Спорт
Теннисист Рублев вышел во второй круг Открытого чемпионата Франции
Политика
Путин прилетел в Узбекистан с государственным визитом
Средства ПВО сбили два снаряда РСЗО «Ольха» над Белгородской областью
Премьеру Словакии Фицо 27 мая проведут контрольное обследование
Политолог связал обвинения РФ в диверсиях в Европе с ухудшением положения ВСУ
Задержан советник губернатора Орловской области Сергей Лежнев
ВС США впервые за несколько лет не приняли участия в Дне независимости Грузии
Оппозиция выдвинула кандидатуру архиепископа Галстаняна на пост премьера Армении
Глава МИД Польши признал промышленный прогресс в РФ и отставание ЕС
Делегация конгресса США посетит Тайвань 26-30 мая
В Москве часть конструкции аттракциона упала на ребенка в ТЦ
Премьер Грузии обвинил президента в измене родине
У берегов Сочи в Черном море заметили дрон-разведчик США
Шольц отверг предложение дать Киеву право на удары по РФ оружием Запада
Премьер Грузии рассказал о мечте войти в ЕС с Абхазией и Южной Осетией
Маск назвал управляемую человеком военную технику устаревшим оружием
Вице-премьер Италии призвал Столтенберга подать в отставку после слов об Украине
Главный слайд
Начало статьи

Ученые нашли причины, почему у некоторых пациентов одышка после перенесенного коронавируса не проходит даже через полгода. Симптом связан с аномальным скоплением иммунных клеток в жидкостях дыхательных путей, показала работа специалистов из Имперского колледжа Лондона. Как пояснили российские медики, такие клетки стягиваются к очагу воспаления, поэтому говорят о продолжительном, затянувшемся лонг-ковиде. Однако сейчас уже есть понимание, как лечить такое состояние, — главное, вовремя обратиться к врачу.

Не проходит бесследно

Часть пациентов, госпитализированных с острым COVID-19, страдают от респираторных симптомов, которые сохраняются в течение многих месяцев после выздоровления. Среди них чаще всего встречается дисапноэ — одышка, которая выражается в изменении частоты, ритма и глубины дыхания и нередко сопровождается ощущением нехватки воздуха. Ученые из Имперского колледжа Лондона опубликовали исследование, в котором показали, что этот симптом связан с изменением ландшафта иммунных клеток в дыхательных путях и может быть признаком серьезного повреждения легких.

Специалисты изучили данные компьютерной томографии грудной клетки 38 человек, госпитализированных с тяжелой формой COVID-19 полгода назад. Также ученые проанализировали образцы жидкости из легких этих пациентов и образцы крови, в которых определили около 500 специфических белков. Затем исследователи сравнили эти показатели с показателями 29 здоровых добровольцев.

ингаляция
Фото: ТАСС/Семен Антонов

Выяснилось, что в легких участников с постковидными дыхательными симптомами было больше иммунных клеток, чем у здоровых людей. При этом по крови таких различий не наблюдалось. По мнению специалистов, это связанно с клеточной гибелью и повреждением эпителия, поэтому такой симптом, как хроническая одышка, может сигнализировать о том, что в легких продолжаются патологические процессы. Причем по тому, каких именно иммунных белков больше всего в жидкости легких, можно определить и тяжесть состояния пациента.

По мнению авторов статьи, выздоровление можно ускорить с помощью лечения, которое ослабляет иммунную систему и уменьшает воспаление.

Легочное поле боя

Вероятно, описанная британскими исследователями хроническая одышка — это одно из проявлений лонг-ковида и аутоиммунного воспаления в легких, сказал «Известиям» старший научный сотрудник кафедры иммунохимии Уральского федерального университета Михаил Болков.

— Инфильтрация (пропитывание каким-либо веществом. — «Известия») тканей иммунными клетками — это как армия на местности. Если врагов нет, то и своим будут мешать. Ну а по сути, они привлечены в очаг воспаления, — пояснил ученый.

Обсуждаемое исследование подтверждает, что в процессе повреждения легочной ткани важное значение имеет гиперреактивность иммунной системы, отметила в беседе с «Известиями» руководитель Центра диагностики нарушений у пациентов, перенесших COVID-19, и профилактики тяжелых осложнений, заместитель главного врача КДЦ «Медси» Мария Петина. По ее словам, при ослаблении противовирусного ответа развивается неконтролируемое стремительное размножение вируса, на которое организм отвечает столь же быстрой выработкой иммунных клеток, их массовой миграцией в пораженные органы, гиперпродукцией воспалительных белков. Это приводит к нарушению регуляции иммунного ответа и развитию цитокинового шторма, сказала специалист.

рентген
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Механизм поражения легочной ткани подтверждает успех применения в лечении генно-инженерных биологических препаратов класса моноклональных антител (аналоги человеческих антител, созданные в лаборатории. — «Известия») в этот период, — отметила она.

Однако, исходя из приведенной статьи, окончательные выводы о причинах хронической одышки делать сложно, подчеркнула врач-терапевт Клинического госпиталя ГК «Медскан» Лидия Стаурина.

— В общем, мы знали, что COVID-19 вызывает гипериммунную реакцию, которая лежит в основе цитокинового шторма. Сейчас мы видим, что иммунные клетки еще долго персистируют (живут и размножаются. — «Известия») у людей с длительной одышкой. Какие из этого практические выводы, мы пока не знаем. Также непонятно, причина это или следствие, — сказала эксперт.

Индивидуальный подход

Пациенты с постковидным синдромом, в том числе и с непроходящей одышкой, должны регулярно наблюдаться у терапевта и проходить углубленное обследование, заявил «Известиям» главный врач медицинской клиники НАКФФ Максим Рыков. У них возможны нарушения, связанные и с неврологическим статусом и с дыхательной недостаточностью, пояснил специалист.

реабилитация
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

— Мы призываем пациентов с постковидным синдромом, которые испытывают чувство дискомфорта, может быть, не всегда понимая, с чем это связано, проходить более углубленные профилактические осмотры и диспансеризации, выявлять эти причины и подбирать индивидуальное лечение, — отметил он.

В постковидном периоде у пациентов с сохраняющимися клиническими проявлениями коронавируса выявляют аутоантитела не только к легким, но и к кишечнику, центральной нервной системе и другим органам, подчеркнула Мария Петина. Наиболее эффективным методом лечения может быть каскадная плазмофильтрация и реоферез, когда плазма крови пациента пропускается через специальные фильтры и возвращается в организм человека, рассказала эксперт.