Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На границе Азербайджана и Армении установили первый пограничный столб
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Разведка США заявила о победе над Китаем в случае полномасштабной войны
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Политика
В Госдуме оценили сокращение поставок оборудования из Китая
Происшествия
Система ПВО уничтожила украинский дрон над Белгородской областью
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Мир
В США выразили опасения из-за крепнущих связей КНДР с Россией
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Полтора года пандемии коронавируса ощутимо ударили по популярности политиков в большинстве стран мира: власти столкнулись как с усталостью общества от ограничений, так и с недовольством населения ростом случаев заболевания — из-за недостаточности мер или же вопреки жесткому регулированию. Такой вывод содержится в докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Пандемия и доверие — о мировой динамике политических рейтингов и волн COVID-19» (есть в распоряжении «Известий»). При этом, как отметили авторы исследования, снижение доверия затронуло и оппозицию: люди сочли, что готового рецепта от пандемии нет ни у кого, а смена власти в период кризиса чревата лишь еще большей нестабильностью.

В одной лодке

Первые месяцы пандемии, обрушившейся на мир к весне 2020 года, в большинстве стран мира сопровождались общественной мобилизацией и сплочением вокруг действующих властей, отмечают автора исследования. Люди верили: если на время придерживаться строгих ограничений, пандемия вот-вот отступит.

Но прошедший год показал, что не везде эти надежды оправдались. И первоначальная мобилизация уступила место повсеместной усталости от локдаунов и пониманию того, что жесткость ограничительных мер слабо коррелирует с заболеваемостью. Как показала практика, их усиление не обязательно влекло за собой автоматическое сокращение числа заболевших COVID-19. Кроме того, массовая вакцинация в США и Западной Европе не смогла предотвратить новую волну заболеваний, что также способствовало разочарованию людей в действиях политиков и их способности предотвратить эпидемическую угрозу, говорится в исследовании.

Автомобиль для интенсивной терапии перевозит пациентов с COVID-19 из Гейдельберга в другие больницы, Германия

Автомобиль для интенсивной терапии перевозит пациентов с COVID-19 из Гейдельберга в другие больницы, Германия

Фото: Global Look Press/Oskar Eyb

Свою руку к столь мрачному восприятию людьми действующих властей приложили и СМИ, уверены авторы доклада. Каждый новый скачок заболеваемости коронавирусом провоцировал увеличение числа негативных сообщений в прессе или на телевидении, что поддерживало чувство тревоги среди граждан и отчасти становилось источником протестных настроений и недовольства властями.

«В результате после почти полутора лет пандемии власть оказывается под шквалом критики как со стороны ковид-скептиков, отрицающих саму необходимость ограничений, так и со стороны ковид-лоялистов, для которых любые ограничения оказываются недостаточными. Это приводит к повсеместному падению популярности политиков и общему снижению доверия», — отмечается в докладе ЭИСИ.

Команда упавших

Наиболее зримо эта тенденция проявилась в нескольких странах. К примеру, уровень одобрения правящего блока ХДС/ХСС в Германии целый год — с марта 2020 по март 2021 года — держался на отметке значительно выше 30%, что отражало общую удовлетворенность немцев антикоронавирусными мерами во время первых волн пандемии Однако уже к середине весны стало очевидно: общество устало от ограничений. И к концу апреля, когда Германия стала фиксировать по 30 тыс. заболевших ежедневно и ввела такие меры, как комендантский час и посещение непродовольственных магазинов по предварительной записи и при наличии отрицательного теста, рейтинг правящего блока упал до рекордно низких 23%.

Схожая картина наблюдалась и во Франции. Если еще в январе этого года уровень одобрения деятельности президента Эммануэля Макрона держался на уровне 40%, то к апрелю он упал до 33%, тогда как уровень неодобрения вырос с 58 до 63%. Это совпало с периодом повышенной заболеваемости (в начале — середине апреля средний прирост превышал 30 тыс. человек) и введением во Франции нового «ограниченного локдауна», в ходе которого власти вновь закрыли детские сады, начальные и средние школы и сократили передвижение между населенными пунктами.

В реанимации отделения Covid клиники Parc под Монпелье, Франция

В реанимации отделения COVID-клиники Parc под Монпелье, Франция

Фото: TASS/Zuma

Подтверждением общей тенденции стали ситуации в Греции и Нидерландах. В первой из них прошлогодний взрыв популярности правящей партии «Новая демократия» на фоне первых ограничительных мер и минимальной заболеваемости, которая, казалось, стала успехом властей, сменился к нынешнему июлю падением популярности. Если летом 2020 года рейтинг партии составлял 52%, то к середине июля он скатился до менее 42% — и всё это из-за нового скачка заболеваемости. Точно так же затяжная волна COVID-19 обрушила и рейтинг «Народной партии за свободу и демократию» в Нидерландах: в начале апреля ее популярность упала до 28%, тогда как весь предыдущий год она не опускалась ниже 30%.

Несмотря на упоминание в докладе отдельных стран, тенденция падения доверия народа своим правительствам оказалась универсальной, отметил в беседе с «Известиями» один из авторов доклада, глава экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.

— Буквально пару дней назад таким исключением казалась Австралия, где противопандемийные меры были, пожалуй, самыми жесткими из всех развитых стран. Но и там в выходные прошли беспрецедентно мощные митинги (они закончились арестом более полусотни протестующих), и сейчас ясно, что и Австралия присоединилась к семье народов, недовольных антиковидной политикой своих правительств, — сказал эксперт.

Многовекторный удар

Падение рейтингов правящих сил не везде было связано с недовольством жесткими антиковидными ограничениями. В ряде стран обвал уровня популярности был связан скорее с ростом заболеваемости на фоне легкомысленного отношения политиков к противоэпидемическим мерам. Ярким примером можно считать Бразилию, где ограничения были введены только на уровне отдельных штатов — во многом в пику президенту Жаиру Болсонару, главному ковид-скептику планеты. Несмотря на то что деятельность Болсонару никак не связана с ограничениями, его антирейтинг достиг рекордных значений — в мае 45% респондентов не одобряли его политику, а уже в июле таковых в Бразилии был 51%.

Президент Бразилии Жаир Болсонару

Президент Бразилии Жаир Болсонару

Фото: REUTERS/Adriano Machado

Нечто похожее произошло и в Мексике — с самого начала в борьбе с коронавирусом власти ограничивались рекомендациями по ношению масок и соблюдению дистанции, не прибегая к штрафам. Однако столь мягкий подход не спас рейтинг правящей партии Morena — с 51,3% в феврале этого года он упал до 42,1% в апреле.

Но еще более примечательным стал тот факт, что снижение доверия населения ударило не только по политикам и партиям, стоящим у власти, но и по оппозиции.

— Если говорить о Европе, там правящие партии показали всё, что могли (в плане борьбы с пандемией. — «Известия»), и вряд ли кто-то думает, что другие политические силы могли проявить себя лучше. Это видно по электоральным настроениям, в частности, по местным выборам, прошедшим недавно во Франции, — пояснил «Известиям» директор клуба «Валдай», эксперт по Европе и международным отношениям Тимофей Бордачев.

Он также добавил, что еще одним фактором стала общая апатия избирателей как в отношении правящих, так и оппозиционных партий.

К примеру, в Португалии, поддержка премьера за последние четыре месяца упала на 20%, при этом и оппозиция за то же время растеряла 11% своего былого рейтинга. Мало поводов для оптимизма осталось и у венгерской оппозиции. К весне нынешнего года, менее чем за полгода, рейтинг правящей партии «Фидес» упал с 56 до 44%. Однако и популярность объединенной оппозиции снизилась на 12%.

Не стала исключением и Турция: одновременно с падением популярности президента Реджепа Тайипа Эрдогана (до 36,7% в мае против 48,2% в январе) свои очки среди избирателей растеряла и «Хорошая партия» (минус 5,7% за тот же период).

Стамбул во время действия общенационального карантина в период пандемии коронавируса COVID-19, Турция

Стамбул во время действия общенационального карантина в период пандемии коронавируса COVID-19, Турция

Фото: TASS/Zuma

— Рейтинги оппозиции рухнули во многом оттого, что люди понимают — для борьбы с пандемией нужно больше ресурсов и при общем падении доверия политикам все-таки больше доверяют тем, у кого больше ресурсов и опыта для решения проблем, — пояснила «Известиям», в свою очередь, еще одна соавтор доклада ЭИСИ Екатерина Соколова.

С этим согласился и Глеб Кузнецов, отметив, что в нынешней ситуации народ, хоть и недоволен действиями властей, но понимает, что оппозиция не предложит ничего другого, кроме того, что делает власть. Но выразил уверенность, что как только острота эпидемии сойдет на нет, всё вернется на круги своя, и доверие к политикам и их рейтинги будут восстановлены.

Прямой эфир