Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Максим Виторган широко известен по ролям в кино, однако театр для него — совершенно иная территория творческого приложения, где невозможны компромиссы. О необходимости авторской свободы в выборе художественных средств, безумно интересной режиссерской профессии, от которой кипят мозги, и процессе съемок и игры, что важнее результата, актер рассказал «Известиям» накануне премьеры спектакля «Чаплин и Михоэлс» в Музее Москвы.

«Поиграть не с кем, потому что вокруг все взрослые»

— В пространстве бывших Провиантских складов, сейчас Музей Москвы, стартует необычный театральный проект — постановка Дмитрия Крымова «Двое. Чаплин и Михоэлс». История рассказывает о визите председателя Еврейского антифашистского комитета, режиссера Соломона Михоэлса в США, где он должен был встретиться с состоятельными евреями и собрать средства для борьбы с фашистской Германией, колоссальную по тем временам сумму — $33 млн. Одним из дарителей стал Чарли Чаплин. Насколько биографичен этот сюжет?

Эта история — типично крымовская фантазия, как и всегда, очень авторская. Дмитрий Анатольевич представляет на сцене даже не само произведение, в данном случае им и написанное, а свое о нем впечатление. Рассматривать сюжет с точки зрения документальной правды совершенно не стоит, никакого диалога между Чаплиным и Михоэлсом не было, они и познакомиться, скорее всего, не успели: была формальная, очень короткая встреча, которая заняла две-три минуты. Правда только в том, что Соломон Михоэлс действительно летал в 1942 году в Америку по поручению Сталина и собрал достаточно внушительные деньги. Это спектакль-фантазия на тему встречи великого трагика и великого комика.

Драматургия строится на сближении противоположностей?

— На мой взгляд, это история про вечное... Про два скрывающихся одиночества. Два гиганта в своем виде искусства, живущие разной жизнью Чаплин и Михоэлс, — по сути очень похожи. Они оба беженцы — один постоянный, другой временный, у обоих так или иначе прошла если не вся жизнь, то ее огромная и значимая часть, но при этом осталось детское желание поиграть. А поиграть не с кем, потому что вокруг все взрослые

Максим Виторган в роли Соломона Михоэлса

Роза Хайруллина в роли Чарли Чаплина и Максим Виторган в роли Соломона Михоэлса в сцене из спектакля «Двое» режиссера Дмитрия Крымова в Музее Москвы

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

В спектакле многое синтезировано: в постановке задействованы куклы, звучат песни, есть танцевальные номера. Это очень многослойное и смешанное по жанрам произведение, в нем даже есть что-то от цирка. Ритмическое построение уж точно, и в то же самое время заметно влияние русского драматического театра.

Как вам видится образ Соломона Михоэлса? Вы изучали биографические материалы, читали про его актерский и режиссерский метод, как шла работа над спектаклем?

— Мы встречались где-то с декабря, по одной-две недели репетировали. Я много про него читал. Михоэлс — целиком и полностью фигура трагическая, и вся его жизнь пронизана абсолютным драматизмом, но повторю, что рассматривать эту постановку по законам байопика не стоит — это совсем иной жанр. Как мне кажется, это очень чувственная история про глобальное человеческое одиночество, даже не конкретно про Чаплина и Михоэлса, а вообще про всех людей.

В постановке Крымова задействован блестящий актерский состав: Роза Хайруллина, Александр Феклистов, Евгений Стычкин. Как вам игралось с партнерами по сцене?

— Актерский ансамбль — настолько тонкая материя, что я предпочитаю не высказываться на эту тему совсем, и не потому, что кто-то может обидеться или оценка обернется интригой. Просто когда ты обозначаешь что-то словами, нечто тонкое, эфемерное и почти неощутимое, исчезнет. Конечно, у Дмитрия Анатольевича собраны прекрасные артисты, поработать с которыми честь и большой интерес.

«Процесс — это и есть результат»

В каких ролях вы будете заняты в театре и в кино?

— Театральных планов, о которых я мог бы рассказать, на ближайшее время нет, а вот что касается кино, то в конце осени на одной из стриминговых платформ должен выйти сериал под названием «В Бореньке чего-то нет», снятый вместе «Квартетом И» по одноименному спектаклю со мной в главной роли. Я играю коммерчески успешного режиссера, снимающего, условно говоря, сериалы про ментов, который решил ни с того ни с сего вернуться к истокам и снять очень важное, знаковое кино про себя, и что из этого получилось или не получилось. Конечно, спектакль и сериал — жанры совершенно разные, но что получится на выходе, не знаю. Я толком не видел отснятого материала, не участвовал в режиссуре и монтаже, только сыграл, но съемочный процесс, случившийся этим летом, вызвал у меня большое воодушевление. Знаете, я уже нахожусь в том возрасте, когда неизбежно приходишь к выводу, к которому рано или поздно приходят все люди подобных профессий, что процесс — это и есть результат. В общем, процесс даже важнее результата.

Вы давно работаете с «Квартетом И». Снимались в «Дне выборов», «Дне радио» и «О чем говорят мужчины». Наверное, эти роли и стали самыми узнаваемыми, «народными». Вам это нравится?

— Это было настолько давно, настолько часто и настолько в прошлом, что сейчас об этом вспоминать все равно, что ... Даже не знаю, какой привести пример. Совершенно умершая, отвалившаяся тема из прошлой жизни.

Актер Максим Виторган

Актер Максим Виторган

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

— Все их пересматривают, все очень любят.

— К сожалению, да, поэтому они идут до сих пор. По этому поводу всё уже сыграно, сказано, деньги получены, аплодисменты и цветы собраны, и в общем всё. Спектакль «День радио» вышел, по-моему, 20 с лишним лет назад. Вообще я к театру отношусь совсем иначе, нежели к кино. Я в театре значительно более избирателен. Так получилось, что театр — это последняя территория в моей жизни, которую я отстаиваю из последних сил в борьбе со всякими компромиссами.

Театралы запомнили ваш спектакль «Женитьба» по пьесе Гоголя в Театре Наций, где вы играли с Ксенией Собчак. Как вы относитесь к участию в спектакле непрофессиональных актеров?

— Не могу сказать, зачем и в какой момент режиссеру становится нужен непрофессионал, но это была авторская постановка Филиппа Григорьяна, он лучше знает, в чем был его замысел. Я считаю, что ничто не должно ограничивать автора в выборе исполнителей и художественных средств.

Есть ли у вас амбиция работать как режиссер?

— Была. Но работа актера по сравнению с работой режиссера — это ничто. Режиссером быть очень сложно, очень, я пробовал несколько раз. Это огромное напряжение всего и вся: дымящие мозги, выжженное нутро, в результате абсолютное бессилие. И это безумно интересно, поэтому я думаю, что к этому еще вернусь, но сейчас о конкретике говорить не приходится.

Какие роли мечтали бы сыграть? Гамлета?

— Интересные. Удивительно, у меня никогда не было мечты сыграть какую-то роль. О Гамлете никогда не мечтал, но с некоторых пор я стал думать о каких-то конкретных ролях. Видимо, потому что с возрастом понимаешь, что какие-то роли уходят и ты их не сыграешь никогда, черт его знает почему… Но почему-то в последние годы я всё мечтаю, чтобы какой-нибудь дерзкий молодой современный режиссер взялся за постановку «Горя от ума» и я бы с удовольствием сыграл в нем Фамусова. Или же кто-нибудь придумал какое-нибудь сценическое воплощение «Защиты Лужина». Но что говорить, хороших ролей много. Вот вы бы спросили меня полгода назад, кого я хочу сыграть, мне бы и в голову не пришло, что хочу сыграть Михоэлса. Тем более что и играю я в общем-то не его, мы совершенно не похожи, но какой-то его дух, воплощение его игрового начала. Я бы никогда не назвал этого в списке ролей, которые я мечтаю сыграть.

Справка «Известий»

Максим Виторган — актер театра и кино, режиссер, теле- и радиоведущий. Родился 10 сентября 1972 года в семье Эммануила Виторгана и Аллы Балтер. Закончил ГИТИС, после был принят в МТЮЗ. Служил в Ленкоме и МХАТе имени Чехова. Работал на телевидении в качестве режиссера и ведущего. Широко известен по фильмам «День Радио», «День Выборов», «О чем говорят мужчины», а также сериалам «Мамочки», «Обратная сторона Луны-2», «Кризис нежного возраста».

Прямой эфир