Рубль сбережем: в 2021 году бюджет может быть исполнен с профицитом
Профицит федерального бюджета по итогам 2021 года может составить 200–700 млрд рублей, или 0,2–0,6% ВВП. Об этом говорится в обзоре «ВТБ Капитала», с которым ознакомились «Известия». Обеспечить его должны восстановление экономической активности и приток нефтегазовых доходов. При этом в действующем законе о бюджете предусмотрен дефицит в 2,8 трлн (2,4% ВВП). В Минфине заявили, что выход на профицитный бюджет не выступает самоцелью. Эксперты выводы аналитиков в целом поддержали, но предупредили, что третья волна пандемии может иметь непредсказуемые последствия.
Позитивный прогноз
По оценке Минфина, уже в январе–мае 2021 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 300 млрд рублей. Расходы оказались выше уровня, соответствующего сезонным трендам, однако доходы превысили его еще сильнее, говорится в обзоре «ВТБ Капитала». Так, траты из казны составили 9 трлн, в то время как поступления превысили 9,3 трлн рублей. Аналитики полагают, что такие результаты были достигнуты благодаря набирающему обороты восстановлению экономической активности России и высоким темпам прироста нефтегазовых доходов. Последние только за май увеличились на 400 млрд рублей.
Существующие тренды дают основание полагать, что 2021-й Россия закончит с профицитом, следует из отчета. Рассчитывая поступления от углеводородов, Минфин предполагал, что средняя цена нефти марки Urals за год составит 45,3 $/барр., однако в итоге она оказалась выше, пояснил «Известиям» старший экономист «ВТБ Капитала», автор Telegram-канала «Твердые цифры» Александр Исаков. По его оценке, средняя стоимость барреля Urals в 2021 году составит $65,4, что может принести в бюджет 2,2 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов.
Экономическая активность тоже оказалась выше ожиданий Минфина, и ее быстрое восстановление может принести в бюджет дополнительные 1,5 трлн рублей по итогам года, спрогнозировал Александр Исаков. Большой вклад в эту сумму внесет НДС, база которого напрямую зависит от деловой активности и выступает основной статьей ненефтегазовых доходов.
Таким образом, в совокупности поступления в федеральную казну могут составить около 22,5 трлн рублей, заключил экономист. При расходах в 21,5 трлн рублей, которые зафиксированы в законе о федеральном бюджете, это означает профицит в размере 1 трлн рублей. Но, скорее всего, траты будут больше: в оперативной информации об исполнении бюджета за май уточненная роспись составляет 22,7 трлн, напомнил специалист.
Впрочем, сказать наверняка, удастся ли ассигновать именно такую сумму, нельзя. Более того, как правило, бюджет тратит меньше тех значений, которые фигурируют в бюджетной росписи. Например, в 2020 году итоговые расходы недобрали до них 1 трлн рублей.
«Согласно нашим расчетам, по итогам 2021 года федеральный бюджет может быть исполнен с профицитом в 0,2–0,7 трлн рублей, или 0,2–0,6% ВВП, тогда как действующий закон о бюджете предусматривает дефицит в 2,8 трлн рублей (2,4% ВВП)», — говорится в документе.
В то же время ранее глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что министерство улучшило прогноз по дефициту бюджета в 2021 году до 1% ВВП. Это произойдет, если не изменится конъюнктура, пояснял он.
В Минфине «Известиям» заявили, что выход на профицитный бюджет, который зависит от динамики цен на нефть, не выступает самоцелью. В большей степени следует ориентироваться на первичный структурный баланс, который рассчитывается при базовой цене на углеводороды и отражает уровень участия государства в экономике. Так, в 2021 году этот показатель оказался на 0,8% ВВП выше уровня, заложенного в бюджетном правиле, и составил 1,3% ВВП. Этот уровень планируется поддерживать за счет направления на расходы всех дополнительных ненефтегазовых доходов, сформированных в результате более быстрого восстановления экономики.
Консенсус-профицит
Исполнение бюджета с профицитом в нынешнем году вполне вероятно, учитывая скорость восстановления сырьевых рынков и локальность ограничений работы бизнеса, связанных с новой волной пандемии, согласился управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. Новые административные требования коснулись преимущественно сферы услуг в столичной агломерации и по своей тяжести не идут ни в какое сравнение с ограничениями прошлого года, пояснил он. По мнению эксперта, возможный профицит средств целесообразно было бы направить на поддержание темпов роста экономики, в частности, через финансирование крупных инфраструктурных проектов.
Действительно, если нынешняя конъюнктура сохранится, по итогам года казна будет профицитной, подтвердил директор ИНП РАН Александр Широв. К этому приведет в первую очередь рост цен на нефть выше уровня, заложенного в законе о бюджете, на фоне неизменной динамики по расходам, констатировал он.
Ожидать баланс федерального бюджета на уровне более высоком, чем запланировано, разумно, отметил директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Причина тому — сложившаяся в стране консервативная практика краткосрочного планирования бюджета.
— Неожиданный секвестр сопряжен для Министерства финансов с существенно большими издержками, чем дополнительные доходы по итогам года. В результате такого подхода в 2005–2020-м в декабрьской версии бюджета на следующий год доходы и баланс федерального бюджета намного чаще недооценивались, чем переоценивались. В среднем баланс оказывался на 0,6 п.п. ВВП лучше, чем изначальный план, — констатировал он.
При условии, что второе полугодие будет по конъюнктуре близким к первому и решения о дополнительных расходах не будут приняты, баланс достигнет положительных значений, спрогнозировал Дмитрий Куликов. Однако пока АКРА ожидает близкого к нулю, но всё же отрицательного баланса федеральной казны.
Главная характеристика сегодняшней ситуации с федеральным бюджетом — высокая неопределенность, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Если сейчас в полную силу развернется третья волна пандемии и придется снова вводить жесткие антиковидные меры, может реализоваться негативный сценарий. Кроме того, на 2021 год заложен большой дефицит, и перекрыть опережающим поступлением доходов те расходы, которые были запланированы, — дело достаточно непростое. И несмотря на то что начало 2021-го оказалось намного более позитивным, чем прогнозировалось, делать выводы пока рано, резюмировал эксперт.