Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Написано шрифтом: как обучают детей с дислексией
2021-07-06 18:25:09">
2021-07-06 18:25:09
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По разным данным, от 5 до 15% людей в мире страдают дислексией — нарушеним навыков чтения и произношения звуков. Для таких детей (расстройству чаще подвержен ребенок, чем взрослый) чтение — настоящий стресс. Дислексия мешает учебе и заставляет ребенка переживать из-за неуспеваемости. Одним из методов борьбы с дислексией может стать специальный кириллический шрифт, запущенный недавно в соцсети. Как распознать дислексию и скорректировать обучение — разбирались «Известия».

Одна и та же ошибка

Дислексия проявляется по-разному. Обычно выделяют легкую, среднюю и тяжелую стадии, отмечает методист Международной ассоциации дислексии Дейвиса (DDAI) Надежда Попова.

Дети с легкой формой дислексии могут хорошо учиться, но допускать небольшое количество ошибок. Иногда такие ребята зеркалят, то есть путают буквы местами.

Школа
Фото: TASS/dpa/picture-alliance

Тяжелая форма проявляется серьезным нарушением когнитивных функций, когда ребенок никак не может запомнить название буквы, выучить счет или воспринимает символы искаженными.

— Симптомы тяжелой формы дислексии наиболее ярко описывает создатель шрифта для дислексиков дизайнер Кристиан Боэр, — приводит пример невролог Александр Будик. — Когда он видел перед собой страницу с текстом, буквы на ней начинали плясать и вращаться.

К счастью, данное проявление скорее исключение из правил. Чаще встречается средняя форма, когда ребенок допускает явные ошибки, но они не критичны для общего усвоения знаний.

При этом дислексия характеризуется устойчивыми нарушениями, которые повторяются из раза в раз. Например, учительница каждый день исправляет одну «с» в словосочетании «классная работа».

С годами только лучше

Как правило, дислексия диагностируется в возрасте, когда ребенок учится читать и писать, то есть в 6–8 лет. В детском саду символьная нагрузка еще не так велика, как в школе, отмечают эксперты. В это время больше развивается правое полушарие, ответственное не за алгоритмичность, а за образность. Однако в практике корректоров встречаются и совсем маленькие пациенты.

— Моему самому молодому клиенту было 5 лет и 11 месяцев, — вспоминает Надежда Попова. — Во время занятий в садике родители заметили, что ребенок иначе воспринимает буквы, и решили предвосхитить школьные проблемы.

Редко, но дислексия проявляется и у взрослых. Она может стать следствием нерешенных проблем в юном возрасте.

Девушка пишет
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— Приходят папы в 40 лет и говорят: мы не можем читать ребенку книжку. Дома они уходят от этого задания, дескать, я устал, пусть мама почитает. Но взрослые пациенты хорошо понимают, что дислексия мешает им в обычной жизни, — поделилась методист.

По замечанию невролога Александра Будика, чаще дислексия у взрослых является результатом внешних повреждений — инсульта или травм. В большинстве же исследователи имеют дело с врожденной формой расстройства у детей.

При этом единого мнения о происхождении дислексии не существует. Ее возникновение описывают разные нейрофизиологические теории, отмечает Будик. Например, существует предположение, что дислексия — это генетический дефект. Когда в утробе формируется плод, определенные клетки начинают мигрировать в область, которая вскоре станет головным мозгом. Нарушение процессов миграции одни из ученых рассматривают как причину дислексии.

Другие изучают расстройство с точки зрения некорректности связей между нейронами.

— Есть текст. В норме сначала мозг распознает образ символа (буквы), потом в другом участке мозга ему, символу, придается значение. Затем сигнал бежит в участок, где формируется произношение и наконец активизируется сам артикуляционный аппарат. Получается последовательный путь импульсов, — поясняет невролог. — Далее уместно провести аналогию с проводами. Со временем клетка покрывается более плотным слоем изолирующего материала. Этот процесс называется миелинизация. Чем лучше изолирован провод, тем быстрее по нему бежит импульс. Есть теория, что образование «изоляции» у людей с дислексией нарушено.

Не лечить, а адаптировать

Несмотря на то что дислексия входит в список МКБ-10 (Международная классификация болезней), данное расстройство принято называть не болезнью, а состоянием или нарушением обучения. Соответственно ребенка с дислексией следует не лечить, а адаптировать.

Как правило, педагоги и логопеды первые, кто должен распознать дислексию. Однако проводить коррекцию должны узкие специалисты.

— Бывает, приходят дети 10–11 лет, которые уже три года занимаются с логопедом. Улучшений, увы, никаких, — поделилась Наталья Попова.

На индивидуальном занятии с логопедом в детском саду

На индивидуальном занятии с логопедом в детском саду

Фото: РИА Новости/Николай Хижняк

С коллегой соглашается основательница центра дислексии Татьяна Гогуадзе:

— Вначале родители обращаются к логопеду, и это сильно замедляет адаптацию. Логопед базово занимается устной речью, а корректировать нужно чтение и письмо. Также родители теряют время, обращаясь к нейропсихологам. Ребенок плохо пишет, читает, все на него давят, ребенок нервничает либо ведет себя агрессивно. И опять получается, что проблема не решается.

По опыту Гогуадзе, родители в принципе не знакомы со словом «дислексия» и удивляются, когда слышат его впервые. Иногда такое состояние и вовсе путают с умственной отсталостью.

Вместе с тем дислексия имеет как минусы, так и плюсы, уверен невролог Александр Будик:

— У людей с дислексией наблюдаются некоторые особенности функционирования левого полушария, алгоритмического. А значит, есть возможность обучать таких людей через правое полушарие, более творческое. Часто дети с дислексией мыслят абстрактно, у них богатое воображение.

В остальном методы адаптации сводятся к работе с образным восприятием, левым и правым полушариями, тренировкой памяти, упражнениями на координацию — часто дети с дислексией неуклюжи, могут путать правое и левое, отмечает Надежда Попова. Популярный метод Дэвиса в свою очередь подразумевает работу с объемными символами и образами, которые дети вылепливают из пластилина.

Кроме того, эксперты советуют выполнять простые упражнения. Собирать слова из набора букв; вспоминать слово на заданную букву; нарисовать на спине ребенка цифры, буквы, чтобы тот их угадывал; больше читать.

Шире и рукописнее

Новым этапом коррекции дислексии стало появление в России специального шрифта. Соцсеть «Одноклассники» запустила мини-приложение ProstoSlovo, которое позволяет конвертировать любой текст в кириллическую версию шрифта «Антидислексия», латинскую версию которого изобрел Кристиан Боэр, дизайнер с дислексией. Данный шрифт напоминает рукописный текст с увеличенным расстоянием между буквами.

ребенок с планшетом
Фото: PedroPlayaPic/Depositphotos.com

В сообществе дислексиков отнеслись к разработке неоднозначно. Дефектолог Татьяна Гогуадзе сомневается, что приложение будет пользоваться спросом. По ее словам, шрифт не имеет значения для дислексика. Единственное, что мешает чтению — это засечки.

— Засечки нагромождают текст лишними элементами. Также желательно, чтобы шрифт был округлый. А жирные буквы, которые используются в приложении, лично меня как дислексика раздражают, — посетовала Татьяна.

Эффективность нового шрифта можно будет обсуждать спустя время, считает методист по дислексии Надежда Попова.

— Созданный шрифт выглядит более объемным, чем обычный типографный. В этом он пересекается с методом Дейвиса, — отметила собеседница. — Правда, мы работаем с белым нейтральным цветом, в то время как фон предлагаемого шрифта — цветной.

Появление кириллического шрифта отражает другую важную особенность — новые методы коррекции появляются в России с запозданием. По наблюдениям Поповой, в США, Европе, ОАЭ тема дислексии в целом развита лучше. Там с детьми занимаются тьюторы и создаются щадящие условия обучения.

— Я знаю мальчика в Арабских Эмиратах, он учится в школе, в которой преподавание ведется на английском. Ему написали огромное заключение, поставили дислексию и весьма бережно к нему относятся. Не навязывают второй язык, спрашивают по мере возможности, но не унижая, оставляя на равных с другими детьми. Очень деликатный подход, чего, наверное, не хватает нам, — заключила собеседница.

Читайте также