Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Сны о чем-то большем: дилеры жалуются на дефицит премиальных авто
2021-06-07 17:30:13">
2021-06-07 17:30:13
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продажи автомобилей продолжают расти, несмотря на дефицит. Ситуацию усугубляет нехватка микрочипов. Как ситуация влияет на цены на вторичном рынке и когда в салонах появится достаточно импортных машин — в материале «Известий».

Май без карантина

Ассоциация европейского бизнеса (AEБ) опубликовала очередной отчет по продажам новых автомобилей в России. Благодаря низкой прошлогодней базе рост продаж вновь исчисляется сотнями процентов. Россияне в мае купили 147 378 новых автомобилей, что на 133,8% больше сравнительно с тем же периодом прошлого года. Всего с начала 2021 года прирост составил 38,7% по сравнению с прошлым годом.

завод
Фото: Global Look Press/dpa/Matthias Rietschel

«В июне сохранится та же ситуация, однако после июля можно будет говорить о более реалистичных показателях в годовом исчислении. В летние месяцы будут ощущаться последствия сокращения предложения на фоне нехватки электронных компонентов во всем мире. Поэтому мы ожидаем снижения объема продаж, несмотря на текущий высокий потребительский спрос. При государственной поддержке потребителей и производителей можно рассчитывать на положительное завершение года», — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Могли продать больше

Однако майские продажи уступают результатам апреля (151 964 шт.) Дело в том, что кризис, вызванный отсутствием различных деталей, сохраняется. Нехватка микрочипов послужила причиной многих проблем в промышленности и сильно повлияла на автомобильный рынок. Автомобилей в продаже становится меньше, а цены растут. Например, Mitsubishi продала на 6% меньше машин за первые пять месяцев 2021 года, чем за аналогичный период предыдущего года.

Падение продаж на российском рынке в период с января по май показывает и Jaguar. Английская марка, принадлежащая индийской компании Tata, по результатам пяти месяцев 2021 года потеряла 52%. Тем не менее представители бренда проявляют оптимизм.

авто
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

«Ситуация вполне объяснима. Сейчас спрос превышает предложение. Это вызвано несколькими факторами: сниженный объем производства из-за ситуации с Covid, глобальные проблемы автомобильной индустрии из-за сложностей с поставками полупроводников, плюс к этому задержка выхода на рынок моделей 2021 модельного года из-за позднего получения ОТТС. Но F-Pace появился в мае на рынке и положительные результаты месяца тому подтверждение. Все наши склады распроданы, всё, что находится в поставке, включая наш электрический автомобиль Jaguar I-Pace, предоплачено, банк заказов хороший», — комментирует Сергей Королев, директор по продажам Jaguar Land Rover Россия.

Сколько продлится дефицит

Дилеры считают, что дефицит новых автомобилей может продлиться на рынке еще как минимум два-три квартала, и отмечают: чем дороже машина, тем сложнее ее купить.

«Сложно отдельно выделить марки, которые бы столкнулись с наибольшим количеством проблем. Но можно сказать, что автомобили премиального сегмента, со сложными электронными блоками, для которых нужны быстрые и современные чипы, более подвержены задержкам производства», — комментирует Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «Авилон».

авилон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Сроки ожидания поставок некоторых моделей у разных брендов сейчас увеличены, задержка может составлять около семи-восьми недель. Спрос сейчас действительно высокий, и его подогревает не только нехватка машин, но и рост цен на них: покупатели торопятся приобрести автомобиль до очередного подорожания.

Большие проблемы с маленькими чипами

АвтоВАЗ также сталкивается с проблемами из-за микрочипов. Так, недавно российский производитель был вынужден приостановить выпуск самой популярной модели Granta на несколько дней.

«Незапланированный дефицит в поставках электронных компонентов на АвтоВАЗ продолжается. Линия № 1 (платформа B0) остановлена 7–9 июня. Линия № 3 (Niva Legend) и линия № 5 (Granta) будут остановлены с 7 по 11 июня», — пояснили «Известиям» в компании. По данным источника на заводе, речь идет о перебоях с поставками системы ЭРА-ГЛОНАСС. Отмечается, что линия № 1 выпускает Lada Largus и Xray, а также Renault Logan и Sandero.

Все это не мешает АвтоВАЗу остаться лидером продаж. За первые пять месяцев Lada прибавила 53% относительно того же периода в 2020 году. На втором месте Kia с результатами 39%. Замыкает тройку Hyundai с приростом продаж в 42%.

машины
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Первое и второе места в рейтинге самых популярных моделей остаются у АвтоВАЗа. Lada Granta поднялась в продажах на 7103 шт. относительно мая 2020 года и на 18 631 шт. с января по май относительно того же периода прошлого года. Продажи Vesta, которая уже совсем скоро получит рестайлинг, увеличились на 5575 шт. в мае и 10 926 шт. за первые пять месяцев года относительно аналогичного периода 2020-го. Третье место у Kia Rio с результатом первых пяти месяцев года 38 316 проданных автомобилей, что на 10 025 больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

На вторичном рынке тоже нехватка машин

Естественным результатом дефицита новых автомобилей стало увеличение продаж автомобилей с пробегом. Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что, даже несмотря на подорожание на 2,2% в мае, спрос на автомобили с пробегом по-прежнему велик. Эксперт объясняет это дефицитом новых автомобилей у дилеров, а также очередным повышением цен на них: от 10 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от бренда, модели и комплектации.

«В связи этим приобретение авто на вторичном рынке по-прежнему более выгодно автомобилистам. Так, во Fresh Auto в апреле текущего года реализовано 2589 экземпляров, в мае — 2631 транспортное средство, на 1,6% больше. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года рост составил 284% и 207% соответственно», — резюмирует Мигаль.

Что касается относительно «новых» автомобилей на вторичном рынке, на сегодняшний день машины возрастом от трех до пяти лет в дефиците, так как из-за роста цен и отсутствия выбора в сегменте новых автомобилей владельцы не спешат их продавать. По этой причине вырос до пяти лет и средний срок владения машиной.

авто
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

По словам Мигаля, если данная тенденция сохранится, вторичный рынок России также ощутит нехватку автомобилей. С другой стороны, из-за нестабильности курса рубля россияне продолжают расценивать покупку машины, даже поддержанной, как инвестицию, соответственно, спрос в ближайшие месяцы останется высоким.

Будь проще

Повышение спроса на автомобили с пробегом в мае 2021 года подтверждает и «Авито Авто»: покупкой подержанных автомобилей на платформе интересовались на 37,3% активнее, чем год назад. Средняя стоимость автомобилей с пробегом составила в мае 450 тыс. рублей — на 22,3% больше, чем год назад.

В топ-5 наиболее популярных брендов на вторичном авторынке в мае 2021 года вошли в порядке убывания ВАЗ (Lada), Toyota, Hyundai, Kia и Volkswagen. В мае прошлого года рейтинг топ-5 брендов по уровню спроса на вторичном авторынке несколько отличался: тогда четвертое место по востребованности занимал Mercedes-Benz, а не Kia.

В мае 2021 года самой востребованной моделью на вторичном авторынке, по данным Авито Авто, стала Lada Priora со средней ценой 221 200 рублей (+10,6% за год). На втором месте — Lada 2114 Samara, средняя цена подержанного автомобиля этой модели в мае составила, по данным «Авито Авто», 115 тыс. рублей (+9,5% за год).

лада
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Третью строчку занимает Lada Granta (средняя цена — 352 тыс. рублей, рост средней цены за год — 17,8%), четвертую — Ford Focus (средняя цена — 380 тыс. рублей, рост средней цены за год — 14,1%), а пятую — ВАЗ-2107 (средняя цена — 63 тыс. рублей, рост средней цены за год — 14,5%).

Читайте также