Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Депутат рады предрек переворот на Украине при отказе от выборов после перемирия
Мир
Прокуратура Венесуэлы выдала ордер на арест президента Аргентины Милея
Общество
«Известиям» сообщили о предъявленном Бакальчуку обвинении
Экономика
Экс-министр финансов Задорнов назвал резкие скачки курса рубля новой нормой
Мир
Камала Харрис заявила о планах встретиться с Зеленским на следующей неделе
Мир
Трамп заявил о возможной встрече с Зеленским на следующей неделе
Мир
Боевик ВСУ рассказал о приказе командования убивать российских пленных
Армия
Два китайских судна прибыли на совместные военно-морские учения РФ и КНР
Здоровье
Гастроэнтеролог рассказала о вреде «взрослой» еды для детей
Общество
Сенатору Савельеву продлили срок предварительного следствия
Экономика
Экс-министр финансов Задорнов назвал нерешенной проблему зависших рупий
Интернет и технологии
Число фальшивых сайтов с дешевыми iPhone 16 выросло почти в 30 раз
Мир
КНДР снова запустила в сторону Южной Кореи более 160 шаров с мусором
Общество
Полиция Владивостока проводит проверку по факту осквернения памятника разведчику Рихарду Зорге
Мир
Эксперты сообщили о рисках США ввязаться в войну с Россией
Культура
Режиссеры нового «Графа Монте-Кристо» назвали особенности экранизации
Общество
ВС отказал Глуховскому в рассмотрении жалобы об исключении из списка иноагентов
Общество
Минцифры опровергло информацию об уязвимости на сайте реестра повесток
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дефицит автомобилей в продаже продолжается, а цены на сайтах дилеров и производителей часто серьезно отличаются. Можно ли сейчас приобрести машину без «допов» и что на этот счет думает Роспотребнадзор — разбирались «Известия».

«ВАЗовские» дополнения

«АвтоВАЗ» обязал дилеров продавать машины с дополнительным оборудованием. По данным портала Лада.Онлайн, с 15 ноября почти все автомобили Lada с завода будут доукомплектовываться различным оборудованием.

Самый дорогой комплект оборудования достался семейству Vesta: за поддон в нишу запасного колеса, защиты сетки радиатора и картера, ковры в багажник и салон, комплекты амортизаторов капота и дефлекторов дверей, а также дефлектор лобового стекла доплата составит 25–30 тыс. рублей.

Xray будет стоит на 20 тыс. дороже за счет того же комплекта, за исключением поддона и защиты картера. Granta получит всё то же самое и еще накладку на задний бампер в придачу, это будет стоить для покупателя 18–21 тыс. рублей. Largus подорожает на 15–22 тыс. рублей, примерно за тот же набор аксессуаров, но ковры в салоне уже будут комбинированные. Niva Legend будет дороже на 8 тыс. рублей за счет ковров и дефлекторов дверей, а Niva Travel — на 18 тыс. рублей из-за защиты картера, комбинированных ковров в салон, коврика в багажник, дефлектора дверей и защитной сетки радиатора.

«Все это создает негативное отношение потребителей»

Судя по всему, дилеры таким положением вещей недовольны, так как деньги за «допы» теперь идут непосредственно производителю, в то время как уже несколько месяцев основной источник дохода автосалонов — именно дополнительное оборудование.

«АвтоВАЗ решил воспользоваться ситуацией и, устанавливая ряд опций самостоятельно, получать большую прибыль на автомобиль. Вместо того чтобы оставлять ее дилеру. Полагаю, логика примерно такая: дилерам и так хватит, но нам тоже хочется больше заработать. Разумеется, все это создает негативное отношение потребителей», — комментирует автоэксперт Сергей Бургазлиев.

авто
Фото: Global Look Press/Hauke-Christian Dittrich/dpa

Начинанием «АвтоВАЗа» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В пресс-службе ведомства «Известиям» рассказали, что проведут проверку соответствия действий компании требованиям антимонопольного законодательства. И если признаки нарушения Закона о защите конкуренции будут обнаружены, ФАС примет «меры реагирования».

Руководитель практики антимонопольного права Юридической фирмы «Инфралекс» Елена Кузнецова сообщила «Известиям», что если «АвтоВАЗ» занимает доминирующее положение, то на него в полной мере распространяются запреты на злоупотребление таким положением.

«При этом, если ФАС не установит достаточных оснований для квалификации действий «АвтоВАЗа» в качестве навязывания невыгодных условий, то, с большой долей вероятности, будет исследовать вопрос об ущемлении интересов неопределенного круга потребителей. В таком случае штраф будет ниже, однако такая квалификация будет чревата для компании возможными коллективными исками», — подчеркнула Елена Кузнецова.

Покупатели идут в суд

Часто на сайте или при обсуждении по телефону цена на машину оказывается гораздо привлекательней, чем та, которую называет менеджер при личной встрече. Выбор у клиента невелик: либо покупать понравившейся автомобиль на месте с обязательным дополнительным оборудованием и услугами, либо ждать неопределенное время «голую» машину.

В суд пока обращаются немногие автолюбители. Житель города Ефремова в Тульской области подал исковое заявление и выиграл дело. Мужчина купил автомобиль Haval H6, но вместе с машиной ему навязали ряд услуг на сумму около 100 тыс. рублей. Покупатель решил отказаться от них, так как по закону у него есть 14 дней на это, но автосалон не вернул деньги. Обратившись в суд, покупатель кроме потраченных денег, получил компенсацию за моральный вред и штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 50 тыс. рублей.

дилер
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

«Дилер может изменить стоимость»

Еще один подводный камень онлайн-продаж — это разные цены на бронь одного и того же автомобиля на сайте бренда и дилера. И если у одних производителей стоит примерная цена на модель, другие пишут цену конкретной машины с указанием VIN-номера.

Так, например на официальном сайте Cadillac модель XT5 Premium Luxury черного цвета c определенным VIN-номером на момент написания материала стоила 4 420 000 рублей. При этом было указано, у какого дилера она была в наличии и предлагалось оставить предоплату в размере 30 тыс. рублей. Но, перейдя на сайт этого дилера, потенциальный покупатель видел автомобиль с тем же VIN-номером стоимостью на 600 тыс. рублей больше (5 031 900 рублей).

Редакция связалась с менеджером автосалона и в ходе разговора оказалось, что даже за 5 млн купить автомобиль невозможно, потому что «автомобилей мало в наличии и руководство не одобрит подобную сделку. Даже если вы попытаетесь забронировать через сайт производителя, они всё равно переведут на нас».

Стоит отметить, что после официального письма в пресс-службу производителя и дилера цены на обоих сайтах стали одинаковыми. В пресс-службе сообщили, что ценник на сайте автопроизводителя зависит от дилера и тот может ее изменить, не сообщая импортеру.

«Сервис онлайн-покупки автомобилей предоставляет клиенту и дилеру платформу для проведения сделки онлайн на сайте бренда. Продажу автомобиля осуществляет дилер, поэтому после выбора автомобиля клиент и дилер согласовывают условия покупки. При необходимости дилер может изменить стоимость автомобиля», — сообщили в пресс-службе GM. Пресс-служба дилера от комментариев отказалась. Также запрос с описанием ситуации был направлен в Роспотребназдор, где посоветовали ознакомиться с декабрьской памяткой на сайте ведомства.

Подобная ситуация была отмечена и с бюджетным Kia Ceed. Так, цена на официальном сайте корейского бренда на автомобиль с определенным VIN-номером составляла 1 554 900 рублей и также был указан дилер. При обращении к менеджеру подтвердилось, что автомобиль есть в наличии, но без кредитов и трейд-ин стоит от 2 млн рублей, хотя на сайте ничего о таких условиях не сообщалось. Кроме того, судя по официальному комментарию представителей дилера, таких автомобилей в наличии вообще нет.

«В объявлении указана минимальная стоимость автомобиля (в минимальной комплектации и модификации), но в наличии таких автомобилей сейчас нет. Срок исполнения заказа в случае предзаказа в связи с пандемией составляет от трех и более месяцев, и до поступления автомобиля к дилеру нет возможности сохранить цену, так как у импортера нет «прайс-протекшена», то есть сохранения цены для дилера», — сообщили в пресс-службе.

Что говорит Роспотребнадзор?

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, уточнили в пресс-службе Роспотребнадзора. По закону покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.

«Следует иметь в виду, что изготовитель товаров их продавцом по отношению к потребителям, то есть стороной договора розничной купли-продажи, как правило, никогда не является. А так называемая «рекомендуемая изготовителем розничная цена», используемая в маркетинговых целях, никакого юридического содержания не имеет.

Согласно ст. 455 ГК РФ, «договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем», при этом «условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара» — рассказали в Роспотребнадзоре.

При этом комплектность товара является одним из условий договора купли-продажи, а «продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности». Комплектность все равно определяется продавцом. Соответственно, это сказывается и на цене товара.

Скандалисты остаются без машины

«Голые» автомобили все-таки приобрести возможно, но только онлайн. Иногда в онлайн-шоурумах дилеров появляются такие предложения, но, по данным инсайдеров, это скорее ошибка системы, нежели обычная ситуация.

«Когда автомобиль только планируется к поставке, сотрудники уже создают заказ-наряд на «допы». Таким образом, когда машина приходит к нам на склад, она автоматически «одевается», а на сайте подгружается уже доукомплектованная версия. Но иногда этот процесс нарушается и на сайт попадают машины неукомплектованные, опытные клиенты сразу вносят на них предоплату. Понятно, что с ними сразу связывается менеджер и уточняет, что это системный сбой и автомобиль не на складе дилера, а на складе производителя, за рубежом, и когда приедет в Россию — неизвестно. Затем менеджер предлагает рассмотреть другие варианты комплектаций», — комментирует источник в крупной автодилерской компании.

машины
Фото: Global Look Press/Julian Stratenschulte/dpa

Далее у клиента есть два выхода — или идти за максимальной оглаской в медиа-пространство, к блогерам, или же нанять толкового юриста и бороться в правовом поле.

«Казалось бы, огласка в таких ситуациях помогает, но чаще скандалисты просто возвращают себе предоплату и остаются без машины. Если мы видим такого человека, чаще также идем на принцип и просто возвращаем предоплату. Но если человек начинает писать в Роспотребнадзор, идет в суд или же в ФАС — мы скорее выдадим ему машину, чем вернем залог. Дело в том, что цена на сайте является офертой. Мы обязаны продать товар за эту стоимость, о чем большинство покупателей не знает. Таким образом, нам проще не связываться с такими клиентами и продать одну машину без «допов», чем судиться и терять время», — заключает источник.

Юрист Вадим Геворкян подтверждает слова бизнесмена, но отмечает, что если дело дойдет до суда, часто финансовые потери от оплаты юридических услуг будут больше, чем разница в цене.

«Подобное навязывание услуг незаконно, это факт. Но доказать это будет сложно, и еще более трудозатратно — купить автомобиль по заявленной цене. В итоге к цене автомобиля добавятся расходы на юристов. Экономической выгоды нет», — отмечает Геворкян.

Телеграм-канал продаж

Некоторые автопроизводители предлагают купить машину напрямую, через собственные онлайн-магазины. Но, к сожалению, часто машин нет в наличии и покупателю приходится снова идти к дилеру. Так, в течение суток редакция пыталась «купить» хоть какой-то автомобиль в онлайн-магазине Hyundai, но безрезультатно: машин не было в наличии.

склад
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Panoramic

«Автомобили на платформе выкладываются практически каждый день в нефиксированное время. Для того чтобы узнать о появлении автомобиля, клиенту можно подписаться на обновления стока автомобилей на сайте шоурума, а скоро бренд запускает Телеграм-канал, через который можно будет отслеживать наличие автомобилей и даже бронировать их. У нас нет списка ожидания либо очереди, так как это создаст заведомо неравную позицию для клиентов, ожидающих автомобиль. Забронировать авто можно только по факту его появления, вручную», — отметили в пресс-службе Hyundai.

Прямой эфир