Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в рамках Восточного экономического форума рассказала «Известиям» о том, чем может закончиться скандал с Боррелем, как деградировали западные СМИ и кто побеждает в информационной войне.

— Как вы думаете, не обнаружится ли рука Москвы в скандале с главой внешнеполитической службы ЕС Жозепом Боррелем и его переводчиком?

— Вам смешно, а вот премьер-министр Финляндии, например, дома с компанией тусовалась. Это абсолютно их личное дело, дело Финляндии, а народ возбудился — там какая-то оппозиция, проверки на наркотики и так далее. Тут же моментально — это дело рук России. Какой России? При чем тут ее танцы дома? Я думаю: ладно Финляндия, возможно.

Проходит буквально пара суток, Бербок Анналена, министр иностранных дел Германии, сидит на конференции в открытом формате, перед камерой, и абсолютно с четкой убежденностью говорит: «Нам важно продолжать наши действия в отношении Украины, мы будем ее поддерживать до конца, и нам всё равно, что по этому поводу будет думать избиратель». Это дословная цитата. Мир замер. Это вообще для людей, которые исповедуют демократию, тем более либеральную демократию, — нонсенс, это оксюморон. Никаких извинений, ничего, пошел скандал. Тут же выходит и говорит: «Это русские». Каким образом русские? Ну ведь это же будет и дальше. Я уверена, что и с Боррелем будет то же самое. Они скажут, что перед экраном был не Боррель, а «Вован и Лексус».

Анналена Бербок, федеральный министр иностранных дел, записала разговор с Жозепом Боррелем Фонтельесом, Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, во время встречи министров иностранных дел Европейского Союза в Гимниче

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок с главой внешнеполитической службы ЕС Жозепом Боррелем во время встречи министров иностранных дел Европейского союза в Германии, 31 августа 2022 года

Фото: Global Look Press/IMAGO/Janine Schmitz/photothek.d

— Вы назвали работу международного информационного агентства Bloomberg антижурналистской деятельностью. Почему?

— Мне повезло — я застала и коллектив агентства Bloomberg, и его новостные материалы, когда они были в зените своей творческой славы. Я очень хорошо помню начало, середину 2000-х, когда они были одними из первых. Они собирали настоящих звезд профессии, я помню, как российские представители, постпреды при ООН и министры иностранных дел РФ ходили на эфир к Чарли Роузу, который работал на этом канале.

Потом, к сожалению, я увидела деградацию и закат этого средства массовой информации, ставшего жертвой западных информационных войн. И это вообще сегодняшняя тема — того, как они становятся самострелами. Они нацеливаются на нас, на другие регионы мира, но либо рикошетят, либо стреляют сами в себя. Прекрасная изначально идея, конкуренция, содействие собственному бизнесу — во что это превратилось? Подмятое американскими спецслужбами, просто бездыханно подмятое агентство, ставшее инструментом в политической борьбе, распрощавшееся с истинными профессионалами.

— Вы продолжаете с ними сотрудничать?

— Это удивительно: в марте они публично заявили, что с нами не работают в информационном поле, стирают нашу страну и наших спикеров ластиком в связи с началом специальной военной операции и покидают нашу страну, потому что мы ввели какие-то не такие законы, что их удушают. Кто их удушал? Их вообще никто не трогал. Они начали уезжать куда-то, приезжать, писать совершенно чудовищные глупости, потом вернулись, потом отъехали в Дубай.

россия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Сейчас я регулярно получаю от них вопросы. Я говорю: «Вы же с нами завершили?» Они говорят: «Нет, а мы снова хотим с вами работать, только теперь из Дубая». Понимаете, да? Журналист там, где есть событие, повод, тем более там, где проходит мировой кризис. Вот там журналистика живая и настоящая, а не та, которая сервильно обслуживает политический заказ, потом становится инструментом, а потом теряется в информационном пространстве, потому что запуталась в собственных противоречиях.

— Информационная война в разгаре, кто побеждает?

— Конечно, она никогда не заканчивается, эта история вечная. Что касается шансов на победу, может, сначала зададимся вопросом: а какие ставки были в этой самой информационной войне, которую начал Запад? Давайте честно скажем относительно ставок и вообще всей этой игры — их ресурсы какие? Все мировые. Я сейчас не беру российские и китайские, но западные мировые агентства в чьих руках? В их руках. Мировые телевизионные каналы, опять же не считаем Китай и Россию, в их руках. Про соцсети я вообще не говорю, потому что это надо смотреть шире — это цифровые платформы интернет-монополии. Они не то что в их руках, они пошли даже дальше — начали управлять внутри других государств всем информационным пространством, от законодательства до традиций.

В Африке, где они много лет использовали страны в качестве своих колоний, что там происходило? Там невозможно было становление крупных самостоятельных информационных ресурсов. Как, если эти страны только в середине XX века начали получать независимость? Как можно было в информационном плане противопоставить что-либо мировым гигантам? Дальше пошел процесс вроде как бы на равных — заключение соглашения о партнерстве между этими мировыми информационными ресурсами и уже самостоятельными информационными ресурсами всех стран мира. А что это за соглашение о партнерстве? Это один канал, по которому в эти регионы отправлялась информация из западных информационных агентств, которые в плохом смысле слова окормляли, окормляют и продолжают это делать с континентами, странами и правительствами. А после этой зависимости очень сложно перейти к самостоятельности.

— И как это повлияло на россиян?

информация
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Давайте посмотрим, достигли ли они этих целей с такими ресурсами. Как подтверждает статистика и вообще всё, что мы видим сейчас, — началась феноменальная консолидация нашего общества, такая, которой невозможно было достичь, мне кажется, используя даже их информационные ресурсы. То есть всё пошло в обратную сторону, они получили ровно противоположное тому эффекту, который закладывался. Мало того, ведь опорными силами были те самые ресурсы, которые мы называем иностранными агентами, нашими ресурсами, которые подпитывались напрямую или косвенно, через экраны, всё было настроено на это. Не получилось.

— То есть мы оказались в выигрыше?

— Можно ли рассматривать как проигрыш то, что даже в нашем внутреннем пространстве были проявления, неожиданные для многих, а для многих ожидаемые, вот такой антироссийской позиции? Нет, потому что профессионалы об этом знали, не догадывались, а знали. Но только через саморазоблачение стало возможным прощание с ними. Да, у нас тоже есть информационные потери, они очень существенные, — это и блокировки, и аресты, и преследование, и постановки в санкционные списки людей из медиапространства, и травля. Мы видим реальную картину, мы будем переформатироваться.

— Каким образом?

— Мы будем создавать то, чего не хватало, будем делать за счет анализа переконфигурацию сил. И самое главное — очень сложно было доказать, рассказать об этом, когда всё как бы нормально, а вот именно в момент кризиса происходит очень важный момент роста.

— Происходят ли аналогичные процессы в мировом медиапространстве?

— Да, и в этом нам очень помогли, потому что этот самострел идет практически с двух рук. Это то, о чем говорил Генри Киссинджер на протяжении последних 5–6 лет, задавая вопрос своим же соотечественникам: определитесь, что вы делаете — либо Россия, либо Китай, ваши ставки настолько безумны, что уже априори понятно, что вы не сможете вести войну на два фронта. Кризис этой либеральной диктатуры настолько тотален, что, видимо, других опций не было, поэтому это тоже естественным путем будет происходить.

Тот ужас, который охватывает Азиатско-Тихоокеанский регион от действий Запада на всех направлениях — от дестабилизации ситуации вокруг Тайваня до экономических и энергетических санкций, — его невозможно было даже описать. Если бы мы даже хотели, нам бы никто не поверил, что так будет, хотя во многих выступлениях и наших материалах мы это всё предсказывали.

Пешеходы проходят мимо гигантского экрана, транслирующего новостной репортаж о военных учениях Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вокруг Тайваня в Пекине

Пешеходы проходят мимо гигантского экрана, транслирующего новостной репортаж о военных учениях Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вокруг Тайваня в Пекине

Фото: REUTERS/Thomas Peter

— Но есть моменты, когда кажется, что нас никто не слышит.

— Есть краткосрочный результат, достижение сиюминутного эффекта, в этом западники мастера, надо признать. Восемь лет мы слышали, что Москва не выполняет Минские договоренности, ото всех киевских режимов, и при Порошенко, и при Зеленском, от Елисейского дворца, Берлина, естественно, Вашингтона. Сегодня официальные лица, которые принимали решения, одно за другим говорят, что не собирались выполнять Минские договоренности с первого дня их подписания, готовились к войне, к силовому сценарию и по Крыму, и по Донбассу. Где победа-то? Позор на весь мир, позор, вот и всё.

Прямой эфир