Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Ростовской области установили особую зону на границе с ДНР и ЛНР
Происшествия
Средства ПВО РФ уничтожили украинский БПЛА над Белгородской областью
Мир
МИД сообщил об отказе ФРГ признавать блокаду Ленинграда геноцидом
Мир
МИД РФ заявил об ответе на ограничения Норвегии на въезд россиян
Мир
Израиль планирует построить девять еврейских поселений в Палестине
Армия
ВС РФ освободили Андреевку в ДНР
Мир
МИД КНР обвинил Британию в подливании масла в огонь украинского конфликта
Политика
Путин и король Бахрейна начали переговоры в Кремле в узком формате
Мир
Глава МИД Германии сообщила об отсутствии у ФРГ планов признавать Палестину
Политика
Король Бахрейна отметил влияние победы Путина на выборах на ситуацию в арабском мире
Общество
Мэр Воронежа Кстенин сообщил о скорой отставке
Мир
Сунак анонсировал высылку мигрантов из Британии в Руанду в июле
Армия
Песков заявил о невозможности западного оружия изменить ход СВО
Мир
Путин посетит Узбекистан с рабочим визитом 26-27 мая
Мир
В Кремле сообщили о желании РФ выстраивать добрые отношения со странами Африки
Экономика
Путин разрешил использовать имущество США в РФ для компенсации ущерба от Вашингтона
Мир
Захарова пообещала ЕС ощутимый ответ РФ на передачу доходов от активов Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Маркетплейсы необходимо обязать обеспечивать независимость ценообразования от участия продавцов в рекламных акциях, нести материальную ответственность за потерю товара и уделять больше внимания проблеме контрафакта. Такие положения войдут в стандарты взаимодействия маркетплейсов и поставщиков, которые сейчас разрабатываются на площадке Минпромторга, рассказал «Известиям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Среди других предложений, которые обсуждаются, — уведомление поставщиков об изменении условий сотрудничества заранее и размещение информации о комиссиях в открытом доступе.

Путь саморегулирования

О том, что рост цифровых маркетплейсов чреват ущемлением прав их пользователей, давлением на ценовую политику поставщиков товаров и другими нарушениями, неоднократно заявлял бизнес. В Минпромторге признали, что риск диктата цифровых платформ действительно существует.

В России рынок маркетплейсов достаточно высококонкурентен. Несколько крупнейших игроков — Wildberries, Ozon, Aliexpress Russia, «Яндекс.Маркет», «СберМаркет» — формируют не более 30% всего рынка таких площадок. Вместе с тем полагаем, что ситуацию нельзя усугублять, иначе возможен риск возникновения диктата условий со стороны маркетплейсов, — заявили «Известиям» в ведомстве.

интернет-магазин
Фото: ТАСС/Zuma

Статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что министерство инициировало обсуждение подходов к урегулированию спорных вопросов на заседании профильной рабочей группы. В результате было принято решение пойти по пути саморегулирования, создать стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами, взяв за основу предложения, представленные Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). По словам Виктора Евтухова, в стандарты войдут следующие пункты:

— независимость ценообразования на онлайн-площадке от условий участия продавцов в рекламных кампаниях и от других условий маркетплейса;

— материальная ответственность платформ за участившиеся случаи потери и порчи товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе;

— уделение более пристального внимания проблеме реализации контрафактной и несертифицированной продукции;

— урегулирование вопроса утилизации продукции на складе маркетплейса, которая может осуществляться за счет поставщика;

— обеспечение оперативной обратной связи от маркетплейса; и другие.

Однако это не все положения, которые сейчас обсуждаются. «Известия» ознакомились с полной версией документа от АКИТ, в который также вошли следующие нормы взаимодействия платформ с продавцами:

— уведомление продавцов об ухудшающихся условиях (увеличении тарифов или объема обязанностей, сокращении прав) в тот срок, который требуется для возврата товара со склада. При этом действие новой оферты не распространяется на остатки продукции, отгруженные по старым правилам;

склад
Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

— размещение маркетплейсом в открытом доступе подробной информации о наборе оказываемых услуг и итоговой комиссии для продавца товаров, а также о требованиях к упаковке;

— добровольное участие продавцов в маркетинговых акциях.

Кроме того, на отдельное обсуждение был вынесен вопрос о том, чтобы маркетплейсы не ограничивали продавцов в свободе выбора логистических партнеров для поставок на склады и в сортировочные центры.

В ближайшей перспективе такой подход должен стать общеотраслевым, а стандарты — неотъемлемой частью оферты, сообщил «Известиям» глава АКИТ Артем Соколов. Он отметил, что стандарты будут «живыми», то есть в случае появления новых кейсов с обеих сторон они будут регулярно совершенствоваться.

Вопрос ответственности

«Известия» попросили маркетплейсы оценить предлагаемые правила взаимодействия с поставщиками.

Мы поддерживаем стандарты, разработанные АКИТ, и принимали участие в работе над этими правилами. Наша задача — обсудить все спорные вопросы, которые могут возникнуть, и найти максимально комфортный вариант для всех участников, — заявил GR-директор «СберМаркета» Павел Глухов.

склад
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Позитивную оценку стандартам дали и в «Яндекс.Маркете», отметив, что планируют продолжить активно участвовать в работе по их развитию и внедрению.

В Aliexpress заявили, что сейчас важно поддержать развитие электронной коммерции, не перегрузив отрасль жесткими правилами.

Мы выступаем за саморегулирование отрасли и за принятие кодекса взаимодействия продавцов и маркетплейсов. При этом Aliexpress уже соблюдает правила, которые предписывает кодекс, так как выстраивает доверительные отношения с партнерами и не принуждает их к определенному уровню цен или определенному виду логистики — наши условия работы прозрачны, — заявили в компании.

Предложенные стандарты могут стать одним из базовых документов в саморегулировании отрасли, уверен управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Однако важно, чтобы они учитывали и интересы покупателей: у них должны быть гарантии, что товар будет качественным, информация о нем — достоверной, а сроки доставки соблюдены.

Документ, разработанный АКИТ, был составлен с учетом заявленных предпринимателями сложностей, с которыми они сталкиваются в процессе работы на маркетплейсах, и технических возможностей последних, заявила член генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова. Она отметила, что рынок интернет-торговли в России сейчас активно развивается, но еще не достиг стадии зрелости, поэтому дополнительное регулирование, как в странах с более высоким уровнем развития электронной коммерции, вводить пока рано.

склад
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Один из важнейших вопросов, связанных с внедрением кодекса, — это ответственность за отступление от него, отметил вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. На сегодня неисполнение оферты необходимо оспаривать в суде, однако это очень долгий и затратный процесс, который не все предприниматели могут себе позволить. Целесообразно предусмотреть отдельную комиссию, которая бы занималась рассмотрением нарушений стандартов с понятным регламентом и сроками, предложил он.

Источник «Известий» в Минпромторге отметил, что в данный момент стандарты для маркетплейсов находятся в разработке и говорить о возможных санкциях за их нарушение преждевременно.

Прямой эфир