Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бессент назвал неразумным шагом возможный ответ Европы на пошлины США
Общество
В Башкирии арестовали имущество бывшего замглавы района на 44 млн рублей
Общество
На ЗАЭС возобновлена подача электроэнергии по линии «Ферросплавная-1»
Общество
Комика Останина обвинили в организации ОПГ
Спорт
Тихонов предложил назначить олимпийским чемпионам пенсию в 500 тыс. рублей
Авто
Китайским автомобилям предрекли сокращение доли рынка в РФ
Спорт
Тарасова оценила перспективы воссоединения Трусовой и Тутберидзе
Общество
Банк России опроверг информацию о массовых блокировках карт
Мир
На месте ж/д катастрофы в Испании обнаружили участки поврежденных путей
Мир
В Киеве рассказали о ситуации вокруг коммунального кризиса в стране
Мир
Движение «По-нашему» Карапетяна зарегистрировало в Армении партию
Мир
В Нидерландах пригрозили «схватить США за шкирку» из-за ситуации с Гренландией
Общество
В Госдуму внесли законопроект для защиты от «эффекта Долиной»
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за гололедицы объявлен в Москве до вечера четверга
Мир
Швейцария пригласит РФ и других членов ОБСЕ на конференцию по кибербезопасности
Общество
ЦБ предложил запретить делать похожие на российские банкноты предметы
Мир
На Украине массово отметили Крещение 19 января
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Перевод самолетов российских авиакомпаний в национальный реестр может затормозиться. Минюст раскритиковал проект Министерства транспорта, который предлагает отменить требования регистрировать права собственности на воздушные суда, оставив только положение о регистрации самих самолетов. Это следует из заключения ведомства, с которым ознакомились «Известия». В Минтрансе сочли, что эти два требования дублируют друг друга: весомей сконцентрироваться на втором, так как владельцы самолетов пока предпочитают регистрации в российской юрисдикции Бермуды и Ирландию из-за налоговых льгот и понятной процедуры оформления. В Минюсте же считают, что мера затруднит оборот самолетов и приведет к судебным спорам.

Недвижимое имущество

По мнению Минюста, разработанные Минтрансом поправки приведут «к ряду неблагоприятных правовых последствий», связанных со сделками с самолетами, говорится в заключении, с которым ознакомились «Известия».

«Свидетельство о регистрации воздушного судна выдается только для целей регистрации и не удостоверяет право собственности на самолет», — уточняет ведомство в своем отзыве.

Противообледенительная обработка самолета перед полетом в международном аэропорту Домодедово
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В Минюсте полагают, что поправки затруднят оборот воздушных судов и приведут к новым судебным спорам. Например, из-за того, что самолеты больше не будут считаться недвижимостью, могут возникать ситуации, когда брошенное воздушное судно попадет в собственность третьих лиц, говорится в заключении ведомства. У владельцев самолетов могут возникнуть вопросы о подсудности этих споров.

Право собственности на самолеты сегодня регистрируется в России как на недвижимое имущество. Эта юридическая фикция направлена на более четкое правовое регулирование сделок с воздушными судами, напоминает Минюст. Одновременно с этим регистрируются и сами самолеты — как объекты эксплуатации. Минтранс считает, что достаточно оставить лишь вторую процедуру, ведь в свидетельстве о регистрации будут указаны данные о собственнике. Для этого ведомство в 2021 году разработало проект федерального закона, которым хочет внести соответствующие поправки в Воздушный кодекс и в закон «О государственной регистрации недвижимости».

Представитель Минюста сообщил «Известиям», что Минтранс не направлял в ведомство доработанный проект поправок. В Министерстве транспорта и Росавиации не ответили на запросы.

Берег ирландский

Новая инициатива Минтранса связана с планами по популяризации российского госреестра воздушных судов. Такие реестры существуют в каждой стране, и владельцы самолетов могут выбирать, в каком из них регистрироваться. Минтранс считает, что требования о регистрации прав на суда дублируют требования об учете самих самолетов в этом реестре. Это противоречит международной правовой практике и мешает развиваться российскому реестру судов, следует из пояснительной записки Минтранса к проекту.

Сегодня до 70% парка самолетов российских авиакомпаний зарегистрировано не в России, а на Бермудских островах (Великобритания) и в Ирландии. Иностранные регистры выбирают из-за удобства — оформить сертификат летной годности судна там быстрее, проще и понятнее. Сотрудники иностранных регистров дисциплинированны, имеют многолетний опыт работы, к сертификатам этих стран никогда нет вопросов, пояснили источники «Известий» в двух авиакомпаниях.

Авиадиспетчер за работой в командно-диспетчерском пункте (КДП) в аэропорту Домодедово
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Росавиация давно выступает за регистрацию иностранных самолетов российских авиакомпаний в национальном реестре. Это позволит отечественному регулятору следить за поддержанием их летной годности, а также получать за это дополнительные средства, ведь контроль летной годности — услуга платная. В марте 2021 года глава Росавиации Александр Нерадько предложил запретить российским авиакомпаниям регистрировать самолеты в иностранных регистрах начиная с 2023 года.

— Желание понятно: расширение сферы влияния, контроля. К тому же на Украине, в Казахстане, в Азербайджане действует национальный реестр. А у нас нет, — говорит собеседник «Известий» в одной из авиакомпаний.

Но владельцы самолетов — чаще всего это лизинговые компании — пока не готовы к российской прописке.

— Говорить о переводе судов в российский реестр преждевременно. Возможность использовать его будет понятна после завершения изменения законодательства по синхронизации с правилами поддержания летной годности основных мировых юрисдикций, — сказал «Известиям» представитель «ВТБ Лизинга».

Во время снегопада в аэропорту Домодедово
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) также видят сложности в этом вопросе, но какие — не уточняют.

В Red Wings подтвердили, что «пока лизинговые компании массовый перевод иностранных судов в российский реестр не санкционировали». В S7 уточнили, что на текущий момент реестр не отвечает всем требованиям, сформулированным рабочей группой при Минтрансе, где сейчас обсуждается проект.

— Сроки и готовность перевода воздушных судов в российский реестр будут зависеть от этого. Пока трудно назвать их с определенностью, — добавили в S7.

Без налога

Все опрошенные «Известиями» лизинговые компании поддержали инициативу Минтранса об отмене регистрации прав собственности на самолеты. Положительно высказались в ГТЛК, «Сбер Лизинге», «ВТБ Лизинге» и «ПСБ Лизинге». Эта мера позволит стандартизировать и синхронизировать российские подходы к определению воздушного судна как субъекта права с принципами, принятыми практически во всем мире, уточнили в ВТБ.

Гендиректор входящей в ОАК компании «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) Сергей Туркин отметил, что таким образом отпадет необходимость платить налог на самолеты в размере 2,2%.

— Это стало бы важным шагом по выравниванию условий регистрации самолетов в России по сравнению с регистрацией за рубежом, ведь там к воздушным судам такой налог не применяется, — объяснил он.

Самолет во время посадки
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

В «ПСБ Лизинге» подчеркнули, что исключение воздушных судов из числа объектов, относимых к недвижимому имуществу, облагаемому налогом, соответствует мировым практикам.

Отмену регистрации прав собственности поддержали и в S7 Airlines. Ее представитель сообщил, что инициатива обсуждалась в рамках рабочей группы, созданной при Минтрансе.

— Мы не видим каких-либо рисков, поскольку государственная регистрация воздушных судов сохраняется, а защита интересов их собственников сегодня в РФ формируется через имплементацию положений Кейптаунской конвенции, ратифицированной РФ несколько лет назад, — сообщил он.

Представитель «ВЭБ Лизинга» отказался от комментариев. В группе «Аэрофлот», «Уральских авиалиниях» и Utair на запросы не ответили.

Самолет за 3000 рублей

Проект Минтранса вряд ли окажется полностью заблокированным из-за замечаний Минюста, его могут отправить на доработку, считает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

По мнению юриста, критически важных замечаний Минюст не вынес, а риски, на которые он указал, не обязательно реализуются.

— Да и сами риски тоже спорные. По закону приравнять брошенное судно к металлолому и оформить на него права собственности (после того как самолеты перестанут считать недвижимым имуществом) можно, только если его стоимость явно ниже 3 тыс. рублей. Очевидно, что в любом техническом состоянии стоимость самолета не может быть ниже этой суммы, — говорит юрист.

Пилот в кабине самолета
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Партнер юридической фирмы Orchards Юрий Аксенов отметил, что наделение воздушного судна правовым режимом движимой вещи не ослабит защищенность участников рынка, а, наоборот, освободит их от избыточных процедур.

— Оборот наземных транспортных средств, включая дорогостоящие автомобили, карьерные самосвалы и скоростные поезда, нисколько не страдает от того, что закон не рассматривает их в качестве недвижимости, — замечает он.

Признание крупных транспортных средств недвижимостью остается скорее традицией, нежели необходимостью. Результатом же становится громоздкая процедура заключения сделок с ними, согласился руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Евгений Тимофеев.

Читайте также
Прямой эфир