Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
В Сочи задержали рейс из-за попытки захвата самолета
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ценовые ожидания российских предприятий, согласно результатам опроса Банка России, побили рекорд за всю историю наблюдений: более 40% компаний в ближайшие три месяца ожидают роста цен на свою продукцию. Для сравнения: в декабре 2014 года этот показатель составлял 27,4%. «Известия» попросили экспертов оценить данные ЦБ и выяснили, обязательно ли эти ожидания транслируются в потребительские цены.

Есть куда расти

На этой неделе Банк России опубликовал статистические данные о ценовых ожиданиях российских предприятий из разных отраслей. В среднем с учетом корректировки на сезонность показатель вырос до 41,89% на ближайшие три месяца, хотя по результатам прошлого опроса он составил 22,11%. Нынешние цифры (предприятия заполняли анкеты в первую неделю марта) — рекордные за всё время наблюдений с января 2002 года.

Тут важно пояснить, что процент, который получается по итогам опроса ЦБ, — это не показатель того, на сколько в соответствии с ожиданиями предприятий вырастут цены в ближайшие три месяца. Он показывает долю положительных ответов, то есть сколько руководителей предприятий от общего числа ждут этого роста в принципе. И в нынешних показателях, пожалуй, наиболее занимательный факт в том, что доля положительных ответов резко отличается у предприятий, занятых в «реальном» секторе, и тех, кто только продает конечному потребителю их продукцию.

ЦБ банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Так, наименьший баланс положительных ответов по итогам опроса получился у предприятий, занятых обеспечением электроэнергией, газом и паром, водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов, транспортировкой и хранением товаров. Вместе с ними в категорию отраслей, где менее половины компаний ожидают роста цен на свою продукцию, попали добыча полезных ископаемых, строительство и услуги.

В противоположном лагере — обрабатывающая промышленность и оптовая торговля, а самая высокая доля положительных ответов — вплоть до 75,7% — у компаний, занятых в розничной и оптовой торговле. И хотя в конце 2014 года показатели такого же опроса по отраслям были заметно ниже, там наблюдалась та же тенденция: при средней доле положительных ответов в 21,27% для розничной торговли показатель достигал 37,4%.

Откуда ноги растут

В целом все опрошенные «Известиями» аналитики назвали рост ценовых ожиданий предприятий вполне естественным. Так, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев объяснил, что динамика связана с тем, что в стране резко изменился экономический климат, введены масштабные санкции со стороны Запада, а также резко просела национальная валюта и есть ограничения по импорту.

— Всё это вместе и приводит к тому, что бизнес ожидает роста цен: производителям придется пересматривать возможность поставок комплектующих и сырья из-за границы, решать вопросы с транспортной доставкой, — объясняет Деев. — Растут как стоимость перевозки товаров, их упаковки и прочих составляющих, так и в общем смысле глобальная инфляция — всё это объективно вызовет рост отпускных цен.

магазин торговля продукты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Один из авторов аналитического Telegram-канала РДВ в беседе с «Известиями» объясняет, что свою лепту в рост ценовых ожиданий бизнеса вносит значительное увеличение скорости обращения денег внутри страны, проще говоря — ажиотажный спрос на самые разные товары со стороны людей, неспособных отстраниться от потребительской паники.

Внешние факторы тоже сказываются на ожиданиях отечественных компаний, поскольку сравнительно высокая инфляция наблюдается не только в РФ. Так, в странах Евросоюза она сейчас составляет порядка 5%, хотя в том же 2014 году этот показатель находился у нулевой отметки. Не стоит забывать и о сбоях логистических цепочек, сильно нарушенных еще в период карантинных ограничений, и вспышек заболеваемости в последние два года, а сейчас еще и получающих дополнительный урон от санкций.

«Занятная статистическая информация»

С учетом таких ожиданий со стороны предприятий самый важный вопрос — насколько практически они будут транслироваться в реальные потребительские цены, с которыми жители страны сталкиваются каждый день. И в этом смысле стоит воспринимать полученные Банком России результаты с некоторыми оговорками, считает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Все эти социоэкономические опросы, опросы общественного мнения в период вот таких серьезных форс-мажоров не имеют никакой репрезентативности — это еще основатель социологии Огюст Конт в свое время говорил. Нельзя опрашивать экономических агентов, когда идет достаточно резкое изменение конъюнктуры и волатильность цен находится на повышенном уровне, — сказал в беседе с «Известиями» ученый.

Именно по этой причине не следует воспринимать единичные данные как основу для фундаментальных выводов, считает Остапкович. По его словам, для относительно достоверного прогноза результаты таких опросов Банка России должны сложиться в закономерный тренд, выявить который на сроке менее двух-трех месяцев просто невозможно.

деньги рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Что касается отраслевого разрыва в полученных результатах, торговля реагирует на нынешний форс-мажор более активно из-за того, что она не понимает, что будет происходить с доходами населения, с занятостью и прочими показателями, считает Остапкович. Он объясняет это тем, что торговля в первую очередь завязана на реально располагаемые доходы и платежеспособность населения.

При этом ученый частично согласился с тем, что завышенные ценовые ожидания от ритейла сейчас приводят к формированию неадекватных цен на товары в различных группах именно потому, что компании устанавливают фактически заградительные ценники. Наиболее явно это прослеживается в ценах на новые автомобили. Например, согласно аналитическим данным «Авто.ру», с 25 февраля цены на новые авто у дилеров в среднем взлетели на 65%, хотя в сегменте подержанных машин рост составил 19% за тот же период. Причем в структуре предложения на вторичном рынке собственники машин подняли цены на 16%, профессиональные продавцы — на 17%, а розничные дилеры — на 23%.

— Ритейл просто-напросто хеджируется (страхуется от будущих ценовых колебаний. — Ред.). То есть они понимают риски и хотят поставить наибольшие цены. К тому же в ритейле довольно слабая конкуренция и высокий монополизм. У нас в розничной торговле более 40% относится к крупным сетям. Если отрасль неконкурентна, они могут ставить любые цены: с ними малые магазины у дома тягаться не могут, — объясняет Остапкович.

Дороже, чем раньше, и дешевле, чем сейчас

В целом собеседники «Известий» считают, что рост цен на широкий круг товаров и услуг произойдет в любом случае. Артем Деев из AMarkets отмечает, что ритейл даже в условиях сохранения минимальных наценок на те же базовые продукты питания будет отталкиваться от закупочных цен. Их нынешние ожидания могут быть связаны еще и с тем, что к рознице стекается наибольший объем информации о ценах поставщиков по различным продуктовым группам.

Аналитики РДВ соглашаются, что цены на полках так или иначе придут в соответствие с ценами поставщиков, ведь ритейл не может перекладывать инфляцию на свой убыток в течение долгого времени, и в итоге разницу «оплатит» рядовой покупатель.

— Однако в краткосрочном периоде перекладывание инфляции на потребителя может быть затруднено конкуренцией и государственным регулированием цен. Например, наш мониторинг цен на корзину продуктов питания в крупнейших сетевых магазинах показывает, что цены в них растут даже медленнее, чем показывают официальные цифры Росстата, — подытожил собеседник «Известий».

сахара торговля
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Впрочем, чрезмерно взлетевшие цены на определенные товары точно не останутся на нынешних уровнях, поскольку государственные органы в соответствии с поручением первого вице-премьера Андрея Белоусова очень пристально следят за тем, что происходит на рынке. В качестве примера можно привести тот же сахар, переживающий явный ажиотажный спрос.

На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела антимонопольные дела против «Магнита» и «Пятерочки» после того, как на складах ритейлеров обнаружились «значительные» запасы сахара, который те «синхронно не поставляли в магазины, поддерживая ажиотажный спрос».

То же касается и производителей: по данным газеты «Коммерсантъ», ФАС возбудила дело против двух сахарных заводов в Краснодарском крае после того, как они повысили отпускные цены более чем на 30% — до 68,3 рубля за килограмм, хотя себестоимость производства продукта у них осталась на уровне 28,66 рубля за килограмм.

Прямой эфир