«Мы сможем пригласить всех россиян на Бали в августе»
Бали откроется для россиян в августе. Об этом в интервью «Известиям» заявил министр торговли Индонезии Мухаммад Лутфи. По словам политика, в ближайшее время власти страны намерены привить всех жителей острова, чтобы он стал максимально безопасным для туристов. При этом будет предусмотрена возможность, что приезжающие на Бали гости смогут вакцинироваться прямо на месте. Министр уточнил, что 14 июня в РФ прибудет глава управления по санитарному надзору Индонезии, которая заключит договор об экстренном применении в стране «Спутника V». Тогда же могут начаться первые поставки вакцины в островную республику. Политик также анонсировал, что уже в сентябре ЕАЭС и Индонезия завершат исследование о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле. Джакарта заинтересована в совместном с РФ развитии нефтяных месторождений Сахалина, поскольку в Индонезии растет потребление углеводородов, а свои запасы в стране истощаются.
«Туристы смогут получить прививку прямо на Бали»
— Представители Индонезии участвовали в ПМЭФ. Какие цели ставила перед собой страна? Какие инвестиционные проекты она планирует реализовать в России?
— Индонезия ищет направления для своего экспортного рынка. Наш торговый баланс с Россией сейчас составляет $2 млрд в год, мы продаем на миллиард, и Россия продает на ту же сумму. Хотелось бы, чтобы это сотрудничество было объемнее, а цифры выше. И я здесь, чтобы добиться этой цели, приблизить ее. Мы хотим удвоить наш товарооборот с Россией в будущем.
Наша экономика прогрессирует. Вы знаете, во время азиатского финансового кризиса 1998 года, ВВП Индонезии на душу населения составлял $463. Сегодня этот показатель превышает $4 тыс. Рост за последние 20 лет составил почти 1000%.
Нашей экономике, чтобы сохранить текущие темпы роста, необходимо утроить ВВП, до $12 тыс., и перейти в разряд развитых стран до 2038 года. Почему до этой даты? Потому что в 2038 году закончится наш демографический бонус (когда доля трудоспособного населения превышает долю пожилых и молодежи). Чтобы сохранить темпы развития, Индонезия предпримет два шага: первый — это наращивание инвестиций в инфраструктуру, а второй — трансфер технологий. Из моего сегодняшнего разговора с тремя российскими министрами я понял, что у России есть схожие интересы.
У РФ есть технологии, но нет рынка для их реализации. А в Индонезии живет 270 млн человек, это хорошая площадка для совместного развития технологий. Потому мы ведем переговоры с Россией о судах, о самолетостроении, мы говорим о вертолетах, обо всем, что нужно Индонезии.
— Обсуждали ли вы какие-то конкретные проекты со своими российскими коллегами в рамках форума?
— Пока ничего конкретного, но Индонезия и ЕАЭС вскоре завершат совместное исследование по соглашению о свободной торговле. Это будет сделано к сентябрю 2021 года. И уже оттуда мы начнем переговоры о соглашении о свободной торговле с ЕАЭС. Министр промышленности Индонезии поедет в начале июля в Екатеринбург для участия в «Иннопроме», который будет организован вашим министром торговли и промышленности. А потом он посетит Казань, выставку халяль-продукции. Там же находится технологический университет, который мы собираемся посетить.
— А есть ли шанс, что Индонезия в ближайшее время последует примеру Кубы и станет наблюдателем в ЕАЭС?
— Мы об этом еще не говорили, но однозначно у нас будет то, что мы называем соглашением о свободной торговле. Это имеет большое значение для развития отношений между нашим регионом и севером Евразии.
— Как отсутствие российских туристов повлияло на экономику вашей страны?
— Туризм — второй по величине источник дохода для Индонезии, уступающий только нефтяной промышленности. У нас всё еще действуют ограничения на прием иностранцев. И даже мне по возвращении в Джакарту придется сесть на карантин. Но прямо сейчас мы предпринимаем все усилия для того, чтобы вакцинировать весь Бали.
Мы начали с Убуда, с горной части острова. Он станет первым районом, который отвечает всем стандартам ВОЗ для туризма. Надеюсь, к концу лета нам удастся реализовать эту стратегию и мы сможем пригласить всех россиян на Бали до конца лета, в августе.
На Бали живет всего 2 млн человек, а у нас уже есть 75 млн доз вакцины, привить всё население острова не будет проблемой. Наша идея состоит в том, чтобы разрешить доступ на остров вакцинировавшимся туристам. Они смогут получить прививку либо у себя в стране, либо прямо на Бали — в этом наша концепция.
«Индонезия заинтересована в нефтяных запасах Сахалина»
— Россия выражала заинтересованность в том, чтобы наладить производство вакцины «Спутник V» в Индонезии. Обсуждаете ли вы эту возможность с российскими коллегами?
— Глава Управления по санитарному надзору Индонезии (Пенни Лукито) направится в Россию в следующий понедельник, 14 июня, чтобы зарегистрировать «Спутник V» для экстренного использования. И надеюсь, что мы сможем забрать партии «Спутника V» сразу после этого.
— На территории Индонезии реализуется ряд совместных с Россией инвестиционных проектов. Самый известный из них — строительство НПЗ «Тубан» в провинции Восточная Ява по линии ПАО «НК «Роснефть». Когда завершится проект? Планирует ли Индонезия привлечь Россию для участия в других аналогичных проектах?
— Могу заверить, у нас будет много совместных проектов. НПЗ «Тубан» — это первый крупный объект, который Россия реализовала в Индонезии. Нефтяные запасы нашей страны сокращаются, а потребление нефти увеличивается. И это «вин-вин» ситуация для «Роснефти» и, возможно, «Лукойла», чтобы увеличить свое присутствие в нашей стране.
— Говоря о «вин-вин» ситуации. В сентябре 2020 года глава департамента по добыче нефти и газа министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Виратмайя Пуйя заявил, что Джакарта обсуждает сотрудничество с «Роснефтью», «Газпром нефтью» и «Лукойлом» в проектах по добыче черного золота в РФ. Речь шла о проектах на шельфе. Есть ли уже какие-либо договоренности в этой сфере? Какие проекты интересны Индонезии?
— Как я уже сказал, у РФ очень много запасов нефти, особенно в восточной части, которая находится ближе к Индонезии. Наша страна сейчас развивается, и наши потребности только растут. Мы видим, что Россия в обозримой перспективе может поставить нам больше углеводородов, посредством прямой продажи или через совместную разведку одного из многих месторождений в вашей стране. Индонезия, например, заинтересована в нефтяных запасах Сахалина, который находится всего в трех днях пути от нас (речь идет о морском танкерном сообщении. — «Известия»).