Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2023 году «АвтоВАЗ» планирует превысить показатели докризисного 2021 года и произвести не меньше 500 тыс. автомобилей. Правда, это возможно только в случае, если экономическая ситуация не ухудшится, рассказал в интервью «Известиям» на Восточном экономическом форуме президент автоконцерна Максим Соколов. Он также отметил, что для реализации этой задачи уже в сентябре предприятие дополнительно наберет персонал — сегодня АвтоВАЗу не хватает порядка 4 тыс. человек. Цены на автомобили концерн поднимать пока не планирует. А чтобы нивелировать в том числе санкционные риски, компания может аккумулировать все основное производство на одной площадке — в Тольятти.

«Ежедневно мониторим порядка 100–300 комплектующих»

— В конце августа все предприятия АвтоВАЗа, включая дочерние, вернулись к полному режиму работы. На четырехдневке сотрудники работали с июня, такие меры были введены из-за дефицита электронных компонентов. Сейчас проблема решена? Откуда электронные компоненты поступают на предприятие?

Это большая победа для всей команды АвтоВАЗа — в столь короткие сроки выйти из простоя, из периода четырехдневной рабочей недели коллективного отпуска к полномасштабному производству. За этот период нам удалось сделать самое главное — удержать коллектив, сохранить занятость и, несмотря на все вызовы с поставкой комплектующих, с нарушением логистических цепочек поставок, все-таки обеспечить необходимые объемы выпуска.

Мы получаем комплектующие как по традиционным каналам, в том числе большую их долю занимает продукция российских партнеров, так и в ускоренном режиме формируем и новые цепочки поставок, в основном, конечно, из дружественных государств, минимизируя и купируя риски их срыва. В целом нам удается держать ситуацию на контроле, но ежедневно порядка 100–300 комплектующих мы мониторим, поскольку их поставка находится в зоне риска, и это является сдерживающим фактором в развитии нашей продуктовой линейки. Уже со следующего года мы должны выполнить стоящие перед нами амбициозные задачи по выпуску 500 тыс. автомобилей в год.

завод
Фото: РИА Новости/Игорь Агеенко

— Могли бы сказать, из каких стран идут поступают комплектующие?

— Перечислять страны я не буду, они нам всем известны, тогда как санкционные риски никуда не уходят. В первую очередь это те государства, которые не присоединились к санкционному режиму. Мы делаем основной акцент а развитии отношений именно с ними — как в части приобретения определенных комплектующих, так и в плане налаживания новых логистических связей.

— Какова доля отечественных производителей в поставках комплектующих на АвтоВАЗ?

— Она зависит от модели. Наиболее локализованными являются те модели, которые производятся на платформе АвтоВАЗа и хорошо известны нашим покупателям под брендами Lada Niva. Это классическая легендарная модель, которая выпускается 45 лет — Niva Legend, а также модели Niva Travel и Lada Granta. Выпуск последней в прошлом месяце превзошел объемы выпуска прошлого года на 130%. В августе мы произвели более 18 тыс. автомобилей, фактически достигнув показателя 2021-го. Тогда на заводах АвтоВАЗа выпускалось пять семейств автомобилей Lada и не только, а сегодня такие показатели достигнуты лишь благодаря семействам Niva и Granta.

завод
Фото: РИА Новости/Пресс-служба губернатора Самарской области

— Когда вы планируете выйти на докризисный объем производства?

В прошлом году АвтоВАЗ произвел 433 тыс. автомобилей, включая весь модельный ряд. Наши акционеры поставили задачу выйти на планку порядка 500 тыс. автомобилей в следующем году. То есть уже в 2023-м, если не будет кардинального изменения ситуации, ее ухудшения, а наоборот, если будет улучшение, мы перевыполним эти планы, превысив показатели докризисного 2021 года.

«Опытная партия электрического Largus может быть собрана в следующем году»

— Вы говорили, что с сентября начнется дополнительный набор сотрудников, всего будет трудоустроена не одна тысяча человек. Понятно ли уже, сколько именно нужно сотрудников? Откуда вы их привлекаете?

Как раз для достижения поставленной задачи — увеличения объема выпуска до 500 тыс. автомобилей — мы с сентября объявляем набор дополнительного персонала для увеличения мощности и скорости наших основных конвейеров. Нам необходимо плюс-минус 4 тыс. человек. Мы понимаем, откуда мы их можем взять, и активно взаимодействуем с нашими региональными властями. Например, губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров подключил все ресурсы министерства по труду и занятости на региональном уровне. Мы готовы также принять и коллег, которые могут приехать из соседних областей или же в длительную командировку.

— Сегодня у АвтоВАЗа есть две основные производственные площадки — в Тольятти и в Ижевске. Есть ли планы полностью перенести все производство в Тольятти через два-три года? Зачем производителю в такие тяжелые времена два завода, которые могут оказаться недозагруженными в любой момент?

Как раз эта задача решается в настоящий момент. Здесь уже хочу выразить слова благодарности главе Республики Удмуртия Бречалову Александру Владимировичу, который поддержал идею развития на площадке Ижевска современного, нового, инновационного автомобиля — электрического Largus. Производство Lada Vesta на площадке Ижевского завода мы перебазируем в Тольятти для ускоренной работы конвейера, обеспечения большего выпуска продукции. Так мы сконцентрируем свои основные производственные возможности именно в Тольятти. Но при этом в Ижевске остаются завод по производству штампованных изделий, по производству пластика. В наших планах также формирование технопарка, в том числе наших поставщиков, которые будут ориентированы на поставку комплектующих для основного производства концерна.

конвейер
Фото: РИА Новости/Юрий Стрелец

Проект электрического Largus находится в самом начале разработки. Есть ли сейчас понимание, когда можно будет наладить его производство в полной мере? На какой площадке планируется его запускать?

— Мы рассчитываем, что первые прототипы будут созданы уже к концу этого года, а в следующем году опытная партия электрического Largus уже может быть собрана на конвейере Ижевского завода. В дальнейшем объемы серийного производства во многом будут зависеть от потребностей рынка, потому что класс LCV (легкие коммерческие автомобили. — «Известия»), к которому относится Largus, достаточно популярен, бренд известен и, если спрос будет достаточно активный, то мощности позволят собирать в перспективе до 10 тыс. автомобилей в год.

— Разрабатывает ли АвтоВАЗ какие-то новые модели сегодня?

Конечно, мы думаем не только о завтрашнем дне, но и о нашей среднесрочной стратегии, поэтому в активе имеем те наработки, которые АвтоВАЗ разработал вместе со своими французскими партнерами-акционерами. Есть также и собственные платформы АвтоВАЗа, которые могут быть в кратчайшие сроки доработаны. Новая стратегия концерна уже сформирована и будет предложена к рассмотрению на ближайшем совете директоров в сентябре этого года. После утверждения этих стратегических планов можно будет презентовать и конкретные модели, объемы и годы их выпуска.

«Стоимость отдельных электронных компонентов выросла в десятки раз»

— Согласно новому, упрощенному техрегламенту, экспертную оценку по сертификации единичных партий автомобилей (без ABS и подушек безопасности) выдает институт НАМИ, который теперь владеет 68% АвтоВАЗа. Правильно ли, что оценку безопасности выпускаемой продукции проводит акционер производителя продукции? Насколько объективной будет такая оценка?

— Мы не видим здесь какого-то конфликта интересов, потому что сертификация происходит в соответствии с разработанными регламентами, эти регламенты утверждены на уровне Евразийской комиссии. Поэтому здесь ни у кого нет сомнений, что НАМИ обладает необходимыми компетенциями и может квалифицированно, профессионально четко дать сертификат подтвердить сертификат продукции не только для автомобиля АвтоВАЗа, но и для любого российского производителя.

салон
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

— АвтоВАЗ взял на себя обязательство обеспечивать поставки запчастей для машин Renault после ухода французов из России. Каковы подвижки в этом направлении?

Мы в данном случае четко следуем тем обязательствам, которые прописаны в соглашении Минпромторга и Renault по будущему АвтоВАЗа и действительно соблюдаем все гарантийные обязательства через общение клиентов Renault с дилерскими центрами. По крайней мере на сегодняшний день никаких нареканий в этом отношении не было.

— Автоконцерну в условиях санкционного давления пришлось искать новых поставщиков, подорожала логистика. Как эта ситуация отразится на ценах на машины в ближайшее время — они вырастут?

Мы столкнулись не только с кризисом поставки, но и со значительным ростом цен практически по всем видам наших комплектующих, поставляемым как из-за рубежа, так и производимых на территории нашей страны. Здесь сработало сразу несколько факторов, в том числе инфляционный, а также продолжающийся кризис поставщиков радиоэлектронной компонентной базы. До сих пор в мировом масштабе он не преодолен. В связи с этим стоимость отдельных элементов электронных компонентов выросла даже не в разы, а порой даже и не в десятки раз. Но это новые реалии, с которыми приходится работать. И здесь, конечно, выручают те программы льготного автокредитования, которые есть у министерства промышленности и торговли — они позволяют снизить реальную цену автомобиля от 20%, а в регионах Дальнего Востока даже до 25%.

Эти программы имеют горизонт действия до 1 декабря этого года, поэтому те, кто хотел бы купить автомобиль, должны поторопиться с такой скидкой. Это действительно уникальный шанс на сегодняшнем рынке. Если не будет каких-либо отягчающих внешних факторов с точки зрения роста стоимости компонентной базы, то повышать цены у АвтоВАЗа планов нет. Мы видим свою себестоимость, себестоимость наших производственных процессов — она выросла незначительно за этот период времени. Поэтому считаем, что те ценовые параметры, которых сегодня достиг рынок, в дальнейшем не будут увеличиваться, как это было в предыдущий период.

ключи
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

— Каких договоренностей вы планируете достичь на ВЭФ? Какие переговоры запланированы?

— Форум — это всегда площадка для дискуссии, площадка для встреч, бизнеса. У меня запланирован ряд встреч с производителями автомобилей и компонентов. Мы видим задачу рынка в унификации компонентной базы, в кооперации производителей, и как раз этому будут посвящены переговоры. Также намечены встречи с крупнейшими логистическими компаниями, поскольку логистика сегодня является важной не только с точки зрения обеспечения поставок в режиме just in time, но и с точки зрения влияния на рост себестоимости производства автомобилей. Поэтому новые логистические цепочки, на которые мы вынуждены переключаться, должны обеспечивать конкурентную цену нашей продукции — этому и будет посвящен ряд встреч на полях Восточного экономического форума.

Прямой эфир