Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg сообщил о планах Германии сократить закупки СПГ у России
Мир
Трое сирийских военных ранены при обстрелах в Латакии
Мир
Макрон предостерег Украину от ударов из западного оружия по России
Мир
В МИД России уличили Запад в манипулировании группой ОЗХО в Сирии
Мир
СМИ спрогнозировали поражение Украины в течение полугода
Мир
Число погибших при взрыве в мечети в Пешаваре возросло до 59
Мир
СМИ сообщили о подготовке США к конфликтам с Россией и КНР в Арктике
Мир
Экс-генпрокурор Украины призвал к максимальной мобилизации
Мир
Макрон допустил поставки военных самолетов Украине
Общество
В Минэнерго заявили о достаточном объеме мощностей для снабжения новых регионов
Мир
На Украине предложили объявить импичмент Зеленскому
Армия
Советник Пушилина допустил возможное окружение Артемовска через несколько дней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне разочаровались в кешбэке: они стали на 19% реже искать карты с вознаграждением, тогда как интерес к оформлению «пластика» в целом вырос на 16%. Такую статистику для «Известий» подготовили в «Сравни.ру». В частности, при выборе кредиток для граждан более важными критериями стали длительность грейс-периода и стоимость обслуживания, подтвердили в банках. Клиенты перестали доверять рекламе с высокими возвратами, а рынок трат по картам приблизился к точке насыщения ― кредитные организации сокращают программы стимулирования безналичных расходов. Тем не менее общий объем начисленного кешбэка в начале 2021-го вырос от 20 до 600%.

Интерес спал

Число запросов россиян на приобретение карт с кешбэком в первом полугодии 2021-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократилось на 19%, притом что в целом интерес к банковскому «пластику» вырос на 16%. Такими данными с «Известиями» поделились в маркетплейсе «Сравни.ру». Компания не раскрывает абсолютные цифры по числу запросов, однако уточняет, что среднее количество посетителей сайта в месяц составляет 7 млн человек. По данным «Сравни.ру», наибольшее снижение интереса произошло по кешбэку в категории «супермаркеты» (на 41%), за путешествия (–39%) и развлечения (–36%).

Интерес к программам лояльности в целом мог снизиться на фоне пандемии: многие сократили свои траты и преимущества карт с вознаграждением стали не так очевидны, считает менеджер по кредитным продуктам финансового маркетплейса «Сравни.ру» Владимир Сляднев. Он добавил, что из-за введенных ограничений актуальность кешбэков по таким категориям, как путешествия и развлечения, заметно снизилась.

оплата картой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В крупнейших банках «Известиям» подтвердили тенденцию на сокращение интереса россиян к кешбэку, в частности, по кредитным картам. В последние годы их пользователи стали чаще выбирать карты с увеличенным льготным периодом, чем карты с вознаграждением, подтвердил вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Петр Карпов. Он добавил, что кредитки с возвратами только в определенных категориях или в зависимости от уровня трат клиентов, в свою очередь, уступают место более универсальным и простым программам лояльности с единым кешбэком на любые покупки.

На рынке наблюдается следующая тенденция: клиенты в первую очередь смотрят на длительность льготного периода, потом на стоимость обслуживания и только в третью очередь на уровень вознаграждения, согласились в МТС Банке.

― Кешбэк перестал быть основным фактором выбора кредитной карты. На первое место выходит величина льготного периода и стоимость обслуживания. Клиенты нелояльны к бренду, они готовы менять банк при наличии более выгодных условий по продукту, которые они оценивают не только с точки зрения кешбэка, ― пояснил директор по развитию кредитных карт ОТП Банка Денис Луковский.

Наличие или отсутствие программы возврата с безналичных покупок ― второстепенный фактор: клиенты также обращают внимание на процентную ставку по карте, комиссию за обслуживание, срок льготного периода, стоимость СМС-информирования. Для кого-то представляет интерес удобство расположения банкоматов, функциональность мобильного приложения, удобные онлайн-сервисы, отметили в ПСБ.

оформление банковской карты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Кешбэк выплачивается из комиссии от платежной системы, которую банк, обслуживающий магазин, платит банку-покупателю («интерчейндж»), пояснил аналитик «Финам» Игорь Додонов. Кредитным организациям выгодно стимулировать траты по картам: чем их объем выше, тем больше суммы «интерчейнджа» они получают ― частью этих денег банки и делятся с клиентом. При этом раньше они гнались за привлечением новых пользователей и повышением их трансакционной активности (в чем кешбэки хорошо помогали), но теперь, когда рынок близок к точке насыщения, главной задачей программ лояльности становится удержание существующих клиентов, отметил эксперт.

Рост вопреки

― Кроме того, кешбэки снижают свою эффективность в деле поддержания высокой трансакционной активности клиентов, поскольку обороты по картам уже близки к максимально возможным месячным тратам, а доходы населения практически не растут. Помимо этого россияне также стали всё меньше верить в рекламу о «30-процентных кешбэках», поскольку в реальности удовлетворить все требования для достижения подобных цифр практически невозможно, ― добавил Игорь Додонов.

В ЦБ не ответили на вопрос «Известий» о выявлении недобросовестных практик начисления или рекламы кешбэков.

оплата картой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Снижение интерчейнджа, а также экономия на маркетинговых бюджетах банков в кризисный год сократили и предложение высоких кешбэков в 2020-м, знает финансовый директор «Группы Т1» Роман Ромашевский. По его словам, увидев спад интереса пользователей, некоторые крупные банки сейчас улучшают условия по программам вознаграждения, что может свидетельствовать о новой волне популярности карт с высокими кешбэками в будущем.

Несмотря на это, объем выплаченного кешбэка в крупнейших банках за последний год вырос: в Райффайзенбанке ― в семь раз, в крымском РНКБ ― в 12 раз, в ПСБ ― вдвое, в Почта Банке ― в 2,6 раза, в СКБ Банке ― в 2,4 раза, в МТС Банке ― на 27%, в Совкомбанке, «Абсолюте» и банке «Санкт-Петербург» ― на 20%.

Локдаун, работа из дома, глобальная перестройка экономики снизили трансакционную активность по картам: клиенты больше снимали наличных или тратили накопленный кешбэк, рассказала директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка Анна Волкова. По ее данным, объемы начисленного вознаграждения тогда сократились на 30–40%. Однако уже с июня 2020-го ситуация начала улучшаться, и к лету 2021-го кредитные организации смогли восстановить уровень начислений.

Клиенты снимают деньги в банкоматах
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Возврат за покупки взаимосвязан с общими тратами россиян по картам. По последним данным ЦБ, с которыми ознакомились «Известия», за I квартал 2021 года общий объем безналичных операций составил 27 трлн рублей. Из них оплата товаров, работ и услуг составляет лишь 8,8 трлн (остальное приходится на снятие наличных и денежные переводы). Для сравнения, в тот же период 2020 года россияне сделали платежей картами на 7 трлн рублей, а в I квартале 2019-го ― на 5,7 трлн.

Читайте также
Реклама