Мера влияния: детские психотравмы втрое повышают шансы на лонг-ковид
Тяжелая психологическая травма, пережитая в детском возрасте, в три раза повышает вероятность заболеть «долгим» COVID-19, показало исследование американских ученых. Если таких стрессовых переживаний в детстве было два или больше, то риски возрастают в пять раз. Как рассказали «Известиям» российские специалисты, полученные результаты полностью соответствуют современным научным представлениям о тесной связи психических и физиологических процессов и их влиянии на иммунную систему организма.
Детские слезы
Группа ученых из США провела исследование с целью выяснить, как травмирующий психологический опыт влияет на вероятность развития лонг-ковида. Оказалось, что тяжелые психотравмы, пережитые в детстве, заметно повышают шансы на длительное сохранение опасных осложнений после острой стадии COVID-19. При этом сильный стресс, произошедший в течение трех лет до момента заражения, не оказывает никакого влияния на опасность столкнуться с продолжительными последствиями коронавирусной инфекции.
«Детские травмы провоцируют провоспалительные состояния во взрослом возрасте, что подтверждается более высокой заболеваемостью и смертностью. Однако пока оставалось неясным, становятся ли они фактором риска развития лонг-ковида», — пишут ученые в статье с результатами своей работы.
В исследовании приняли участие 338 добровольцев, переболевших COVID-19. У 60% из них зафиксировали лонг-ковид. Большая часть участников перенесли коронавирусную инфекцию с симптомами легкой или средней тяжести. У 5% из них в результате заражения развилась пневмония. 162 пациента ответили на вопросы анкеты, связанные с детством и недавними психологическим травмами.
К детским травмам относили трагические события, произошедшие с участниками исследования до 17 лет. Это могли быть смерть близкого человека, развод родителей, физическое насилие, сексуальное насилие, тяжелая болезнь либо другая психологическая травма. К недавним стрессовым переживаниям ученые отнесли смерть близкого человека, проблемы во взаимоотношениях, сексуальное или несексуальное насилие, тяжелую болезнь либо проблемы на работе.
Обработка данных показала, что любая психотравма, полученная в детстве, втрое повышает шансы на развитие лонг-ковида. А если таких событий в детском возрасте было больше одного, то вероятность длительного сохранения симптомов повышается более чем в пять раз. Интересно, что психологическая травма, пережитая в ранние периоды жизни, сильнее повышает шансы на «долгий» COVID-19, чем преклонный возраст. Также исследование показало, что среди пациентов, болеющих из-за коронавируса продолжительное время, чаще встречается посттравматический синдром и депрессия.
Почему детские психотравмы так сильно влияют на риск развития «долгого» COVID-19, до конца остается неизвестным. Согласно гипотезе авторов исследования, долгосрочные симптомы может вызывать избыточное количество провоспалительных цитокинов, выделение которых усиливается при депрессии, высокой тревожности и посттравматическом расстройстве. А пережитый в детстве сильный стресс повышает вероятность развития этих психологических нарушений, так как влияет на развитие мозга и иммунитета.
Душа и тело
Давно известно, что существует связь психики и тела. Раннее неблагополучие в развитии ребенка (например, в отношениях с родителями) отражается на его психосоматическом здоровье и может иметь продолжение во взрослом возрасте, объяснила «Известиям» доцент кафедры Основ клинического психоанализа Московского института психоанализа Екатерина Мордас.
— При определенных личностных особенностях в состоянии кризиса человек подвергается регрессу и возможна реакция тела на непереносимые для психики человека события и переживания. Вероятно, длительные последствия COVID-19 могут быть связаны с ранней историей развития человека, его отношениями с родителями, особенностям личности, способами переживания травмы. Речь идет прежде всего о самом раннем детском этапе развития, — рассказала Екатерина Мордас.
По словам эксперта, можно предположить, что человек с более зрелой психикой может лучше справиться с переживаниями и самим заболеванием, в том числе с его последствиями на уровне тела. При этом следует помнить о значимости близких поддерживающих отношений с родными, резюмировала специалист.
— Сегодня у нас есть достаточные основания полагать, что ментальное здоровье связано с физическим. К примеру, ВОЗ прямо заявляет о том, что депрессивное расстройство может приводить к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, и наоборот, — подтвердил заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов.
Он добавил, что психотравмы препятствуют успешной борьбе с коронавирусом и его последствиями. Они служат фактором риска для развития депрессии, при которой и безотносительно лонг-ковида могут наблюдаться мышечные и головные боли, повышенная усталость, упадок сил. А в условиях пандемии неизвестность, ограничения, существенный риск потери рабочего места и иные составляющие целого комплекса не самых приятных событий — всё это лишь провоцирует ментальные проблемы, уверен специалист.
— Результаты этого исследования укладываются в общее представление о роли психогенных факторов в течении любого заболевания. Известно, что посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) влияет на здоровье людей, усугубляя обыкновенные инфекционные и утяжеляя или провоцируя различные аутоиммунные и аутовоспалительные болезни, — заметил старший научный сотрудник кафедры иммунохимии Уральского федерального университета Михаил Болков. — Но и менее тяжелые состояния, чем ПТСР, например стресс, также оказывают влияние на тяжесть или дебют различных заболеваний, в частности кожных, аллергических, аутоиммунных. Поэтому взаимосвязь между детской психотравмой и неадекватным течением инфекции весьма вероятна.
По словам специалиста, когда в организме и в нервной системе происходят какие-то реакции на стресс, это ведет к соответствующим изменениям в эндокринной и иммунной системах. Всё тело перенастраивается и готовится к стрессу. Это нормальная взаимосвязь в нашем теле. Но если реакции в нервной системе становятся патологическими, неадекватными, то эти изменения отражаются и на гормонах, и на работе иммунной системы.