Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Зампред комитета Госдумы по физкультуре и спорту Амир Хамитов заявил, что в нижней палате парламента и министерствах обсуждают возможность введения в школьную программу уроков киберспорта. Для некоторых это прозвучит шокирующе, но эксперты считают, что на самом деле появление киберспорта в школах уже неизбежно. Так ли это и что даст России появление компьютерных игр в образовательном пространстве — разбирались «Известия».

Кто выступает за киберспорт в школах

Тему киберспорта Хамитов поднял на заседании рабочей группы комитета Госдумы, посвященной импортозамещению в IT-сфере. Он заявил, что в России надо создать альтернативную международной киберспортивную систему, которая основана на сотрудничестве с дружественными странами. По его словам, необходимо воспитывать киберспортсменов со школы, так как это поможет в том числе развивать IT-индустрию. Уже сейчас, заметил Хамитов, многие школьники занимаются киберспортом, а победы в соревнованиях дают им дополнительные баллы при поступлении в некоторые вузы.

Он заявил, что в будущем уроки киберспорта могут войти в школьную программу и эту тему сейчас прорабатывают с профильными министерствами. На рабочей группе также обсуждалась возможность снижения возраста киберспортсменов: сейчас тренировки можно начинать с 12 лет, участвовать в соревнованиях — с 14.

Ученики на уроке информатики
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

В 2019 году с этой инициативой выступал Институт развития интернета (ИРИ). Предполагалось, что эксперимент запустят в период с 2020 по 2025 год.

Президент Федерации компьютерного спорта (ФКС) России Дмитрий Смит рассказал «Известиям», что ИРИ предложил тогда включить в виде школьных факультативов как признанные киберспортивные дисциплины Dota 2 и Hearthstone, по которым проводятся региональные, национальные и международные турниры, так и не имеющие к киберспорту отношения игры вроде Minecraft.

— Мы консультировали ИРИ и помогали составлять список игр по совокупности критериев, которые включали в себя массовость, популярность, узнаваемость и возрастной рейтинг, — рассказал он «Известиям». — И Министерство просвещения тогда эту инициативу поддержало. Подчеркну, что речь вовсе не шла об обязанности школ вводить киберспортивные дисциплины в учебную программу, школьной администрации предоставлялось право открывать на базе школ киберспортивные клубы, кружки и секции.

Ребенок играет в компьютерную игру
Фото: Getty Images/Eduardo Toro/EyeEm

По его словам, этот вопрос неоднократно поднимался вновь, в том числе и на законодательном уровне. Смит рассказывает, что уже существует совместный с Федеральным центром организационно-методического обеспечения физкультурного воспитания план по созданию и реализации программы «Киберспорт в школу».

В Минпросвещения на запрос «Известий» на момент публикации не ответили, в Минспорта (киберспорт с 2016 года официально признан в России видом спорта) поддержали введение занятий по киберспорту в школах. Однако в Минпросвещения темой занимаются. Так, в декабре 2021 года первый замминистра просвещения Александр Бугаев говорил, что «до 2024 года в школах появятся спортивные клубы, и киберспорту в этой программе будет уделено достойное место». А президент России Владимир Путин еще в 2020 году поддержал идею проведения соревнований по киберспорту в школах.

В каком виде должен появиться киберспорт в школах

Директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин считает, что киберспорт в школах может появиться в формате факультатива.

— Включение в основную программу сопряжено со слишком большим количеством как очевидных, так и неочевидных проблем, — рассказал он «Известиям». — Например, где найти достаточное количество учителей? И вряд ли директора обрадуются, что они должны будут найти деньги на аналог неплохого компьютерного клуба.

Мешалкин не представляет киберспорт как часть уроков информатики или физкультуры, так как у учителя данной дисциплины должны быть совершенно другие навыки.

Компьютерный блок
Фото: TASS/Imago/Christian Grube

Дмитрий Смит отмечает, что в ФКС России также придерживаются мнения о том, что киберспорт в школах не должен быть отдельным предметом, однако допускает, что это может быть модуль по физкультуре, а не только программа допобразования.

— Но никак не замена физкультуры, — подчеркивает Смит. — Некоторые киберспортивные секции даже устанавливают довольно строгие требования к допуску на занятия в них: разрешение родителей, хорошая успеваемость, отсутствие задолженностей по физкультуре.

Он добавил, что направление спортивной подготовки по компьютерному спорту после утверждения федерального стандарта подготовки в ближайшее время будет открываться также на базе спортивных школ.

— Новосибирская область станет одним из первых регионов страны, где на базе школы олимпийского резерва по стрелковым видам спорта появится отделение компьютерного спорта, — рассказал он.

Исполнительный директор Российского движения школьников Марина Мокшина считает, что дополнительные занятия по этой дисциплине могут помочь ребятам «не столько познакомиться с играми, сколько изучить инструменты их создания, получить представление о современных компьютерных, информационных и графических технологиях».

Ребенок играет в компьютерную игру
Фото: Getty Images/PonyWang

— Ребята должны освоить не только основы разножанровых игр, но и понимать механику их создания, особенности организации киберспортивных соревнований, — говорит она.

Впрочем, замечает Мешалкин, создание игр (или геймдев, как называют его в профессиональной среде) и киберспорт — принципиально разные вещи, и если уж говорить о киберспорте, то именно как об изучении механик конкретных соревновательных игр и развития навыков игры. А вот геймдев мог бы вписаться в уроки информатики или стать еще одним факультативом, считает он.

Старший преподаватель кафедры киберспорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, преподаватель киберспорта в КиберШколе Максим Залилов считает, что формат занятий должны выбирать сами руководители школ в зависимости от уровня погруженности в эту сферу детей. Николай Андреев, руководитель практики Налогового права ЮК «Зарцын и партнеры», которая в том числе сопровождает дела, связанные с киберправом, замечает, что нельзя допускать обязаловки и перекладывать занятия киберспортом на учителей информатики — так инициатива будет только загублена.

Что даст киберспорт школьникам

Смит отмечает, что с 2018 года в России ежегодно проводятся соревнования по компьютерному спорту «Всероссийская интеллектуально-киберспортивная лига» (Школьная лига) и число участников растет. С октября по декабрь 2021 года в Школьной лиге приняли участие 2095 составов сборных и 5637 человек, а в 2022 году ожидается уже не менее 2500 сборных и 7500 школьников.

Он замечает, что вопреки укоренившимся стереотипам киберспорт не формирует у детей «сутулость, близорукость и нелюдимость», а, напротив, подталкивает к ведению здорового образа жизни.

— По статистике, киберспортсмены в 1,5 раза чаще, чем люди, далекие от киберспорта, занимаются традиционными видами спорта, — сказал он. — Тело для киберспортсменов является их основным рабочим инструментом, с его помощью они повышают свой рейтинг, строят спортивную карьеру и зарабатывают деньги, это стимулирует быть в отличной физической форме.

Киберспортсмены
Фото: Global Look Press/Chris Emil Janssen

Киберспортсмены живут по спортивному режиму с правильным распределением времени на физические нагрузки, отдых и сон, сбалансированно питаются, профессионалы регулярно занимаются со спортивными психологами, которые учат их быть стрессоустойчивыми и избегать психологических перегрузок. В киберспортивных секциях детей учат в том числе вовремя делать гимнастику для глаз, держать осанку, правильно подбирать качественное оборудование, кресло и мышку.

Киберспорт развивает в молодых людях такие важные моральные качества, как ответственность перед другими, честность и порядочность, — говорит Смит. — При этом в компьютерном спорте цена ошибки меньше, чем в реальной жизни, зато это будет урок на всю жизнь, который может помочь избежать гораздо больших неприятностей в будущем.

Ярослав Мешалкин считает, что наличие киберспортивных программ повышает привлекательность образовательных учреждений и ребенок с большим удовольствием пойдет в школу, где есть киберспорт.

— В 2019 году прошло исследование среди школ и высших учебных заведений в Северной и Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе и на Ближнем Востоке, — рассказывает он. — Респонденты считают, что киберспорт действительно помогает развивать полезные в дальнейшей работе навыки и умения.

Турнир по игре Dota 2
Фото: Global Look Press/Daniel Reinhardt

Максим Залилов указывает, что дети получают на уроках киберспорта важные цифровые навыки: в ГБОУ «Кибершкола» в первые месяцы занятий киберспортом занимаются созданием электронной почты, игровых аккаунтов, защитой и безопасностью своих данных.

— Мы пытаемся геймифицировать весь основной образовательный процесс, поэтому наши педагоги не говорят: «Из точки А в точку Б», а используют игровые термины: «от Радиант до Дайр» (реалии игры Dota 2. — Ред.), и детям это намного интереснее и понятнее, — говорит он.

Что даст киберспорт государству

Дмитрий Смит отмечает, что главной задачей как средней школы, так и массового молодежного компьютерного спорта является воспитание гармонично развитой личности, и в киберспорте, по его мнению, для этого есть все необходимое.

— Ведь это самый настоящий спорт, отвечающий абсолютно всем требованиям, критериям и принципам любого другого спорта, — говорит он. — В киберспорте есть свои дисциплины, официальные соревнования, судьи, система тренировок, спортивные разряды и звания.

Ярослав Мешалкин считает, что потенциально государство, занимаясь образованием киберспортсменов, получит «новый предмет для гордости».

— Уже сейчас российские киберспортсмены — одни из сильнейших в мире, а если наладить их системную подготовку со школьной скамьи, то результат может быть еще более впечатляющим, — полагает он.

Турнир по игре Dota 2
Фото: Global Look Press/Chris Emil Janssen

Однако ситуация с участием киберспортсменов в международных соревнованиях сейчас довольно сложная, говорит Дмитрий Смит. Россияне подвергаются ограничениям: им нельзя использовать цвета своего флага и логотипы ряда партнеров. Поэтому сейчас ФКС России работает над увеличением числа соревнований в России, хотя и не планирует выходить из международной федерации.

Впрочем, пользу киберспорта эксперты видят не только в возможности высоких достижений. Марина Мокшина указывает на возможность «в числе прочего решить проблему интеграции гаджетов, которыми пользуются ребята на каждом уроке, в систему образования», а также еще больше «усилить интерес ребят к IT-специальностям». Киберспорт интересен и педагогическому сообществу, говорит она: некоторые учителя создают методические разработки с использованием сюжетов и персонажей игр World of Tanks, Dota 2 и Hearthstone.

Максим Залилов указывает на возможность получить квалифицированные кадры, «которые смогут быстро адаптироваться к любым цифровым изменениям и способны будут решать сложные задачи, а самое главное — правильно прогнозировать изменения цифровой среды».

Готово ли общество видеть киберспорт в школах

— По результатам прошедшего в этом году исследования VK Play, 64% родителей хотят, чтобы их дети-школьники изучали геймерские дисциплины, — рассказал Ярослав Мешалкин. — Конечно, будут те, кто категорически против, именно поэтому так важно вводить киберспорт на факультативной основе, а не на обязательной. Однако плюсы от мягкого внедрения киберспорта велики, поэтому в каком-то виде он точно появится в российских школах.

Дмитрий Смит говорит, что отношение к киберспорту меняется к лучшему — особенно после того, как российский киберспортивный клуб победил на международном чемпионате The International-10 и заработал более $18 млн, а киберспортсменов поздравил президент России.

— Кроме того, зарплаты профессиональных киберспортсменов внушают невольное уважение к профессии, — говорит он. — Но важно понимать, что в стране играют миллионы, киберспортом профессионально занимаются около 100 тыс. человек, а людей, которые зарабатывают на этом, всего несколько сотен.

Турнир по игре World of Tanks
Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Глава ФКС России полагает, что в целом отношение к киберспорту будет с каждым годом становиться все лучше, но многие пока сохранят в его отношении предубеждение, настороженность и неприязнь.

— Но дети в любом случае играли и будут играть в компьютерные игры, — сказал Дмитрий Смит. — В ряде школ даже есть проблема с тем, что ученики играют прямо на уроках. Но интерес к играм, на наш взгляд, нужно не подавлять, а направить в правильное русло. Если ребята увлечены, то необходимо, чтобы они перестали заниматься геймингом и занялись бы киберспортом.

Максим Залилов отмечает, что люди, выступающие против киберспорта, чаще всего не понимают, что это такое.

— Это в первую очередь спорт со своими строгими правилами и жестким регламентом тренировок, — говорит он. — А гейминг — это бесконтрольное времяпрепровождение детей в компьютерных играх, и именно от гейминга идет уже включенное в общий список заболеваний «игровое расстройство».

Он отмечает, что у гейминга и киберспортивной игры есть три основных отличия: все игроки должны быть в равных условиях, то есть соревноваться все должны только офлайн; спортсмены должны соревноваться друг с другом, однопользовательские игры не киберспорт; в киберспортивной дисциплине не должно быть использования случайных чисел, что уже убирает огромный пласт азартных игр.

Читайте также
Прямой эфир