Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Богатый провинциал, выходец из респектабельной купеческой среды, прослуживший более 10 лет цензором, Иван Гончаров открыл удивительную сторону нашей жизни — «обломовщину». Взявшись разоблачить порок, писатель воспел уездный старосветский парадиз вместе с клопами на портьерах и канонизировал очень необычного святого — Илью Ильича Обломова в потертом турецком халате и мягких тапочках. О фаустианской изнанке деятельных натур, русской психоделике, искушении диваном и кулебякой с требухой — литературный обозреватель «Известий» к 210-летию со дня рождения Ивана Гончарова.

Любовь взяточника к падшей женщине

Слишком новаторский, а потому недопонятый современниками, по-хорошему наглый роман Ивана Гончарова то и дело пытаются исключить из школьный программы. Хотят заменить его куда более увлекательной для подростков «Анной Карениной», что в общем-то не лишено смысла. Невозможно в 14–15 лет читать про дядьку, который на протяжении 600 страниц лежит на диване, вставая ради романтических прогулок с 20-летней соседкой по усадебному саду, потом бросает эту Ольгу письмом (еще бы СМС прислал), она сидит на лавке и заливается слезами, а он говорит, что просто ей добра желает, страдает от своей неловкости и снова отправляется на диван…

Анастасия Мишина в роли Ольги Ильинской и Вячеслав Ковалев в роли Ильи Ильича Обломова в сцене из спектакля «Обломов»

Анастасия Мишина в роли Ольги Ильинской и Вячеслав Ковалев в роли Ильи Ильича Обломова в сцене из спектакля «Обломов»

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Вроде как Илью Ильича надо бы осуждать или высмеивать, но нет — почему-то этот тюфяк страшно дорог читателю, да и автор на его стороне: он же добрый, нежный, с «хрустальной душой» и, несмотря на лишний вес, приятной наружности — с красивым серыми сонными глазами. Отлично… Значит, у этого мишки-панды должен быть антагонист — здравый, деятельный, волевой герой, запускающий свежие смыслы в параллельную ось повествования. Однако скупой на эмоции, педантичный полу-Мефистофель с жуликавато звучащей немецкой фамилией (Штольц — переводится как гордость, бахвальство) совершенно не внушает доверия: кажется, он должен появляться под бой часов, носить трость с набалдашником-головой черного пуделя и маскировать парфюмом запах серы… Правильно, абсолютно фаустианский тип.

Примечательно, что и все другие не лежащие на диване знакомцы милейшего Ильи Ильича Обломова противные: грубый аферист Тарантьев, прилизанный карьерист Судьбинский, суетливый верхогляд Пенкин… Последний, кстати, передает обидный привет прогрессистскому «Современнику» и его редактору Николаю Алексеевичу Некрасову, бросившемуся как в омут головой в роман с женой близкого приятеля Авдотьей Панаевой.

«В самом деле не видать книг у вас! — говорит Пенкин Обломову. — Но, умоляю вас, прочтите одну вещь; готовится великолепная, можно сказать, поэма «Любовь взяточника к падшей женщине»... Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и всё в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. ...Я слышал отрывки — автор велик! В нем слышится то Данте, то Шекспир...»

На что настоящий русский интеллигент Обломов реагирует с несвойственной ему горячностью.

«Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! — почти шипел Обломов. — Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... Человека, человека давайте мне! — говорил Обломов. — Любите его...»

Работает, несчастный, с 12 до 5 в канцелярии.

Впрочем, так и не дождавшийся рукописи Некрасов немного потерял — критики и читатели встретили «Обломова» с прохладцей. Продраться через гипнотический, заговаривающийся, будто бы намеренно лишающий свежести восприятия текст было непросто, а осилить его полностью смогли в основном профессиональные читатели.

Так, критик Николай Добролюбов, усмотревший в этом пиршестве провинциального бытовизма социальную проблематику, писал: «Обломов не только своих сельских порядков не знает, <…> он и вообще не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение. Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».

Вот и Обломов, — пишет критик, — «тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят. Сходился он с женщинами, но думал: однако чего же от них ожидать и добиваться. Подумавши же, не решил вопроса и стал избегать женщин… Всё ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего».

Вячеслав Ковалев в роли Ильи Ильича Обломова

Вячеслав Ковалев в роли Ильи Ильича Обломова

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Скуку и апатию литературных героев Добролюбов, как и все другие прогрессистские критики, объяснял окружающими обстоятельствами: мрачное семилетие Николая I, революции в Европе, напряженный внутриполитический фон, дело Петрашевского, Достоевский на каторге. Литература молчит, молчит общество, «герои страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности».

Примерно так Обломов встал в единый семантический ряд с Онегиным и Печориным. Хотя, казалось бы, какое сравнение — Онегин вовсе не мается, а живет, как и подобает светскому человеку, Печорин настолько не ленив, что нарывается на контрабандистов и похищает лошадей и черкешенок.

Илья Ильич тем временем искренне сочувствует приятелю, назначившему на один вечер несколько встреч. Он переживает за Судьбинского, делающего роскошную карьеру. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с 12 до 5 в канцелярии, с 8 до 12 дома — несчастный!»

Есть писатели, реконструирующие действительность, есть создающие миры, Гончаров никогда не писал о том, чего не знал. Творческий метод писателя схож с автофикшеном — актуальным литературным трендом, подразумевающим, что автор соединяет свои личные переживания и впечатления с художественным вымыслом.

«Что не выросло и не созрело во мне самом, чем я сам не жил, то недоступно моему перу; я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — писал он другу. Позже в письме племяннику он раскрыл мысль: «Целиком с натуры не пишется, иначе ничего не выйдет, никакого эффекта. Всё равно, что сырую говядину на стол подать. Словом — надо обработать, очистить, вымести, убрать. Лжи никакой нет: много взято верно, прямо с натуры, лица, характеры, даже разговоры, сцены. Только кое-что украшено и покрыто лаком. Это и называется художественная обработка».

Et in Arcadia ego

Неудивительно, что все свои вступления в должности Гончаров изображал с изрядной долей иронии. Выбор служебного поприща представлял в мемуарах не как сознательный выбор, а как результат давления, которому он, человек слабохарактерный и апатичный, попросту не смог противостоять. Так что некоторая «обломовская» вялость и податливость ему действительно были присущи: неслучайно позднее знакомые шутливо прозвали его принцем де Лень (по аналогии с известной исторической личностью XVIII – начала XIX столетия — принцем де Линем). Да и сам Гончаров подписывал свои письма друзьям этим именем.

Нарочито скучный, воссоздающий сеттинг сонной уездной жизни роман на самом деле экстремален по технике: долгие гипнотические повторы, пустая болтовня с приятелями о том, хороша ли Дашенька или Лизонька, сколько прибавочных к жалованью получает Пересветов и почем нынче овес, шутливые перебранки с Захаром («Понимаешь ли ты, что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!» — «У меня и блохи есть!» — равнодушно отозвался Захар»). Подобные трансовые техники получили распространение уже в XX веке и были большой редкостью для XIX.

Сцена из спектакля «Обломов» по пьесе Ивана Гончарова в постановке Миндаугаса Карбаускиса в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского

Сцена из спектакля «Обломов» по пьесе Ивана Гончарова в постановке Миндаугаса Карбаускиса в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

При этом Гончаров, конечно же, мог написать увлекательный, событийный усадебный роман, рассчитанный на читателя своего времени. Таков его возбудимый, почти готический «Обрыв» с заброшенным тенистым садом, где аллеи переходят в лесные тропинки, ведущие к бездне и запущенным домам, где живет странная красавица по имени Вера. Она пренебрегает героем и влюбляется в рокового злодея Марка Волохова.

В Обломовке же шатается крыльцо, а самым «страшным» событием за последние 20 лет был валяющийся в канаве мужик… Имеет ли это отношение к реализму? Конечно, нет. Обломовка — своего рода Аркадия, где нет болезни, несчастий и до поры нет смерти. В финале умирает Обломов. От ожирения сердца умирает человек огромных сердечных свойств. Как ни предостерегал Штольц, разжирел, опустился, поглупел, а всё Пшеницина со своими кулебяками с требухой. Странный святой — отказавшись от амбиций и дерзновений, он позволил чреву мира поглотить себя вместе со всей своей большой душой и интеллигентским эскапизмом, понуждающим «не выходить из комнаты, не совершать ошибки».

Читайте также
Прямой эфир