Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Бойкот, права человека и COVID-19 — таким оказался основной набор тем, чаще всего мелькающих в западном медиапространстве в связи с Олимпиадой в Китае. Даже за считаные дни до главного спортивного мероприятия политический негативизм не уступил место, собственно, спорту. Омрачает ли это праздничные настроения самому Пекину и пройдет ли нагнетание вместе со стартом Игр — в материале «Известий».

Предолимпийское неспокойствие

На фоне набиравшего весь последний год обороты противостояния Запада и Китая ничто не сулило открывающейся 4 февраля Олимпиаде в Пекине легкой жизни. В Европе, США и Австралии КНР то и дело припоминали нарушение прав человека в Синьцзяне и не только там, взывая к Международному олимпийскому комитету перенести Игры в другую страну. Апофеозом стремления продемонстрировать свое недовольство тем, что столь важное мероприятие принимает Китай, стал дипломатический бойкот, объявленный под конец прошлого года США, Великобританией, Канадой, Австралией и Данией.

С приближением Олимпиады легче не стало. Напротив, недоброжелатели продолжили подкидывать новых дров в антикитайский костер, задавая олимпийской повестке преимущественно политический тон. К примеру, ряд западных стран рекомендовал своим спортсменам брать в Пекин «одноразовые» телефоны, чтобы китайское приложение для отслеживания здоровья, обязательное к закачиванию всеми гостями Игр, не смогло украсть их личные данные.

Прибытие спортсменов в Олимпийскую деревню в Пекине
Фото: TASS/Zuma/Marco Alpozzi

Некоторые озаботились не только кибер, но и физической безопасностью своих граждан во время Олимпиады. 18 января представитель оргкомитета пекинских Игр Ян Шу предупредил иностранных спортсменов, что «любое поведение или речь, противоречащие олимпийскому духу, особенно законам и правилам Китая, подлежат определенному наказанию». И на этом фоне сборная США попросила своих лыжников не критиковать КНР за ситуацию с уйгурами, будучи в Пекине, дождавшись возвращения домой. А вот исполнительная комиссия американского конгресса по Китаю, напротив, решила не сглаживать острые углы и обратилась в начале этой недели к Олимпийскому комитету США с просьбой предпринять «срочные усилия» для защиты права своих спортсменов на свободу слова во время соревнований.

Наконец, еще одну шпильку в адрес Пекина аккурат к началу Олимпиады воткнули японцы. 1 февраля их нижняя палата парламента приняла резолюцию с выражением озабоченности по поводу нарушений прав человека в Синьцзяне, Тибете, Внутренней Монголии, Гонконге и других частях КНР, отметив, что такого рода преступления «нельзя расценивать как внутреннее дело какой-либо отдельной страны».

Тренировочные заезды саночников на трассе в Пекине
Фото: TASS/dpa/picture-alliance/Michael Kappeler

Правда, в отличие от резолюций на ту же тему, принятых ранее законодателями США, Британии, Канады и Франции, без обиняков заявивших о «геноциде», японцы избежали даже термина «осуждение». Это стало как итогом внутриполитического компромисса, так и попыткой сбалансировать между следованием курсу США и экономическими отношениями с КНР. В такой же манере «и нашим, и вашим» в Токио, к слову, объявили и о неучастии своей правительственной делегации на открытии Игр, не став при этом открыто называть это бойкотом.

А им всё равно

Впрочем, Китай не только отвергал обвинения в нарушениях прав человека в Синьцзяне, но и неоднократно предупреждал всех, кто вздумал устроить Играм бойкот, что они «заплатят цену за свои неправильные действия». Но ближе к старту Олимпиады, сполна высказав недругам всё, Пекин начал демонстрировать показательное равнодушие к этой теме.

Тем более что эффект от неприезда лидеров ряда стран (которых, к слову, никто в Пекин и не думал приглашать) во многом оказался перечеркнут количеством тех, кто с радостью согласился посетить церемонию открытия Олимпиады. Первым приглашение, как известно, принял российский президент Владимир Путин. А в конце января МИД КНР сообщил, что на открытие Игр приедут по меньшей мере 32 главы государств и правительств, членов королевских семей и руководителей международных организаций. В их числе оказались, например, генсек ООН Антониу Гутерриш и некоторые западные политики, среди которых князь Монако Альбер II и президенты Сербии и Польши Александр Вучич и Анджей Дуда.

Сотрудники полиции Китая в Пекине
Фото: REUTERS/Carlos Garcia Rawlins

Неудивительно, что внутри КНР олимпийский нарратив оказался принципиально иным, чем на Западе.

Люди в Китае мало говорят о политической полемике, но в основном наслаждаются праздником, который создают как Новый год по лунному календарю (он наступил 1 февраля), так и зимняя Олимпиада. Получив похвалу от МОКа за выдающуюся подготовку к Играм, я ожидаю, что замечательное проведение мероприятия и его позитивное наследие станут главными темами в Китае на протяжении всей Олимпиады, — сказал «Известиям» эксперт в области спортивной дипломатии, руководитель программы спорта, политики, управления и международного развития Эдинбургского университета Ли Чон У.

Игры уедут, критика останется

Негативное освещение в СМИ предшествовало всем прошлым Олимпийским играм, но с началом соревнований критика в основном исчезала, напомнили «Известиям» эксперты. Например, летняя Олимпиада в том же Пекине в 2008 году также сопровождалась жаркими политическими дебатами. В марте того года в Тибете вспыхнули антикитайские беспорядки, протибетские группы сорвали международную эстафету огня в Западной Европе и Северной Америке своими протестами, и около дюжины глав государств объявили, что не поедут на церемонию открытия в знак против ситуации в регионе, напомнила «Известиям» эксперт по китайскому спорту, профессор антропологии Университета Миссури в Сент-Луисе Сьюзан Браунелл.

— Но как только начались Игры, политический фурор отошел на второй план, и спорт занял центральное место. И сегодня, похоже, никто не помнит о бойкоте политиками той церемонии открытия. Зато публика помнит саму впечатляющую церемонию и замечательные спортивные выступления. Я ожидаю, что то же самое произойдет и на этих Олимпийских играх, — сказала она «Известиям».

Олимпийские кольца в Пекине
Фото: Global Look Press/Michael Kappeler

При этом Сьюзан Браунелл признала, что на этот раз проблемы у олимпийского Китая всё-таки серьезнее, чем в прошлый, — пандемия COVID-19 и строгие меры КНР по ее сдерживанию могут оказать негативное влияние на общую атмосферу.

Не факт, что после небольшой олимпийской передышки вместе с окончанием Игр затихнет и критика Китая за права человека. Споры по поводу этой Олимпиады, скорее всего, останутся достоянием общественности и после самого события и оно может стать важной вехой в отношениях китайской дипломатии с Западом, отметил, в частности, Ли Чон У.

Профессор спортивной политики в Манчестерском столичном университете Джонатан Грикс и вовсе выразил уверенность, что негативное внимание к Китаю пойдет только по нарастающей.

Китай явно на пути к тому, чтобы стать самой могущественной державой в мире, у него отчужденные отношения с США и явно существуют проблемы, связанные с правами человека. Поэтому короткий ответ — нет, спорт не остановит западные СМИ от фокусирования на КНР, и страна, скорее, напротив, получит более пристальное внимание из-за Игр, — сказал британский эксперт «Известиям».

Мужчина и женщина возле инсталляции с символикой Олимпиады-2022
Фото: ТАСС/Артем Иванов

При этом, как заметила Сьюзан Браунелл, Китай далеко не безразличен к западной критике — недаром после 2008 года страна инвестировала миллиарды долларов в свою международную коммуникационную инфраструктуру, стремясь улучшить способность реагировать на критику в международных СМИ и противопоставлять китайскую точку зрения западной. Но вместе с тем Пекин ничуть не изменил тех практик, которые вызывали критику, «поэтому в 2022 году представляется еще более маловероятным, что политика КНР в области прав человека будет изменена в ответ на критику Запада», резюмировала американский эксперт.

Читайте также
Прямой эфир