждый понимает по-своему. В книге собраны десять историй в различных жанрах от разных авторских команд. Сценаристы и художники раздвигают границы дилогии, обращаясь к прошлому и будущему персонажей дилогии, предлагая свои интерпретации сюжета.

Дашины завтраки и банька Круглого

Приквелы, сиквелы, спин-оффы, аллюзии на нуары и корейские боевики с неоновыми вывесками и многофигурными лихими перестрелками — всё это есть среди историй сборника комиксов.

Продвинутая пенсионерка Дарья Викторовна, героиня истории «Старый друг», та самая, что когда-то была жрицей любви Мерилин в Чикаго, сохранила пристрастие к цветным парикам и леопардовым принтам, «рандомным» на теперешних московских бульварах. Она воспитывает двух очаровательных внучек, готовит им «жирное» — настоящий американский завтрак, яичницу с беконом, — и может разобраться с недетскими проблемами — у Даши знакомства с «бронтозаврами» из полукриминальной среды.

Кадр из фильма «Брат»
Фото: Киностудия им. М. Горького

В новелле «Вокруг да около» мы становимся свидетелями детства мафиози Круглого (персонаж Сергея Мурзина). Типичный советский поселок с покосившимися уютными избушками, мальчишка ходит с дедом на рыбалку, учится в обычной поселковой школе, тусуется в дворовой компании. И всё время слышит народные афоризмы, которые не встретишь в хрестоматиях: «вода мир моет», «хороша водка, да узка глотка», «с водкой смерть не страшна», «смерть жизни голова», «хорошему плясуну макарек не помеха», «работа не волк, человек не еж». В рисунках нет ничего чернушного — удочки, озеро, накрытый стол с лучком, солеными огурчиками и запотелой.

Дальше, по мере взросления, возникают картины «пацанских» будней — и снова россыпи «мудростей», вроде «один конь сто свиней не обскачет». И вот уже наш герой фирмач в столице: «кто в Москве не бывал, красоты не видал». Дорогие часы, тачки, посиделки в Сандунах и голый, избитый и связанный Татарин на кровати в финале. Титры. Такой вот генезис антагониста из «гущи народной».

Есть и элегические зарисовки, например, новелла «Зеленый чай» — скомканный жизнью «маленький человек», заезженный интеллигентный пролетарий в кепочке (а был ведь и такой типаж) служит контролером на автобусном маршруте, мужественно требует дюжих кавказцев оплатить проезд, подвергается насмешкам, но живет совсем иным: у него платонический роман с продавщицей ларька Светланой, такой же симпатичной неудачницей. Он каждый день покупает у нее бутерброд и зеленый чай...

Мифические девяностые

Встречаются в сборнике и довольно загадочные композиции. Такова, например, выполненная в памфлетной стилистике «Страна кариеса».

Как пояснил куратор сборника Алексей Замский, последнее — ассоциативная игра, построенная на смысловых контрастах:

— В Советском Союзе все лечили зубы плохо, а Америка сверкала идеальными белозубыми улыбками, даже если внутри, в душе все сгнило. И вот люди в девяностые уезжали, думая, что тут всё гниет, а там все белозубо. А получилось, что наоборот, — рассказал Алексей Замский «Известиям».

Главный редактор издательства BUBBLE Роман Котков назвал вдохновившую на комикс культовую дилогию Балабанова «капсулой времени», сохранившей в аллегорической форме ожидания, страхи и надежды поколения ровесников Данилы Багрова.

— Мы изначально не хотели делать историю «Брата», высеченного в камне. Именно поэтому в книге собраны десять сюжетов в различных жанрах от разных авторских команд, желавших высказаться о герое. Сценаристы и художники раздвигают границы дилогии, обращаясь к прошлому и будущему Данилы, Татарина, Даши и других персонажей, предлагая свои интерпретации сюжета, — рассказал «Известиям» Роман Котов.

Главный редактор BUBBLE подчеркнул, что не рассматривает первоисточник как метатекст, заложивший основы для постмодернистской игры со стилистиками и эстетическими системами.

— Наш сборник скорее про эффект, который оказал фильм на несколько поколений российских зрителей, это попытка осмысления наследия Данилы Багрова, его влияния на культуру, менталитет, настроения в обществе. И конечно, мы говорим об изменениях, произошедших за четверть века. «Брат» — смысловой фундамент и миф, который каждый волен понимать по-своему.

Герой-призрак

Центральная идея сборника очевидна уже в первой новелле, рассказывающей историю крепкого, простого и немного застенчивого старшеклассника Дани, живущего уже в наши дни. Он обожает культуру девяностых, заслушивается «Князем тишины», способен постоять за себя в дворовой драке, рыцарски влюблен в одноклассницу, красотку модельной внешности Светку. Однако такой вот правильный паренек кажется белой вороной в социуме современных подростков. Хипстеры-одноклассники считают его олдскульным, гопники во дворе называют чмошником, Светлана и вовсе не замечает, да и вообще ему не чета — из школы ее забирает отец-чиновник на крутой иномарке, которого Даня считает по своей наивности гангстером.

В общем, одинокий юноша вынужден коротать дни в автосервисе дяди Вени, наблюдая, как тот «воюет» с немцами — ремонтирует «Фольсвагены» и «БМВ», в которые мажоры льют всякую фигню, а как известно, что «русскому хорошо, то немцу смерть».

А еще все думают, что Даня разговаривает сам с собой, но мы-то видим — компанию ему составляет его кумир Данила Багров — призрачный наставник и хранитель. На страницах сборника он полупрозрачен, как и положено аллегорической фигуре, в особенности воплощающей несбыточные, а то и сомнительные в современном мейнстриме идеалы: готовность сложить голову за правду, наличие непоколебимых жизненных установок, привычка действовать, не оставляя времени на рефлексию, находчивость и авантюризм ради завершения сюжета, без всякого гешефта для себя.

Поможет ли призрачный и бескорыстный герой, услышавший музыку бунтарских девяностых, как когда-то Блок музыку революции, нашему современнику Дане? Ответ на этот вопрос будет спойлером, так что поставим точку. Впрочем, многое становится ясно уже из слогана комикса: «В чем сила — каждый решает для себя».

Прямой эфир