Из другого текста: к 2025 году бумажная книга подорожает вдвое
Бумажная книга к 2025 году подорожает вдвое, а цены на электронные издания не изменятся, сообщили «Известиям» в Российском книжном союзе (РКС). По сравнению с 2019 годом падение продаж по разным издательствам составляет 10–35% в год. Основными триггерами рынка остаются интернет-платформы и электронные и аудиокниги: их доля продаж в Сети выросла до 40%. Как выяснили «Известия», от наступления цифры в первую очередь пострадает художественная литература — тиражи будут падать, а стоимость расти. Электронные издания, не связанные с тиражностью, бумагой и печатью, по мнению экспертов, останутся в той же цене.
«Яндекс.Музыка» навеяла
Обширные домашние библиотеки уходят в прошлое, зато антиутопический сюжетный замес из романа Владимира Сорокина «Манарага» выглядит всё менее фантазийным: бумажная книга действительно превращается в статусный артефакт. По данным Всероссийского книжного рейтинга, представленного ведущими игроками индустрии на книжном фестивале «Красная площадь», рынок, понесший многомиллиардные потери во время пандемии, восстанавливается крайне медленными темпами. Снижение объемов в деньгах составило 12%, в экземплярах —17%. Сохраняется и проблема падения трафика в книжных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и на Урале.
Основными драйверами книжной отрасли остается сегмент электронных и аудиокниг — по данным РКС, к 2024 году ожидается удвоение рынка, поскольку он демонстрирует устойчивый рост не ниже 25% в год, доля интернет-продаж держится в районе 39–40% от общих продаж. По содержанию среди книг лидирует нон-фикшен. Как сообщили «Известиям» аналитики холдинга «Эксмо-АСТ», его доля в 2021 году может составить до 40% от общего объема всей покупаемой продукции.
Уверенной поступью на рыночный олимп движутся интернет-платформы: маркетплейс «Озон», платформа «Литрес» и «самиздат»-ресурсы — по данным Санкт-Петербургского книжного салона, только за последние полгода к ним присоединились 800 тыс. человек.
Как рассказал «Известиям» генеральный директор «Литрес» Сергей Анурьев, электронная книга сегодня соизмерима с другими медийными сервисами, в частности с «Яндекс.Музыкой».
— Сейчас медийная активность игроков рынка электронной книги находится на уровне «Яндекс.Музыки» и видеосервисов, — отметил он, — Книга востребована как информационный повод, провоцирующий общественную резонансную дискуссию. Это уже не что-то чуждое, ее готовы обсуждать.
Также Анурьев отметил, что согласно опросам, проводимым платформой, большинство пользователей «Литреса» читают с развлекательными целями, многие из них считают, что аудиокнига — это отличный способ занять детей, а некоторые (примерно треть опрошенных) согласились, что книга может принести пользу для их здоровья.
Ключевые издатели литературы на бумаге признают рост доли электронных книг и то, что во время закрытия книжных магазинов цифровые книги поддержали читательскую активность.
— Более того, читать стали больше, — заявил в беседе с «Известиями» генеральный директор холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — Бурный рост цифрового сегмента привлекает новую аудиторию, а изменения, происходящие сегодня на рынке, молниеносны: если переход от твердого переплета к мягкому занял около 500 лет, от мягкого переплета к электронной книге — 50 лет, то от электронной книги к аудиоформату — пять лет.
Бумага всё стерпит
Книга дорожает, и связано это не только с развитием интернет-технологий, но и с ценами на офсетную бумагу и картон. Множество производителей бумаги объявили о предстоящем повышении цен на 6–15%, объясняя его ростом стоимости сырья, энергии и транспортных расходов. В частности, Burgo Group (Италия) увеличивает с 1 июня на 10% цены на бумагу без содержания древесной массы и на 15% на мелованную бумагу с содержанием древесной массы.
Как сказал «Известиям» президент РКС Сергей Степашин, чтобы остановить удорожание книжной продукции, необходим государственный контроль за обоснованностью повышения цен и ценообразованием при внутренних и зарубежных поставках.
— По имеющейся у нас информации, стоимость картона, предоставляемого некоторыми ключевыми поставщиками, прибавила порядка 50% с начала 2021 года, а офсетной бумаги — на 39%, — отметил он.
Руководитель PR-отдела департамента по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Мария Бабий признается, что, принимая во внимание снижение покупательской способности населения, издательства стараются сдерживать рост цен на книги в пределах инфляции.
— Но если ситуация не изменится, это может привести к повышению стоимости книг, сопоставимому с ростом цен на бумагу, чего категорически не хотелось бы, — отметила Мария Бабий.
Издатели сходятся в том, что дефицит бумажной продукции, существовавший всегда, в этом году особенно дал о себе знать. По прогнозу консультанта Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) Елены Шитиковой, в 2021 году книги из-за увеличения цены бумаги могут подорожать в среднем на 10%.
— Если процесс не остановить, к 2025 году бумажная книга подорожает вдвое, — рассказала она, — то есть качественно изданная художественная новинка топового автора будет стоить уже не 700, а 1400–1600 рублей.
Что б такого почитать
Впрочем, авторы Всероссийского книжного рейтинга, а ими стали основные игроки рынка («Эксмо-АСТ», «Литрес» и «Озон»), настроены не так пессимистично и советуют не проводить различий между бумагой и цифрой, оперируя понятием рынка.
— Если к концу 2021-го эпидемиологическая ситуация нормализуется, рынок восстановится до объемов 2019 года, до пандемии он рос на 7% в деньгах и показывал положительную динамику в экземплярах, — спрогнозировал Олег Новиков.
Главным триггером по офлайну и онлайну в бумаге и в цифре он назвал сегмент нон-фикшен: прикладная литература для взрослых в 2021 году составила до 46% от общего объема продаж, 42% пришлось на художественную литературу и 12% — на детскую. 70% топ-50 самых продаваемых новинок полугодия составили произведения зарубежных авторов, 30% — отечественных.
По мнению гендиректора издательства «Молодая гвардия» Валентина Юркина, такие результаты лишь иллюстрируют давнюю проблему — отсутствие социально значимых книг на фоне внешнего оживления литературной жизни, заметных книжных салонов и фестивалей.
Издатель подчеркнул, что социально значимых и познавательных книг не достает и они малодоступны. По его словам, таковы сегодняшние реалии издательской практики.