От борта: что ждет мировой хоккей после исключения России
Совет Международной федерации хоккея (ИИХФ) 28 февраля решил отозвать у Федерации хоккея России (ФХР) право на проведение МЧМ в 2023 году и отстранить российские сборные и клубы от участия в соревнованиях ИИХФ на время военной операции по защите Донбасса. Молодые игроки остались без МЧМ и ЮЧМ. Шанс побывать на этих турнирах еще в юном возрасте многим выпадает лишь раз в жизни. Плюс опыт, который ребята получают, соревнуясь с игроками из других хоккейных стран, бесценен. Эксперты предупреждают — тотальное исключение российских команд из соревнований отрицательно скажется не только на национальном, но и на мировом хоккее.
Путь в CAS
К сожалению, сбылись самые плохие ожидания относительно проведения в России крупных турниров. В понедельник вечером стало известно, что Новосибирск и Омск остались без молодежного чемпионата мира – 2023. Плюс ко всему сборная России не сыграет на чемпионате мира – 2022 в Хельсинки. Ввиду близкого расположения Финляндии, российских болельщиков туда приехало бы немало.
Что всё это значит для российского хоккея? Невозможно снова не вернуться к сравнению с футболом. Попадание для сборной России на футбольный ЧМ — уже событие само по себе. Успешное выступление там — гигантский взрыв интереса к виду спорта. В хоккее проведение чемпионатов мира раз в год снижает их ценность. Тем более что пока непонятно, сколько энхаэловцев доедет до майского турнира в Финляндии. Два года назад ЧМ отменили из-за ковида, в прошлом году он получился совсем беззвездным, немногим сильнее по составу недавней Олимпиады.
ЮЧМ и августовский МЧМ, конечно, уступили бы взрослому чемпионату по популярности, но со спортивной точки зрения их пропуск даже более обидный. И там и там мы бы точно увидели Матвея Мичкова, а юниорская сборная, вероятно, была бы главным фаворитом с очень большими шансами наконец взять золото, чего не случалось уже 15 лет.
Последний большой удар — это перенос декабрьского, следующего, МЧМ из Новосибирска и Омска. Россия не принимала такие соревнования уже девять лет. Два сибирских города — в топе главных хоккейных центров страны, но хозяевами крупных международных турниров никогда не были.
Очень важно и то, что не было написано в релизе ИИХФ. Во-первых, несмотря на потерю домашнего МЧМ, Россия еще может принять в нем участие: последний турнир с баном — это женский ЧМ в конце августа. Пока что санкции касаются этого сезона, очевидно, что решения по новому будут приниматься позже. Во-вторых, ничего не сказано про ЧМ-2023, который должен пройти в Санкт-Петербурге. В ИИХФ (пока что) не стали забегать на год вперед.
От временной (надеемся) изоляции российский хоккей, конечно, не сломается — он самодостаточен за счет большего количества спортсменов среднего уровня. Участия в еврокубках для клубов КХЛ не было и раньше, а карьерам наших энхаэловцев ничего не угрожает. НХЛ, к слову, выпустила заявление о прекращении коммуникаций с Россией — но, разумеется, Овечкин, Малкин, Кучеров и другие останутся на своих местах.
Однако хоккей (в отличие от футбола) даже в странах, где он развит, последние годы теряет в популярности. Дисквалификация как минимум на полгода одного из фаворитов всех турниров явно не поможет ее вернуть. Ни в России, ни где-либо еще.
Схожее мнение высказали и в ФХР.
— Федерация хоккея России считает данное решение дискриминационным и противоречащим духу спорта, — отметили в организации. — Спорт всегда служил целям объединения народов разных стран и континентов, невзирая на какие бы то ни было различия и разногласия. Подобное решение может откатить развитие хоккея на десятилетия назад вследствие раскола хоккейного сообщества. Мы категорически несогласны с решением Совета ИИХФ и оставляем за собой право обжаловать его в Спортивном арбитражном суде.
Серьезный вызов
Что выйдет из этого обжалования в CAS, с учетом происходящего сейчас в мире, совершенно неизвестно. При этом уже к участию в заседании Совета ИИХФ не допустили Павла Буре, специального представителя ФХР по международным делам. По мнению юристов международной федерации, участие Буре не было одобрено из-за конфликта интересов. О недопуске до участия ИИХФ уведомила его лично.
В ответ на это Буре отправил письмо президенту ИИХФ Люку Тардифу и всем членам совета, в котором он настаивал на участии в заседании и выразил позицию ФХР по сложившейся ситуации. В частности, отказ в участии представителя совета из России назван «решением, не соответствующим правилам и принципам ИИХФ». Также было отмечено, что, согласно документам ИИХФ, никто не может быть подвергнут дискриминации за свои политические взгляды или нести коллективную ответственность.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал вице-премьер РФ по спорту Дмитрий Чернышенко.
— Мы видим, что спортивная отрасль столкнулась с серьезными вызовами, — подчеркнул функционер. — Мы придерживаемся принципа, что спорт вне политики. Но нас втягивают в политику, потому что понимают, какое значение спорт имеет для россиян. Олимпийские игры в Токио и Пекине показали, что давление на спортсменов не позволяет сломить дух наших атлетов. Мы подтвердили зарубежным партнерам свою готовность к проведению международных соревнований на территории нашей страны. Мы видим, что международные федерации принимают решения самостоятельно. В текущей ситуации мы будет работать с нашими партнерами — странами СНГ, БРИКС.
По словам Чернышенко важным направлением работы для России остается развитие массового спорта. По поручению Минспорта сейчас пересматривается график проведения мероприятий.
— Деньги, которые были заложены на международные соревнования, будут потрачены на спортивную инфраструктуру. В этом году запланировано около 10 тыс. мероприятий: соревнований, тренировок, — подчеркнул вице-премьер.
Когда мы увидим сборную нашей страны на международном турнире — в каком бы то ни было виде спорта — неизвестно. Остается надеяться на лучшее.