Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Турниковый эффект: клиенты Mir Pay испытали трудности c оплатой проезда
2021-06-09 18:08:25">
2021-06-09 18:08:25
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У держателей карт «Мир» возникли трудности с оплатой проезда с помощью смартфона: перестал работать сервис по исключению национального платежного инструмента из стоп-листа, в который он попадает из-за недостатка средств или в связи с техническими проблемами, выяснили «Известия». Это может быть связано с переходом на новую систему резервирования и списания средств, полагают эксперты. В платежной системе «Мир» заявили, что техническая реализация необходимого функционала уже завершается. В крупнейших банках «Известиям» сообщили о востребованности нового инструмента платежей — трансакции исчисляются сотнями миллионов.

Терминальное чтиво

Оплату банковскими картами проезда в транспорте предлагают все три крупнейшие платёжные системы, которые действуют в России. Для этого достаточно поднести «пластик» или смартфон с установленным Pay-сервисом (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay или Mir Pay) к терминалу турникета метро или валидатора в салоне наземного транспорта — автобуса, троллейбуса, трамвая, вагона МЦД или МЦК.

Если списание средств за поездку с карты не произошло (на ней нет достаточного количества средств, из-за блокировки операций по карте со стороны банка-эмитента или в связи с техническими проблемами при выполнении запроса на списание средств, отмечается на сайте), она попадает в стоп-лист и не может использоваться в качестве проездного, пока не будет выведена из этого списка, говорится на сайте личного кабинета пассажира (сервис предоставляется при участии ВТБ). Именно на этом портале можно проверить, попал ли платежный инструмент в «отказной» перечень.

Таким образом даже клиенты, готовые исправно заплатить за проезд, могут оказаться в стоп-листе. Получить информацию о неоплаченных поездках, а также провести платеж возможно непосредственно через личный кабинет — после этого снова можно будет использовать карту в качестве проездного.

просмотр
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

По состоянию на 10 июня 2021 года на портале появилось предупреждение о том, что просмотр поездок, оплаченных с помощью Mir Pay и Samsung Pay картами «Мир», а также их вывод из стоп-листа временно невозможен, обратили внимание «Известия». На сайте отмечается, что исключение из списка будет производиться автоматически в течение двух дней при наличии денег. Тем не менее корреспондент «Известий» столкнулся с тем, что даже по прошествии этого периода карта всё еще была в стоп-листе.

Для просмотра истории поездок, оплаченных с помощью Mir Pay и Samsung Pay картами «Мир», требовалась доработка функционала, которая в настоящее время реализована и пилотируется, заявили «Известиям» в ВТБ (банк осуществляет проведение платежей в Москве и Московской области по поездкам, которые были совершены на метро, монорельсе, МЦК и МЦД). В кредитной организации уточнили, что возможность просмотра истории поездок по картам «Мир» будет доступна в ближайшее время.

На текущий момент все участники процесса завершают техническую реализацию функционала просмотра пассажиром образовавшейся задолженности за оплату поездок по токенизированным картам «Мир», подтвердили «Известиям» в пресс-службе платежной системы.

Справка «Известий»

В июле 2020 года в платёжной системе «Мир» отчитались, что с помощью мобильного сервиса MirPay можно оплатить поездку на всех станциях Московского метро. С 1 марта до 30 июня, при использовании этого способа оплаты проезда в качестве кешбэка будет возвращаться 20 из 46 рублей.

«Известия» направили запросы в пресс-службы Мосметро и в департамента транспорта Москвы.

проход
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Стоп в лист

При оплате в транспорте списание денег по картам Visa производится на следующий день единым платежом сразу за все поездки, поясняется в личном кабинете пассажира. Mastercard резервирует 1 рубль при первом проезде за сутки, а итоговый расчет за все операции в течение дня производится в ближайшие даты. По картам «Мир» средства в размере стоимости поездки со счета банковской карты списываются каждый раз при совершении трансакции.

Однако недавно в метро произошел переход на другую систему расчета: сейчас по большинству карт блокируется 1 рубль, а затем, при обработке платежа, списывается полная стоимость поездки, рассказал руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково–РЭШ» Егор Кривошея.

По его словам, переход на такую систему оплаты мог спровоцировать некоторые сбои при обработке платежей.

— Если при дальнейшей обработке платежа не списалась полная стоимость средств, карта в некоторых банках может попасть в стоп-лист. Думаю, что проблема с выводом из этого списка связана с тем, что новые условия списания средств не были адаптированы на каких-то этапах: от первого платежа до списания средств после финальной обработки или возникновения трудностей, — отметил Егор Кривошея.

«Известия» опросили крупнейшие банки, получали ли они жалобы клиентов на невозможность вывести карту из стоп-листа. В ПСБ, МКБ и «Ренессанс Кредите» заявили, что таких заявлений не фиксировали. В «Открытии» отметили, что попадания карт в стоп-листы носят единичный характер.

автобус
Фото: РИА Новости/Михаил Киреев

В крупнейших банках отмечают популярность способа оплаты в транспорте банковской картой. Количество поездок в транспорте, оплаченных через эквайринг «Сбера», в январе–мае 2021 года достигло порядка 670 млн, что в пять раз больше аналогичного периода за 2019-й, подсчитали в банке. По оценкам «Дом.РФ», за этот же период число транзакций выросло более чем на 50%. В ПСБ сообщили, что до пандемии количество таких оплат в среднем росло на 15–20% в месяц. В «Открытии» рост за последние полгода составил более 45%.

Россия обгоняет многие мировые страны по развитию финансовых технологий и бесконтактных платежей, поэтому и проезд по картам легко интегрировался в повседневную жизнь граждан, считает аналитик «Финам» Алексей Коренев. При этом он подчеркнул, что стоп-лист — эффективное и необходимое средство борьбы с психологией злостного неплательщика. Однако когда добросовестному клиенту приходится ждать несколько дней, это может надолго оттолкнуть его от применения новой технологии.

Читайте также