Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые показал ухо после ранения в результате покушения
Мир
В Китае назвали нормальным совместное с РФ авиационное патрулирование в АТР
Мир
Кеннеди-младший пообещал резерв в 4 млн биткоинов в случае избрания президентом
Мир
Глава бюджетного комитета рады предупредила ВСУ о перспективе остаться без зарплат
Мир
На параде спортсменов в Париже сборную Южной Кореи объявили как КНДР
Армия
Силы ПВО уничтожили семь украинских беспилотников над Рязанской областью
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о работе ПТРК «Штурм-С» на харьковском направлении
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

570 лет назад, 15 апреля 1452 года, в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции, у нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины родился первенец. Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи, или просто Леонардо да Винчи, как он известен всему миру уже несколько веков, продолжает удивлять своими творениями и сегодняшнее человечество. «Известия» вспоминают жизнь одного из главных титанов Ренессанса — и, возможно, самого смелого изобретателя и ученого в истории человечества.

Ученик Вероккьо

Будущий автор «Джоконды» воспитывался поначалу в доме матери (рожден он был вне брака), а потом — в более состоятельной семье отца, который, судя по всему, был изрядным ловеласом. По крайней мере у Леонардо трижды сменялись мачехи.

Дом в Анкиано, в котором жил Леонардо в детстве

Дом в Анкиано, в котором жил Леонардо в детстве

Фото: commons.wikimedia.org

Семейство жило в достатке, Леонардо получил хорошее домашнее образование, рано проявил художественные способности и в 14 лет поступил учеником в мастерскую Андреа Вероккьо — знаменитого скульптора и живописца, который, несомненно, обладал и педагогическими талантами.

Эпоха Возрождения, с ее внимательным отношением к земному пути человека, с ее бунтом против средневековых устоев, формировалась именно в таких флорентийских мастерских. Там кроме искусств изучали металлургию, химию и математику. Есть легенда, что учитель однажды поручил Леонардо написать двух ангелов для картины «Крещение Христа» — и, пораженный мастерством ученика, навсегда оставил кисти, посвятив себя исключительно ваянию.

Взыскательный художник

В 20 лет Леонардо из учеников стал мастером и вступил в гильдию Святого Луки. Его ценили главным образом как портретиста, который умеет находить неожиданную деталь, раскрывающую глубины характера. Но где игра ума — там и движения души, там и эмоции. «Изображенная фигура имеет ценность только в том случае, если ее движение передает состояние души», — писал Леонардо. И его кисть рождала не просто самоуверенных или кротких красавиц, а людей, испытывающих и ревность, и усталость, и двуличие, глядящих на мир то умиротворенно, то тревожно, то иронически.

Писать он любил медленно, как будто переселялся в своих героев — как медиум. Иногда мастер часами в застывшей позе сидел возле неоконченной картины или фрески и ждал, пока ему откроется необходимый штрих, самый точный, возможно, неожиданный и непонятный с первого взгляда. О мастере ходили даже слухи, что он погружается в транс, что ему помогает нечистая сила. К Леонардо, как ни к кому другому, подходит определение Пушкина — «взыскательный художник». Поэтому его живописное наследие не столь огромно, зато случайных, проходных портретов, написанных только ради гонорара, у великого мастера не было.

Ходили пересуды о невероятной силе художника. Будучи правшой, он левой рукой сминал подкову. И даже формула отдыха у него была своя собственная, повторить которую вряд ли кто-то сможет: он спал по 15 минут каждые четыре часа, после чего пробуждался бодрым и работал, работал, работал, не зная усталости.

«Портрет музыканта» Леонардо да Винчи в миланской Пинакотеке Амброзиана

«Портрет музыканта» Леонардо да Винчи в миланской Пинакотеке Амброзиана

Фото: Global Look Press/i15

Современники находили у Леонардо лишь единственный недостаток: он нередко не заканчивал своих работ: в нем кипели новые замыслы. Мастер не любил расставаться со своими картинами, ускользал от заказчиков, никогда не ставил творчество «на поток». «Работа художника никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена» — это слова человека, который осознанно стремился к совершенству и ставить финальную точку не любил. На склоне лет, приводя в порядок ворох своих замыслов и эскизов, Леонардо написал в дневнике: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».

Разгадать природу мысли

Живопись — как и инженерное творчество — стала для него не украшением жизни, а способом познать все измерения мира и человека. И потому его манера таинственна и многозначна, потому каждая картина мастера вызывает к жизни множество трактовок — самых фантастических. «Впереди планеты всей», конечно, сокровище Лувра — портрет супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизы Герардини. Почти всю жизнь Леонардо возил с собой этот портрет и думал о нем.

Впрочем, над загадкой этой женщины размышляли тысячи искусствоведов, философов, писателей, художников. А сколько противоположных трактовок порождает полуулыбка Джоконды! Она и «лукавая», и «мудрая», и «демоническая», и «чистая», и «болезненная»... Есть даже версия, что Мона Лиза вообще не улыбается, а тщательно скрывает раздражение.

«Мона Лиза» во французском Лувре

«Мона Лиза» в экспозиции Лувра

Фото: Global Look Press/Ringo Chiu

Некоторые считали, что модель Леонардо была беременна. По другой гипотезе это вообще зашифрованный автопортрет Леонардо, любившего «запутывать следы».

Ближе всех, на мой взгляд, подошел к тайне великого портрета профессор Московского университета Борис Виппер: «Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит. Мы ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Для Леонардо это был образ жизни — мыслить, творить. Он пытался разгадать природу мысли — и очень вероятно, что портрет Моны Лизы связан именно с этим — главным — направлением его творчества.

Дуэль не состоялась

Не меньше легенд связано и с противостоянием двух гениев — Леонардо и его младшего современника Микеланджело. Когда им обоим заказали оформление зала Большого совета в палаццо Веккьо — вся Флоренция ждала этого соревнования. Их картины должны были располагаться на противоположных сторонах зала. Оба обратились к батальным сюжетам флорентийских побед. Да Винчи выбрал эпизод схватки двоих всадников за знамя в битве при Ангиари. Микеланджело собирался изобразить эпизоды битвы флорентийцев с пизанцами в битве при Кашине. Леонардо изображал жаркую схватку, а его молодой соперник — купание воинов, которых неожиданно призывают на бой.

Зал Большого совета в палаццо Веккьо во Флоренции

Зал Большого совета в палаццо Веккьо во Флоренции

Фото: commons.wikimedia.org

По большому счету дуэль не состоялась. Микеланджело не окончил свою работу: папа Юлий II вызвал его в Рим. А у Леонардо во время работы смешались невысохшие краски, испортив часть композиции. В результате оба забросили этот заказ, а об их замыслах мы знаем по сохранившимся эскизам и копиям. Леонардо удалось передать ярость боя — как будто он сам сражался при Ангиари.

Как писал о нем современник, «его искусная рука, более всякой другой, умела располагать для утехи глаз тени и краски. Он обладал тайною воспроизводить тела людей и даже воздушные образы богов. Его кисть давала жизнь и лошадям».

Миланский кудесник

К 30 годам Леонардо с двумя учениками переехал в Милан. В этом зажиточном городе он надеялся блеснуть инженерными талантами, поправить финансовое положение, конструируя военные машины, чтобы заниматься искусством без оглядки на заказы. В герцогстве правил Лодовико Сфорца, прозванный Моро: по одной версии, за темный цвет лица (как у мавра), по другой — за благоразумие, символом которого считалось тутовое дерево — morus. Мастер подарил «мавру» серебряную лиру (разумеется, собственного изготовления) и предложил свои услуги военного инженера.

Герцог сразу высоко оценил не только художественные и изобретательские таланты Леонардо, но и его музыкальность. В Милане ценили умение петь, которое входило в длинный список талантов да Винчи. При дворе Сфорца Леонардо блистал своими «фатециями» — короткими рассказами, которые можно назвать и загадками, и притчами, и пророчествами, и анекдотами. Он часто развлекал друзей и меценатов интеллектуальными загадками, в которых рассказывал о будущем. Предвидения Леонардо, как правило, звучат загадочно: «люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит».

Но, пожалуй, главной его миланской работой стала «Тайная вечеря» — роспись в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Его интерпретация известного евангельского сюжета стала классической, столько в ней темперамента и подтекста одновременно. Есть легенда, что моделью для Христа и Иуды послужил для Леонардо один человек, только с разницей в три года. За это время он сумел превратиться из одухотворенного певчего в опустившегося нищего. Художник не узнал его, когда решил, что с этого человека можно писать Искариота. Пожалуй, это слишком красиво, чтобы быть правдой.

Кто знает всё, тот может всё

Вглядимся в знаменитый автопортрет Леонардо, на котором он выглядит то немощным старцем, то полным сил изобретателем, то сосредоточенным праведником, то лукавцем, который уже несколько веков посмеивается над человечеством. Многое можно рассмотреть в его чертах — в зависимости от ракурса и нашего настроения.

Эскиз вертолета Леонардо да Винчи

Эскиз вертолета Леонардо да Винчи

Фото: commons.wikimedia.org

Столь же разнообразны и его таланты. «Кто знает всё, тот может всё», — выводил он на странице дневника своим странным, вывернутым почерком принцип, которому следовал неуклонно. Вся его жизнь состояла из смелых идей, рисунков и чертежей.

Танк да Винчи с броней и без нее

Танк да Винчи с броней и без нее

Фото: commons.wikimedia.org

Список открытий Леонардо фантастичен. Великий мечтатель разработал прообраз современного вертолета. А еще — скафандра, механической повозки, прожектора, спасательного круга и велосипеда. Кроме того, в его записях можно разглядеть схемы пулемета, субмарины и танка — с применением интересных инженерных идей, о которых в XVI веке никто и не помышлял.

На чужбине

На склоне лет он нашел нового покровителя — французского короля Франциска I. Великому старцу присвоили титул «первый художник, инженер и архитектор короля» и отвели для него поместье Ле-Клу, которое часто посещал монарх, любивший жить по соседству, в Амбуазе. Это считалось великой честью: не Леонардо появлялся при дворе, а его величество посещал мастера.

Пенсия в 700 золотых экю позволяла не думать о хлебе насущном. Для молодого Франциска он стал образцом идеальной личности. Говорят, король даже копировал бороду Леонардо и его манеру одеваться. Но главное — он считал да Винчи великим художником и стремился учиться у него. В то время великого живописца уже не так увлекало искусство. Он проектировал систему каналов, предлагал новые конструкции крепостей и радовал монарха механическими львами.

Привечали его во Франции с истинно королевским размахом, но силы да Винчи иссякали. Свои лучшие работы он, без сомнения, создал на родине, в Италии. Но похоронили Леонардо, по его завещанию, в Амбуазе, в галерее церкви Сен-Флорантен, с такой эпитафией: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Биографы художника (и прежде всего Джорджо Вазари) утверждали, что Леонардо в последние годы жизни стал набожен, смирил свою гордыню. Возможно, они пытались приукрасить его образ в духе тогдашней «политкорректности». Леонардо никогда не бунтовал против церкви, но верил на свой лад, считая мыслящего человека почти всесильным.

Могила Леонардо да Винчи в замке Амбуаз

Могила Леонардо да Винчи в замке Амбуаз

Фото: commons.wikimedia.org

Увы, обитель, в которой он нашел упокоение, разграбили во время гугенотских войн, а в начале XIX века снесли и церковь с могилой Леонардо. Вечной оказалась только слава великого флорентийца, который стал символом всего, чем может гордиться Старый Свет. И утонченная культура, и взлет инженерной мысли, и вера в прогресс, и парадоксализм — это всё Леонардо. Гений, для которого, кажется, не существовало невозможного.

Леонардо в России

До нашего времени сохранилось около 15 картин Леонардо — не считая более многочисленных фресок и рисунков. Пять из них хранятся в парижском Лувре, две — в петербургском Эрмитаже, еще в нескольких музеях мира — по одной. Знаменитую «Мадонну Литта» в 1864 году продал директору Эрмитажа Степану Гедеонову герцог Антонио Литта.

Турист у картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Турист у картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

У второй эрмитажной «Мадонны» Леонардо более интересная история. Ее в конце XVIII века купил в Италии генерал Алексей Корсаков, директор Артиллерийского корпуса и большой ценитель классического искусства. Скорее всего, это изображение Мадонны с цветком было одной из первых самостоятельных работ Леонардо. В конце XIX века шедевр оказался в коллекции купца Александра Сапожникова. Его дочь Мария вышла замуж за придворного архитектора Леонтия Бенуа — и супруги решили продать картину императорскому Эрмитажу. Последние платежи за картину они получили уже после революции. Это наше достояние — как, впрочем, и всё, чем восхищает мир Леонардо. И всё, чему он учит нас через века.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Прямой эфир