Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров сообщил о переговорах с США по банковским переводам
Мир
Швеция и Финляндия созвали заседания для обсуждения вопросов по Украине
Мир
МИД Канады отверг поддержку присоединения России к G7
Общество
Путин заявил о работе властей Курской области и Минфина над вопросом о поддержке жителей
Политика
Минобороны России и Индии подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Матвиенко заявила о планах Эфиопии принять участие в торжествах к 80-летию Победы
Мир
МИД подтвердил настрой Москвы и Вашингтона урегулировать конфликт на Украине
Мир
Премьер-министр Франции выразил негодование из-за контактов Путина и Трампа
Экономика
В Zara заявили о готовности сосуществовать в РФ с хозяином Maag и Ecru
Общество
Отслуживших полгода по контракту бойцов СВО хотят освободить от срочной службы
Мир
У папы римского Франциска выявили начало двусторонней пневмонии
Общество
С марта в Подмосковье начнут штрафовать владельцев незарегистрированных собак
Мир
Представители РФ и США не обсуждали снятие санкций на встрече в Эр-Рияде
Армия
Силы ПВО уничтожили 21 украинский БПЛА над территорией России
Мир
ЦИК Абхазии назначил второй тур выборов президента на 1 марта
Общество
РЖД будут обнулять персональные карты лояльности у дебоширов
Общество
Путин назначил Борисова спецпредставителем по сотрудничеству в области космоса
Мир
Лавров сообщил о переговорах с США по банковским переводам
Мир
Швеция и Финляндия созвали заседания для обсуждения вопросов по Украине
Мир
МИД Канады отверг поддержку присоединения России к G7
Общество
Путин заявил о работе властей Курской области и Минфина над вопросом о поддержке жителей
Политика
Минобороны России и Индии подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Матвиенко заявила о планах Эфиопии принять участие в торжествах к 80-летию Победы
Мир
МИД подтвердил настрой Москвы и Вашингтона урегулировать конфликт на Украине
Мир
Премьер-министр Франции выразил негодование из-за контактов Путина и Трампа
Экономика
В Zara заявили о готовности сосуществовать в РФ с хозяином Maag и Ecru
Общество
Отслуживших полгода по контракту бойцов СВО хотят освободить от срочной службы
Мир
У папы римского Франциска выявили начало двусторонней пневмонии
Общество
С марта в Подмосковье начнут штрафовать владельцев незарегистрированных собак
Мир
Представители РФ и США не обсуждали снятие санкций на встрече в Эр-Рияде
Армия
Силы ПВО уничтожили 21 украинский БПЛА над территорией России
Мир
ЦИК Абхазии назначил второй тур выборов президента на 1 марта
Общество
РЖД будут обнулять персональные карты лояльности у дебоширов
Общество
Путин назначил Борисова спецпредставителем по сотрудничеству в области космоса
Главный слайд
Начало статьи
«У меня 300 с чем-то фильмов, из них пять- шесть хороших»
«Многие театры стали театрами формы — это неправильно»
«Я люблю сидеть в окопе с банкой тушенки, а не на вышке»
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ян Цапник считает, что высший пилотаж в профессии достигается только посредством службы в театре, а комедийная роль требует самого серьезного существования на сцене. Сегодня он может себе позволить отказаться от роли, большинство своих фильмов считает учебой и ждет оригинальных сценариев. По случаю премьеры сериала «Модный синдикат» на more.tv и СТС актер рассказал «Известиям» о своих экспериментах с модой, работе в БДТ и превратностях актерства.

«У меня 300 с чем-то фильмов, из них пять- шесть хороших»

–– Ваш герой, модельер Ланской — человек искусства: одновременно вальяжный, суетливый, принципиальный, но вынужденный то и дело идти на компромисс. Насколько хорошо вам знаком этот типаж — действовали строго в соответствии со сценарием или добавили что-то свое?

— Вся жизнь импровизация, в кино — тем более. Редко встретишь сценарий, где все детально прописано, поэтому каждый раз приходится наращивать на скелет мышцы и плоть. Но мы как-то сразу договорились с продюсерами сериала, что я буду играть совершенно сумасшедшего человека, фанатика своего дела с маниакальной ему преданностью.

кадр фильма модный синдикат

Кадр фильма «Модный синдикат»

Фото: KEYSTONE PRODUCTION

Насколько вам знаком мир моды?

— У меня в детстве было два случая с ним познакомиться. Когда мне было девять лет, кто-то научил меня вязать крючком, и я связал трехметровый шарф, но не знал, как его закончить этим самым крючком, поэтому додумался просто завернуть и прострочить на швейной машинке. Шарф мне очень пригодился — если какая-то девочка меня звала на день рождения, я отрезал кусок шарфика (он из голубого мохера был), застрачивал и дарил.

Потом пострадал из-за Гойко Митича. Кумир нашего детства из фильмов про индейцев щеголял в замшевой рубахе с бахромой, и мне захотелось иметь такую же. Родителей дома не было, я лег на пододеяльник, обвел себя, вырезал и понял, что надо было резать левее либо правее, тогда на одном полотне получилось бы два силуэта, а так в центре пододеяльника — дыра. Я думаю: «Да ладно, уже терять нечего». Перевернул, тоже обвел, вырезал, всё это сшил. Замочил в тазике с гуашью, чтобы покрасить, но не хватало бахромы на рукава.

Решил отрезать от ковра: режу и ничего не понимаю, она сыпется и сыпется. В итоге до конца дорезал, но тут пришли родители, и я услышал много нового о себе.

Но если серьезно — когда готовились к проекту, я посмотрел байопики и документальные фильмы про знаменитых модельеров — Лагерфельда, Диора, Ива Сен-Лорана. Неистовые, сумасшедшие все они, фанатики своего дела.

Сериал уже посмотрели некоторые представители фэшн-индустрии. Александру Васильеву очень понравилась актриса Мария Горбань, создавшая образ звезды британского телевидения 1990-х годов Джоанны Ламли.

Маша не может не нравиться. Она прекрасный человек, верный товарищ, великолепная актриса и замечательный партнер. Из тех, что никогда не исчезают, не бросают, она всегда подыграет за кадром, поддержит и поможет.

Кадр фильма «Модный синдикат»

Кадр фильма «Модный синдикат»

Фото: KEYSTONE PRODUCTION

Вы сейчас один из самых востребованных актеров. По какому принципу отбираете проекты, часто ли приходится отказывать?

— Да, сейчас я могу себе позволить отказаться от роли. Не то чтобы очень часто, но меня никто не заставит сниматься в заказухе или в проекте с плохим сценарием, где нечего играть и нет истории. Хотя в самом начале моей кинематографической карьеры я несколько раз плюнул-таки в вечность. С тех пор я все переосмыслил — если сценарий бесталанный, откажусь.

В какой момент на вас свалилась всенародная слава — это произошло после «Горько!» Жоры Крыжовникова или «Последнего министра» Романа Волобуева?

— Даже не знаю... Я так устроен: у меня 300 с чем-то фильмов, из них пять-шесть хороших. Все остальные я расцениваю как учебу, я ведь студент до конца жизни — хочу учиться чему-то новому, стараться сыграть то, что еще не играл. А вообще какая-то известность пришла ко мне, когда я служил 14 лет в моем любимом театре — Большом драматическом и когда снимался в передаче «Сказка за сказкой»: девочки писали письма, дарили подарки. После «Бригады» начали узнавать на улицах, брать автографы, фотографироваться. И это приятно. Значит, зацепил мой персонаж, запомнился.

«Многие театры стали театрами формы — это неправильно»

Фазиль Искандер говорил, что юмор — «это след от человека, заглянувшего в пропасть и отползающего обратно». Что думаете о современной русской комедии, какова доля трагического и комического в ваших ролях, например в том же «Последнем министре»?

— Когда обезьяна расхохоталась, увидев себя в зеркале, родился человек. Мы иногда очень серьезно относимся к себе, к своим работам, а люди ржут, потому что дико смешно наблюдать, когда актер что-то делает на зверином серьезе. Чувство юмора и самоирония спасают актеров от самовлюбленности и фальши. Как только актер начинает кривляться, сразу же пропадает обаяние. Поэтому и в комедии существовать надо только по-настоящему, тогда это трогает зрителя, цепляет. Яркий пример в «Последнем министре» — роль моего прекрасного друга Сережи Епишева, он и комичен, и трагичен, его жаль до слез.

Кадр фильма «Последний министр»

Кадр фильма «Последний министр»

Фото: Продюсерская компания «Среда»

Когда работали над образом министра, изучали повадки конкретных чиновников или это собирательный образ?

— Образ, конечно, собирательный, а на чиновников я насмотрелся в БДТ на банкетах. К нам приходили все. В чем-то они нелепые были, в чем-то убедительные, кто-то оказывался абсолютно нормальным человеком.

Раз мы заговорили о БДТ, расскажите о тех временах. Говорят, у вас даже есть футболка с Товстоноговым и надписью: «Бывших бэдэтэшников не бывает».

— Театр стал мне домом, а все актеры — родными людьми. БДТ был для меня школой жизни, которую не купить ни за какие деньги. Когда какой-нибудь молодой актер приходит на площадку и ни бум-бум, потому что он не обучен, это не его вина, это его беда. Я помню запах театра, запах кулис.

Я жил в общежитии Большого драматического театра. В нашей комнате когда-то жили Татьяна Доронина с Олегом Басилашвили, пока они еще были вместе, и дядя Паша Луспекаев жил. У меня какие-то подарки от старых артистов остались. Кирилл Юрьевич Лавров подарил мне халат, Валентина Павловна Ковель — рюмочку из глины под коньяк, Ниночка Усатова скатерть подарила, Владислав Игнатьевич Стржельчик — ботинки свои концертные, это было так приятно. Хотя они на размер меньше, это память на всю жизнь. Но самое главное: у нас ни черта не было, мы репетировали, ездили на гастроли за границу, попадали во всякие дурацкие истории, но мы были счастливы.

Спектакль «Солнечная ночь» БДТ

Спектакль «Солнечная ночь» БДТ

Фото: bdt.spb.ru

Можете вспомнить какие-то забавные истории, происходившие с вами на гастролях?

— Ой, чего только не творили-то! В Израиле было три дня выходных, что опасно для молодых актеров. Я всегда говорил: «Выпить мы и в гостинице сможем, но чего там сидеть-то? Пойдем в цирк, пойдем в музей». Вечером иногда мы расслаблялись. Проезжая рядом с израильским блокпостом, подумал: «Загадаю желание». Ну и загадал желание. Взял в лизинг у араба за $10 осла и арафатку, оторвал громадную пальмовую ветвь, грязная такая была. Въезжал на блокпосты, пел: «Эйсана, эйсана, сана, сана, сана» и кричал: «Привет, я вернулся». Конечно, забрали. Потом отпустили.

В театр не хотели бы вернуться?

— Моего театра уже нет. К сожалению, театра Товстоногова нет очень давно. А если идти в другой театр — надо идти к кому-то. Есть предложения, но после пяти главных ролей с прославленными небожителями, гениальными актерами, которые научили меня профессии, не хочется играть в плохой пьесе. Все мы ремесленники поначалу, но кто-то остается ремесленником на всю жизнь, а кто-то начинает уже по высшему пилотажу летать. Многие театры стали театрами формы — это неправильно. Чем больше форма, тем меньше содержание.

«Я люблю сидеть в окопе с банкой тушенки, а не на вышке»

Чего не хватает в современном кино? Истории, может быть?

Мне не хватает хороших сценариев, потому что со сценариями беда, настоящая беда. Когда начинаешь читать некоторые такие «творения», думаешь: ну всё, приплыли! Деградация полная. Нужны идеи, самобытные, оригинальные, а не суррогат. Сейчас выросло поколение молодых и уже профессиональных операторов, актеров, режиссеров, но главное в кино не актеры, а сценарий. Это основа основ.

— Бывает, что актер вытягивает плохой сценарий?

– Нет, не бывает. Я не понимаю актеров, которые говорят: «Да, фильм — фигня, но я там хорошо сыграл. Видели, да?» Это самообман. Кино — это искусство коллективное. А если плохой сценарий, то никто и ничто не спасет фильм или сериал от провала.

Актер Ян Цапник

Актер Ян Цапник

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Не хотели попробовать себя в режиссуре?

– Никогда.

Почему?

Я люблю сидеть в окопе с банкой тушенки, а не на вышке. Я получаю удовольствие от актерства, а быть режиссером, настоящим режиссером — огромная ответственность и тяжелый труд.

Как известно, вы продолжатель актерской династии, и ваша дочь тоже пошла по актерской стезе. Не отговаривали ли дочку идти в актерство? Все-таки непростой хлеб.

— Ну а как отговаривать? Мама и бабушка мечтали, чтобы она поступила в университет. Жена у меня кандидат наук, востоковед, изучала китайский язык. А я только материться могу на всех языках, наверное. Но Лиза решила сделать всё по-своему. Мы просто дали ей свободу выбора.

Сейчас Лиза учится на втором курсе в «Щуке» у замечательного мастера Михаила Петровича Семакова. Я иногда смотрю видео, которые дочка присылает мне, и думаю: «Ешкин кот, а я, наверное, так уже не смогу сделать». Не в силу возраста, а из-за разности восприятия, Я очень рад за Лизку, потому что она в чем-то обогнала и своего дедушку, которого уже, к сожалению, нет, и меня. Это очень здорово. Дети должны быть лучше своих родителей.

Сегодня молодому актеру лучше ориентироваться на театр или на кино?

Не устаю повторять: если ты решил уйти в кино сразу после института, значит, всё себе обрезал, только в кино и будешь сниматься. Чтобы стать настоящим актером, а не ремесленником, надо послужить в театре, почувствовать сцену, увидеть глаза зрителей, набраться опыта, окрепнуть. Ну а потом можно и в кино. Главное, сделать правильный выбор и оставаться человеком, даже в самые темные времена.

Справка «Известий»

Ян Цапник — российский актер театра и кино. Родился родился 15 августа 1968 года в Иркутске, в семье ведущего актера Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова Юрия Цапника. Служил в разведывательно-десантной роте отдельного разведывательного батальона ГСВГ. Закончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). С 1992 по 2005 год — актер Академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. С 1987 года снимается в кино, в том числе в сериалах «Бригада», «Улицы разбитых фонарей», фильме «Горько» Жоры Крыжовникова, сериале Романа Волобуева «Последний министр». Дважды номинирован на премию «Золотой орел».

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением