Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин спрогнозировал результаты швейцарской конференции по Украине
Общество
МЧС предупредило жителей Москвы о дожде с грозой 14 июня
Политика
ЦИК назначила довыборы депутатов ГД в трех одномандатных округах на 8 сентября
Политика
Путин назвал условия для переговоров по Украине
Общество
Минфин подтвердил введение в Донбассе и Новороссии ОСАГО с 1 января 2025 года
Общество
Более 80% россиян положительно оценили работу Путина
Мир
Путин заявил, что власть на Украине удерживается незаконным путем
Мир
Лавров заявил, что Москва не будет ни за кем бегать после своего мирного предложения
Мир
Путин заявил, что мир подошел недопустимо близко к точке невозврата
Мир
СМИ сообщили о возможном провале партии Макрона на парламентских выборах во Франции
Мир
Путин рассказал о предложении из-за рубежа о посредничестве по Украине
Мир
Израиль продлит срок службы резервистов из-за нехватки военных кадров
Политика
Путин привел статьи международных законов для объяснения статуса Донбасса 
Мир
Матвиенко назвала отсутствие воли у элит Запада препятствием на пути мира на Украине
Мир
Путин назвал заморозку российских активов на Западе воровством
Спорт
Пловчиха Ефимова получила нейтральный статус и выступит на ОИ в Париже
Мир
Путин заявил о необходимости РФ проработать свою систему безопасности в Евразии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин прогнозирует снижение доли нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, рассказали «Известиям» в ведомстве. На это повлияет уменьшение сырьевого сектора в структуре ВВП. Министерство предупреждает, что на средне- и долгосрочном горизонте конъюнктура нефтяного рынка может быть подавленной. А в случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос об устойчивости федерального бюджета может встать уже к началу 2030-х годов. Согласно бюджетному прогнозу министерства, внесенному в Госдуму, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов к 2036 году сократится почти на треть и опустится ниже отметки в 25% от всей прибыли казны.

Структурные изменения

Снижение доли нефтегазовых доходов бюджета в долгосрочном периоде ожидается из-за уменьшения доли самого сырьевого сектора в структуре ВВП. Это происходит в связи с постепенным ростом истощенности разрабатываемых запасов природных ресурсов, пояснили в Минфине. Также на такую динамику влияет увеличение в структуре добычи доли выработанных месторождений, на которых применяются различные льготные режимы налогообложения.

Согласно проекту федерального бюджета на ближайшую трехлетку, в 2021 году нефтегазовые доходы составят около 8,5 трлн рублей, или 35,6% от всех поступлений казны. Исходя из внесенного в Госдуму бюджетного прогноза ведомства, к 2030 году эта цифра достигнет 9,2 трлн рублей (28,3%), а к 2036 году — 11,3 трлн рублей (24,6%).

Доля ненефтегазовых доходов через 15 лет должна превысить 75% (прогноз на 2021 год — 64,4%). В номинальном же выражении к 2036 году они увеличатся более чем в два раза — до 34,6 трлн рублей (прогноз на 2021 год — 15,3 трлн рублей).

Дожимная компрессорная станция на Харампурском месторождении
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Глобальный энергопереход создает «значимые дополнительные риски» для устойчивости бюджетной системы и в средне- и долгосрочной перспективе может привести к существенному падению цен на нефть, ожидают в ведомстве. Ключевым фактором макроэкономической стабильности в этом контексте служит размер ликвидных резервных активов в ФНБ, подчеркнули в министерстве, напомнив, что рост цен на нефть в нынешнем году позволил вернуться к пополнению фонда.

На средне- и долгосрочном горизонте конъюнктура нефтяного рынка может быть подавленной, считают в Минфине. В случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов и потребления углеводородов вопрос об устойчивости федерального бюджета может встать уже к началу 2030-х годов. Для минимизации рисков, связанных с энергопереходом, финансовое ведомство выступает за повышение минимального размера активов ФНБ до уровня 10% ВВП.

В результате сложившейся конъюнктуры появилась возможность инвестировать часть средств ФНБ в самоокупаемые инфраструктурные проекты. На такие вложения будет предусмотрен лимит — 2,5 трлн рублей, уточнили в Минфине.

Справка «Известий»

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся поступления от налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, природный газ, на нефтетовары, а также от налога на дополнительный доход от добычи углеводородов и акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку. За последние 10 лет доля такой прибыли в казне значительно менялась. В 2012–2014 годах она даже превышала 50%, а затем резко сократилась из-за стремительного падения мировых цен на нефть. На фоне их постепенного восстановления доля нефтегазовых доходов в 2019 году превысила 46%, но уже в 2020 году из-за пандемийного шока упала ниже 28%.

Министерство на горизонте 15 лет не ожидает высоких цен на энергоносители. В бюджетном прогнозе до 2036 года утверждается, что мировая экономика вошла в длительную «низкую ценовую фазу сырьевого суперцикла». Восстановление цен на нефть в 2017–2018 годах власти рассматривают как временное отклонение от долгосрочного тренда.

Нефтяная качалка около Ямашинского сельского поселения в Республике Татарстан
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

«Экономические предпосылки для формирования цен на нефть на высоком уровне отсутствуют: с высокой вероятностью в средне- и долгосрочной перспективе цены стабилизируются в диапазоне $40–45 за баррель», — прогнозирует финансовое ведомство в бюджетном прогнозе.

К 2025–2030 годам Минфин ожидает стабилизации цен на нефть на уровне $52–53 за баррель.

Минимизация рисков

Согласно приложению к Бюджетному прогнозу, макроэкономической устойчивости в ближайшие 15 лет будут также способствовать стабильный уровень госдолга и увеличение размера ФНБ. Так, уровень займов до 2036 года прогнозируется в коридоре 15,6–16,5%, а объем фонда должен вырасти до 38 трлн рублей (сейчас — 14 трлн), хотя по отношению к ВВП его доля останется примерно на том же уровне (порядка 12%).

Как пояснил «Известиям» глава ИНП РАН Александр Широв, прогнозируемое снижение доли нефтегазовых доходов бюджета вследствие применения «бюджетного правила» не потребует компенсаций.

— Просто у нас резервы будут расти чуть медленнее, чем росли в период высоких цен на нефть, — сказал эксперт.

Он отметил, что на доходную часть бюджета прежде всего влияют темпы роста экономики. В среднем в следующие 15 лет они будут составлять 3,1% ежегодно, прогнозирует Минфин.

Сотрудники производственного комплекса на территории объединенного берегового технологического комплекса (ОБТК) нефтегазовой компании
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов предупреждает, что при неблагоприятном сценарии ФНБ может истощиться к началу следующего десятилетия.

— Чтобы к началу 2030-х годов фонд сократился до объема 2–3% ВВП, достаточно, чтобы нефтяные цены колебались недалеко от базовой цены и произошел один достаточно мощный кризис с реальным падением нефтяных цен, — полагает эксперт.

При этом Александр Широв считает слишком оптимистичными ожидания ведомства по снижению доли нефтегазовых доходов. По его мнению, вряд ли Россия слезет с нефтяной иглы так быстро.

Прямой эфир