Вопрос на триллион: опасен ли очередной рекорд госдолга США
Государственный долг США впервые в истории достиг отметки в $30 трлн. Сумма выглядит умопомрачительной даже на фоне огромных размеров экономики США, с ВВП на уровне $23 трлн. Эту «юбилейную» отметку задолженность достигла гораздо быстрее, чем предыдущие, но, похоже, в Америке немногие видят проблемы в таком быстром наращивании займов. Во многом эта беззаботность оправданна: действительно, размеры госдолга и даже его отношение к ВВП сами по себе не грозят ни дефолтом, ни экономическими потрясениями в обозримом будущем. И всё же негативные последствия (и весьма серьезные) у увеличения долга в бесконечность есть. Подробности — в материале «Известий».
Говоря о государственном долге США, нужно в первую очередь учитывать, что он делится на две части. Одна из них сугубо техническая — это взаимные обязательства различных американских ведомств и агентств. Например, пенсионного фонда и фонда Medicare. Общий объем таких обязательств составлял на конец января свыше $6,5 трлн. «Настоящий» долг — это всё остальное: заимствования, которые в форме различных ценных бумаг (имеющих разное наименование в зависимости от срока погашения) держат частные лица, организации и зарубежные страны. Это число на данный момент составляет более $23 трлн. Иностранцы владеют около $7,5 трлн, всё прочее приходится на американских резидентов. На данный момент общий госдолг США составляет свыше 120% ВВП, и это рекордный показатель за всё время.
США не всегда были таким крупным должником. На протяжении столетий государственный долг в основном использовался на финансирование срочных расходов, включая военные, что было важно в условиях крайне низких налоговых ставок (относительно современных США стран Европы). Государство было «маленьким», и ему не требовались деньги, сопоставимые с ежегодным оборотом в экономике. Даже после Первой мировой войны, когда экономическое присутствие государства в США стало куда более осязаемым, показатели долга были смешными по современным меркам. Так, в 1936 году, на выходе из Великой депрессии, объем американских заимствований составлял $33 млрд, или 40% тогдашнего ВВП.
Во время Второй мировой ситуация изменилась: военные усилия США требовали колоссальных денег, и к 1945 году размер долга подскочил до $250 млрд, почти в восемь раз в сравнении с довоенным временем, превысив годовой объем экономики почти на 20%. Впрочем, буквально за 10–15 лет этот пузырь удалось сдуть, и, хотя к довоенным уровням госдолг так и не вернулся, он составлял вполне комфортные 30–40% ВВП. Что интересно, в следующие несколько десятилетий задолженность росла в строгом соответствии с ростом экономики, и даже резко увеличившиеся расходы на «государство благоденствия» не позволили долгам особо раздуться.
Перелом наступил в 1980-е. Несмотря на приверженность кабинета Рональда Рейгана идеям свободного рынка, долги начали стремительно расти. В 1982 году они впервые перевалили за триллион долларов. С 1981 по 1988 год они подскочили с 31% до 50% ВВП. Тому способствовали две вещи: снижение налогов вместе с параллельным сохранением социальных расходов и рост военного финансирования.
В связи с этим можно было ожидать, что после окончания холодной войны рост долга должен замедлиться, подобно тому как объемы задолженности рухнули после победы во Второй мировой. Но произошло строго обратное — обязательства начали расти как на дрожжах, причем рост происходил при президентах от любой из партий. К 1996 году они разменяли шестой триллион, поднявшись до 64% ВВП. Затем наступила небольшая пауза, а с 2003 года долг начал ускорять свой рост относительно размеров экономики. Между 2004-м и 2010-м он вырос на 30 процентных пунктов, до 90% ВВП. В 2008-м, в разгар глобального финансового кризиса, абсолютный размер задолженности впервые достиг 14-значного показателя — $10 трлн.
Путь от $1 трлн до $10 трлн занял долгие 28 лет, а от $10 трлн до $20 трлн — менее десятилетия: последняя отметка была превышена в 2017 году, при Дональде Трампе. Чуть раньше был покорен уровень в 100% ВВП. К 2010-м годам рост долга стал таким стремительным, что обеспокоил значительную часть политического класса в США. Если до этого установление потолка долгов в конгрессе было делом рутинным, то в прошлом десятилетии оно превратилось в грандиозное шоу с приостановкой работы правительственных агентств, которым из-за сохранения лимита было нечем платить. Справедливости ради, желания создать проблемы сидящей в Белом доме партии в этих демаршах было куда больше, чем реального беспокойства о «неподъемных» долгах.
Расстояние между $20 трлн и $30 трлн было преодолено почти мгновенно по историческим меркам — менее чем за пять лет. Виной тому стал новый форс-мажор, а именно эпидемия, на борьбу с экономическими последствиями которой были потрачены невиданные деньги (антикризисные расходы в 2008–2009 годах, которым поражался весь мир, оказались на этом фоне сущей мелочью). Только в 2021 финансовом году дефицит федерального бюджета США составил $2,8 трлн, или около 12% ВВП. До кризиса этот показатель был ниже 5%.
Сейчас особых возмущений по поводу очередного долгового рекорда в Америке не видно, чему не следует удивляться, учитывая, что правящая Демократическая партия контролирует обе палаты конгресса, а значит, и бунтовать по поводу потолка долга некому и незачем. Тем не менее многие видят в ситуации некую проблему.
На самом деле, хотя государственный долг США поражает воображение в абсолютных цифрах, он не особо выбивается из общего фона крупных развитых стран. 120% ВВП — это, конечно, немало, но схожие показатели фиксируются, например, у Франции, Португалии и Италии (115%, 117% и 135% соответственно). Из них «проблемной» в фискальном плане страной считается разве что последняя, но и ее сложности больше связаны с отсутствием собственного печатного станка, чем с уровнем задолженности.
Еще важнее тот факт, что при огромных размерах долгов выплаты американского правительства по ним не то что бы ничтожны, но катастрофически крупными тоже не являются. В 2021 году они составили $561 млрд — менее 15% годового бюджета. Для США процентные выплаты как существенная часть госрасходов являются нормой, а не чем-то экстраординарным, а с течением времени этот показатель растет куда медленнее. Ставка по 10-летним облигациям США сейчас находится в районе 1,7%, что позволяет выплачивать проценты во вполне комфортной обстановке.
Наконец, есть течение в экономической мысли, согласно которому вообще неважно, сколько должно государство, если долги номинированы в его валюте. Современная денежная теория предполагает практически неограниченный уровень заимствований ради поддержки экономики. Хотя многие экономисты относятся к этой неортодоксальной теории неоднозначно, фактически сейчас мы имеем что-то близкое к натурному эксперименту. Пока катастроф не происходит.
И всё же наращивание долга такими темпами небезопасно. Хотя сам долг может быть без проблем выплачен теми или иными способами, огромный размер заимствований требует сильнейших фискальных вливаний. И результаты этого эксперимента уже совсем не радужные. Инфляция в США превысила невиданные за 35 лет 7%, и конца и края этому процессу не видно. При этом просто закрутить финансовые гайки может быть чревато новым финансовым кризисом. Возможно, это и есть реальная плата по процентам за 30-триллионный долг.