Реставрация «Республиканцев»: кто претендует на пост президента Франции
В списке кандидатов на пост президента Франции появляются новые имена: о своем желании баллотироваться объявил экс-переговорщик Евросоюза по Brexit Мишель Барнье. Он пойдет на выборы от правоцентристских «Республиканцев». По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, сейчас партии важно определиться с единым кандидатом (ее представляют уже пять человек) — в противном случае повторится ситуация 2017 года, когда во второй тур вышли Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен. У Москвы сложились наиболее близкие отношения со вторым претендентом, однако, по мнению аналитиков, делать ставку только на нее не стоит.
Политическая мозаика
«Менее чем через восемь месяцев французы будут выбирать нового лидера. Грядут тяжелые времена, и мир, который нас окружает, опасный. <…> В этот сложный период я принял решение представить свою кандидатуру на должность президента примиренной Франции», сказал Мишель Барнье интервью телеканалу TF1 26 августа.
Выборы президента Пятой республики пройдут в апреле 2022 года: первый тур запланирован на 10 апреля, второй — на 24-е. О намерении участвовать в них объявили уже 25 политиков. Президент страны и основатель партии «Вперед, республика!» Эммануэль Макрон о своем участии пока не заявлял, но это скорее вопрос времени.
Опросы прочат выход во второй тур Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен, лидера ультраправого консервативного «Национального объединения», — такое уже было на выборах 2017 года. По данным Французского института общественного мнения Ifop от июля 2021 года, их поддерживают 28% и 26% соответственно.
Главная интрига сейчас лежит в том, кто будет представлять «Республиканцев». Ее основателем и лидером был экс-президент Николя Саркози, и до голосования 2017 года дела у нее шли хорошо. Тогда единый кандидат от этого движения Франсуа Фийон считался одним из главных претендентов на президентский пост, но после скандала с фиктивным трудоустройством его супруги Пенелопы он утратил лидирующие позиции.
Сейчас от «Республиканцев» на выборы идут пять человек:
- президент Совета региона О-де-Франс, в прошлом министр труда и здравоохранения Ксавье Бертран;
- президент Совета региона Иль-де-Франс, в прошлом министр бюджета и образования Валери Пекресс;
- экс-депутат Европарламента, врач Филипп Жювен;
- депутат Национального собрания Эрик Сьотти;
- собственно Мишель Барнье, который был в том числе и министром иностранных дел при президенте Жаке Шираке.
— Мишель Барнье мой давний друг. Какое-то время назад он говорил о своем намерении баллотироваться, поэтому для меня это не стало сюрпризом, — рассказал «Известиям» бывший сенатор Франции от «Республиканцев», ныне старший советник консалтинговой компании APCO Worldwide Жан Бизе. — Он хороший кандидат, и я надеюсь, что на праймериз (внутрипартийные выборы. — «Известия») его фигура будет привлекательна для избирателей.
По оценке политиков и экспертов, сейчас правоцентристам жизненно необходимо обозначить единого кандидата. В противном случае, второй тур опять обойдется без них.
— Положение «Республиканцев» довольно сложное. О своих амбициях заявили сразу несколько человек, но политических тяжеловесов сейчас нет, — сказал «Известиям» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. — Насколько понимаю, они хотели провести съезд партии, чтобы определиться, как выбрать кандидата на выборы. Но Ксавье Бертран, который был очень доволен своей победой на региональных выборах (прошли в июне 2021 года. — «Известия»), сказал, что ни в каких праймериз участвовать не будет, — его кандидатуру закрепил недавний триумф. Теперь задача партийного руководства избежать выдвижения нескольких человек, потому что это заранее будет означать проигрыш.
По оценке Жана Бизе, если «Республиканцы» не смогут выбрать единого кандидата, то расклад будет следующий: во второй тур выйдут Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен, после чего, как и пять лет назад, победу одержит представитель партии «Вперед, республика!» — и пойдет на свой второй и заключительный срок.
По миграционному полю
Одна из наиболее болезненных для Франции тем — иммиграция. Эту карту в своей программе уже многие годы активно разыгрывает Марин Ле Пен. Теперь на миграционном поле ее вполне могут потеснить «Республиканцы».
— Лидеры этой партии еще с 1990-х годов выступают за то, чтобы свести незаконную миграцию к минимуму и принудительно интегрировать мигрантов во французское общество, — пояснила «Известиям» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгения Обичкина. — Эта политика оказалась не очень успешной, поскольку во времени она совпала с нарастающей активностью исламистских сект во Франции и в Европе. Однако сделано было много — конечно, не без конкуренции с Марин Ле Пен.
По словам эксперта, электорат «Республиканцев», «осиротевший» после провала 2017 года, очень широк: это современно мыслящие люди, которые благосклонны к Евросоюзу и настаивают на защите европейской идентичности. Объединение этих избирателей может вернуть правоцентристскую партию в большую политику.
Все кандидаты хороши
Предвыборная гонка — это борьба кандидатов с основным упором на пути решения внутренних проблем. При этом их внешнеполитическую ориентацию можно определить уже сейчас. У российских политиков наиболее близкие отношения сложились с Марин Ле Пен: так, за два месяца до голосования 2017 года она приезжала в Москву, где встретилась с президентом РФ Владимиром Путиным; уже после своего поражения она пожелала российскому лидеру переизбраться на выборах 2018 года. Недавно же в контексте ситуации в Афганистане она призвала создать «большой международный альянс в составе ЕС, России, Китая и мусульманских стран», чтобы противостоять исламистам.
По мнению экспертов, «Национальное объединение» — не единственный игрок во Франции, с которым Москва может наладить конструктивное сотрудничество.
— В ближайшее время Марин Ле Пен вряд ли победит. При том состоянии, в котором сегодня находится средний французский избиратель, ее идеи едва ли захватят 50% и одного человека. У нее действительно растет поддержка, но все же французы слишком привержены республиканским ценностям, — считает Евгения Обичкина. — Что касается, к примеру, Барнье и Макрона, то оба политика для российской дипломатии — не такой уж плохой вариант. Действующий президент, в частности, посылал много благоприятных сигналов не только Москве, но и европейцам, пытаясь склонить их к сотрудничеству с РФ.
Россия — это европейская страна, и потому вопросы безопасности можно решать только в диалоге с Москвой — особенно в контексте растущего китайско-американского соперничества, в котором западной и восточной частям Евросоюза в случае усугубления их раскола будет отведена подчиненная роль, подытожила эксперт.