Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Отрада труда: как изменятся критерии выплат преподавателям в вузах
2021-09-28 11:57:21">
2021-09-28 11:57:21
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Критерии оценки эффективности преподавателей вузов будут расширены. Минобрнауки разослало во все образовательные учреждения новые методические рекомендации (есть у «Известий»). Раньше при назначении стимулирующих выплат университеты зачастую учитывали только научную деятельность сотрудников, однако теперь внимание будут обращать и на другие виды работ — например, помощь студентам в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, сообщила «Известиям» первый зампред комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова. В Совфеде надеются, что это позволит молодым педагогам, у которых в начале карьеры не так много научных достижений, зарабатывать больше.

Эффект от работы

23 сентября Минобрнауки разослало высшим учебным заведениям новые методические рекомендации. Принятый документ впервые установил, что с правовой точки зрения понимается под эффективным контрактом в вузах, рассказала «Известиям» сенатор Ирина Рукавишникова.

— Ранее не существовало никаких разъяснений, что понимается под показателями эффективности деятельности педагога, какие документы должен разработать вуз для правового оформления системы эффективных контрактов, содержание этих документов. Поэтому каждый вуз регулировал это по своему усмотрению, — заявила она.

Согласно рекомендации ведомства, эффективный контракт должен содержать согласованные сторонами трудовых отношений показатели и критерии оценки работы. Их достижение или перевыполнение напрямую влияет на назначение стимулирующих выплат.

Вузам рекомендован перечень основных видов работ, по которым разрабатываются показатели эффективности, — например, учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательная. Это должно исключить возможность неучета каких-либо достижений. Зачастую локальные акты многих вузов ориентированы на фиксацию научных, а не педагогических достижений преподавателя, отметила сенатор. Нововведение в первую очередь направлено на поддержку молодых сотрудников, которые только начинают свой путь и не имеют достижений в науке, но при этом ведут преподавательскую деятельность, активно работают со студентами — например, проявляя себя в воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

семинар
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Кроме того, рекомендуется поощрять участие педагогов в работе общественных объединений по своему профилю — в частности, в экспертных комиссиях, советах, комитетах при государственных органах. Документ также устанавливает поддержку за научные публикации в рецензируемых периодических изданиях и журналах, индексируемых в любых наукометрических базах данных, без акцента на зарубежные.

Это большая победа, так как в существующих эффективных контрактах большинства вузов ставка делалась исключительно на индексацию международными системами, которая предполагала платное размещение научных статей. Более того, методические рекомендации определяют, что, если преподаватель тратит собственные средства на публикацию своих научных достижений, вуз может компенсировать ему такие расходы, — сообщила Ирина Рукавишникова.

Все это, по ее мнению, открывает возможности для привлечения в высшую школу и науку молодых ученых и педагогов, а также для установления им достойной зарплаты.

лекция
Фото: РИА Новости/Владимир Песня

По всем пунктам

Говорить о каких-либо средних суммах надбавки к зарплате педагогов, либо о процентах к окладу будет некорректно, так как критерии эффективности труда профессорско-преподавательского состава каждый вуз устанавливает самостоятельно, подчеркнула сенатор. И выражается эта эффективность, как правило, в баллах, которые в учебных заведениях имеют разный денежный эквивалент.

— До принятия указанных методических рекомендаций эффективность труда преподавателя оценивалась по довольно узкому количеству критериев. Теперь их перечень существенно расширен, что, несомненно, позволит администрации любого вуза повысить оплату труда педагогов высшей школы, но в каждом вузе это будет индивидуально, причем по каждому виду работ, — сказала сенатор.

Усовершенствование эффективных контрактов поддержали в нижней палате. Однако, как заявил «Известиям» член комитета Госдумы по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев, в России в целом остается проблема с зарплатами школьных учителей и университетских преподавателей — чтобы обеспечить себя и свою семью, они вынуждены трудиться на полторы или две ставки. Это, по мнению политика, отражается на качестве работы. Поэтому необходимо в целом рассмотреть способы увеличения оклада преподавателей.

В институтском сообществе также позитивно отнеслись к идее, однако там считают, что на этом поддержка не должна ограничиваться.

универ
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Чтобы зарплаты педагогов действительно увеличились, государство должно выделять вузам больше денег, — сказала «Известиям» сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Ванда Тиллес. — Если финансирование учебных заведений не увеличится, как это изменит заработок преподавателей? Никак.

В целом для улучшения высшего образования, по ее словам, необходимо обновить и критерии оценки самой системы. Сейчас растет количество выпускников с красными дипломами, однако это зачастую не свидетельствует о повышении уровня подготовки специалистов, подытожила эксперт.

В этом году стало известно о новой программе поддержке вузов — «Приоритет 2030», которая направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Как сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков, более ста университетов получат специальный грант на исследования в размере около 1 млрд рублей.

Читайте также