Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

«Развитие регенеративной медицины носит взрывной характер»

Профессор Сеченовского университета Дмитрий Кудлай — о трансплантации клеток и возвращении здоровых суставов без протезов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Развитие регенеративной биомедицины назвали одним из самых ярких медицинских достижений в 2021 году. Это восстановление пораженной болезнью или травмированной ткани с помощью клеточной терапии. Технология уже применяется при некоторых заболеваниях и травмах и продолжает быстро совершенствоваться в том числе в России. Осенью в стране провели первую операцию по восстановлению хряща коленного сустава по новой методике, которая позволяет вернуть пациента к полноценной жизни. Как работает регенеративная биомедицина и какие у нее перспективы, «Известиям» рассказал профессор кафедры фармакологии института фармации ФГАОУ ВО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум», д.м.н. Дмитрий Кудлай.

— Что представляет собой трансплантация аутологичных хондроцитов и в каких случаях она применяется?

— О ней легко рассказывать будучи не хирургом, а человеком, который занимается биотехнологиями. Методика относится к регенеративной медицине, наиболее активно развивающемуся направлению – тканевой инженерии. Речь идет о том, что раньше называли клеточной терапией.

Сейчас в мире около 70% инвестиций направлены в область регенеративной медицины и клеточной терапии. В Россию этот тренд пришел в 2017 году, когда был создан 180-й федеральный закон.

Технология состоит из двух направлений. Первое — аутологичные клетки, когда у человека забирается биоматериал, на его основе делается масштабирование ткани и возвращается в организм. Второе — аллогенная, когда используются клетки другой биологической особи.

Исторически мы пошли по принципу забора аутологичных тканей. Ситуации бывают сложные — например, дефекты крупных суставов. Это состояния, когда есть сильный болевой синдром, нарушение качества жизни, затруднение передвижения. Хрящевой материал забирается из здоровых участков хрящевой ткани сустава, в нашем случае — коленного сустава. За 4–6 недель он масштабируется в специальных изоляторных боксах, и человек получает обратно свои же клетки, только в масштабированном состоянии. И эти клетки скомпонованы так, что когда их вводят в область сустава, они адгезируются именно на поврежденных участках хрящевой ткани. В результате человек получает свою же хрящевую ткань, которая благополучно развивается даже при достаточно больших повреждениях в 8–10 кв. см.

Альтернатива до настоящего времени, в большинстве случаев, заключалась в эндопротезировании. То есть брался искусственный сустав. В соответствии с непростыми хирургическими методами и длительным периодом реабилитации это выглядит не самым оптимальным методом. Регенеративные методы, по своим характеристикам, не могут быть чем-то замещены или представлены чем-то другим, так как основными преимуществами данной технологии являются минидоступ и короткий этап реабилитации, который составляет около 8 недель до момента, когда можно приступать к первым нагрузкам, а в течение года — и к спортивным. Мы оперируем данными более 11 тыс. пациентов, которые уже существуют в Европе.

— Какие преимущества у новой терапии и как быстро пациент полностью восстанавливается?

— Многие говорят, что персонализация — серьезный тренд современной медицины. Более персонализированной медицины, чем в нашем случае, не бывает. Каждый пациент представляет собой, с точки технологической зрения потребителя всей серии продукта. Этот термин говорит о том, что каждую серию лекарственных препаратов мы валидируем, сертифицируем и определяем параметры качества.

Каждый человек не похож на другого: у кого-то мы видим чрезвычайно интенсивный рост хрящевой ткани, у кого-то ростовые характеристики выражены более сдержано. Это особенности, требующие персонального контроллинга. Поэтому в случае биомедицинских клеточных продуктов процесс подразумевает персональные точки контроля и персональный процесс наблюдения за реабилитацией.

— Какие сложности существуют в этой сфере?

— Во имя получения гарантированных результатов условия промышленного выпуска биомедицинских клеточных продуктов определяются суровыми требованиями, которые необходимы для получения лицензии на производство подобных продуктов.

— Что можно сказать о перспективах регенеративной медицины?

— Сегодня мы с вами ведем диалог в терминологии ортопедии. Если мы говорим о хрящевой ткани, как наиболее описанной, она не так высоко дифференцирована, как, например, нервная ткань.

Мы в какой-то степени первопроходцы, потому что получили первую в нашей стране лицензию на промышленное производство биомедицинских клеточных продуктов и протаптываем эту лыжню. И ее нужно протаптывать на наиболее описанных, изученных вещах, которые уже понятны с точки зрения нормальной анатомии, физиологии и общей биологии.

В рамках ниши травматологии и ортопедии мы занимаемся технологиями восстановления сухожилий и мышечной ткани. В мире методика развивается, к примеру, в эндокринологии (сахарный диабет I типа), офтальмологии, гастроэнтерологии (гепатозы), кардиологии (сердечная недостаточность) и так далее. Кроме того, в последнее время было много публикаций о благополучном восстановлении эндотелия сосудов и функции нервной ткани. Спектр очень широк, и развитие регенеративной медицины действительно носит взрывной характер.

— Как готовят специалистов в области регенеративной медицины?

— Кадров в этой области сейчас не хватает ни в России, ни в одной стране мира. Но кому-то на откуп это отдать очень трудно, есть же принцип: «если хочешь сделать что-то хорошо — сделай сам». Мы нашли таких же по идеологии друзей и партнеров. Пример — недавно открывшаяся первая в России магистратура по регенеративной медицине в МГУ на базе факультета фундаментальной медицины с группой академика Всеволода Ткачука. Она охватывает широкие рубежи: от математических основ до молекулярной биологии.

— Сколько стоит операция по восстановлению хряща коленного сустава новым способом?

— Наши целевые экономические параметры будут настроены так, чтобы технология была доступной людям в рамках параметров обязательного медицинского страхования.

Читайте также
Прямой эфир