Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Вся власть советам: на госпредприятиях Украины появятся «смотрящие»
2021-07-16 17:40:36">
2021-07-16 17:40:36
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Верховная рада в первом чтении одобрила законопроект о наблюдательных советах на украинских госпредприятиях. Документ предполагает создание «института смотрящих» во всех ключевых компаниях. Наблюдатели будут принимать кадровые решения, определять, какую зарплату платить руководителям, кого награждать, а кого наказать. Советы будут формироваться в основном из иностранцев, а значит, крупнейшие компании окажутся под контролем Запада. «Известия» разбирались в ситуации.

О чем закон

Верховная рада приняла в первом чтении законопроект о корпоративном управлении. Документ предполагает создание наблюдательных советов во всех подчиняющихся государству компаниях. «Сегодня у нас много проблем в управлении. Из 3 тыс. предприятий, которые находятся в распоряжении министерств и ведомств, только 947 — прибыльные. Остальные убыточные, банкроты или вообще не работают», — пояснила автор законопроекта Роксолана Пидласа.

Цех Харьковского тракторного завода

Цех Харьковского тракторного завода

Фото: ТАСС/Pavlo Pakhomenko

Полномочия набсоветов будут значительно расширены. Они будут утверждать стратегические планы развития, годовые финансовые и инвестиционные планы, обеспечивать проведение аудиторских проверок. Пожалуй, главные положения касаются взаимодействия с руководством госпредприятий. Во-первых, «смотрящие» будут принимать решения об их зарплате и вознаграждении. Во-вторых, по согласованию с правительством набсоветы будут принимать решения о назначении и увольнении руководителей. Получается, последние попадают под полную зависимость от посторонних людей.

При этом неделей ранее госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе выступления на международной конференции в Вильнюсе настаивал, что Украине для успеха реформ нужен закон о корпоративном управлении. На той же конференции президент Украины Владимир Зеленский пообещал, что Киев сделает всё, чтобы ускорить темп реформ. Позже исполняющий обязанности временного поверенного в делах США на Украине Джордж Кент заявил, что указанные преобразования — якобы не пожелание Вашингтона, а ожидания самих украинцев.

Какие будут последствия

Сейчас наблюдатели работают во всех четырех украинских госбанках, а также в крупных госкомпаниях, например, в «Нафтогазе», «Укрэнерго», «Укрнафте», «Администрации морских портов», аэропорте «Борисполь».

Глава Наблюдательного совета «Укрзализныци» Шевки Аджунер

Глава наблюдательного совета «Укрзализныци» Шевки Аджунер

Фото: latifundist.com

Большинство членов набсоветов — иностранцы. В основном это представители МВФ и транснациональных корпораций. Власти уверяют, что экспаты не зависят от чиновников и политиков, а потому якобы действуют более эффективно. Этот тезис, однако, опровергается финансовыми показателями. Например, компания «Укрзализныца» (Украинские железные дороги) терпит значительные убытки. «С 2015 года продолжается постоянное обесценивание активов компании. В 2018–2019 годах не достигнуты плановые показатели почти по всем видам деятельности. Выполнение планов инвестиций в 2018 году составило всего 67,5%, за 9 месяцев 2019 года — 58,6%», — говорится в докладной записке СБУ.

Эксперты говорят, что с помощью набсоветов Запад выкачивает деньги из украинских компаний. Сами «смотрящие» обогащаются лично. Например, глава набсовета «Укрзализныци» гражданин Турции Шевки Аджунер за полтора года работы получил 13,8 млн гривен ($505 тыс.). Члены совета Андерс Ослунд, Андреас Матье и Кристиан Кун за этот же период — по 11,7 млн гривен ($428 тыс.). Глава набсовета «Приватбанка» Шерон Иски получала $2 тыс. за день работы. В «Укрпочте» на зарплаты семи членам набсовета в 2019 году потратили 10,8 млн грн ($398 тыс.). При этом ответственности за результаты работы компаний члены набсоветов не несут.

Вагон украинской пригородной электрички

Вагон украинской пригородной электрички

Фото: facebook.com

С работой набсоветов связано несколько крупных скандалов. Самые громкие — по поводу «смотрящих» в «Нафтогазе». Один произошел из-за заоблачных вознаграждений. Например, по итогам 2020 года компания понесла убытков на $700 млн. Но это не помешало главе набсовета Клер Споттисвуд из Великобритании получить $230 тыс. за год. По итогам этого же года шесть топ-менеджеров компании получили в сумме $30 млн бонусов. Другая причина — увольнение весной 2021 года руководителя «Нафтогаза» Андрея Коболева. В знак протеста наблюдательный совет в полном составе подал в отставку. Другой скандал произошел во всё той же «Укрзализныци», когда член набсовета компании Сергей Лещенко в телеэфире не смог ответить на простой вопрос о том, какая ширина у украинской железнодорожной колеи.

Что говорят эксперты

Против нынешнего законопроекта активно выступали украинские оппозиционеры. «Мы просим, чтобы наблюдатели получали не более десяти минимальных зарплат. Если предприятие по итогам года убыточное — ноль, если задолженность по зарплатам — тоже ноль. Это должны быть исключительно граждане Украины. Они должны иметь стаж и образование в той отрасли, за которой наблюдают», — говорил с трибуны парламента депутат Нестор Шуфрич. По его словам, нынешние «смотрящие» некомпетентны. «У нас отдельные журналисты — лучшие спецы и в железнодорожном развитии, и в обороноспособности страны. Иностранцы сидят в Лондоне и получают $30–40–50 тыс. и курят бамбук», — возмущался он.

Здание НАК «Нафтогаз Украины» в Киеве
Фото: TASS/Zuma/Danil Shamkin

Эксперты говорят, что усиление наблюдательных советов выгодно странам Запада. «Это еще один инструмент внешнего контроля над украинской экономикой, стратегическими объектами. Фактически, госокомпании выводятся из-под управления государства. Президент Зеленский действует под диктовку Вашингтона. Очевидно, что у него не достает воли и возможностей, чтобы противостоять диктату извне», — говорит «Известиям» украинский политолог Константин Бондаренко.

Украинский экономист Алексей Кущ говорит, что государство теряет часть суверенитета. «Наблюдательные советы становятся своеобразной перегородкой между государством и госкомпаниями. Госкомпании прекращают выполнять социальные функции, вместо этого переключаются на извлечение максимальной прибыли, в том числе за счет повышения тарифов и цен. Для государства же затрудняется управление собственными активами», — подчеркивает эксперт.

Читайте также