Повторяющийся урок: как Mercedes опять обошел Ферстаппена
Льюис Хэмилтон в самой концовке вырвал победу на Гран-при Испании и оторвался от Макса Ферстаппена в чемпионской гонке как минимум на две недели, когда состоится этап в Монако. Исход гонки вновь предопределила командная тактика — Mercedes оказался быстрее Red Bull при работе на пит-стопе и проницательнее в выборе комплектов шин. Никита Мазепин в шлеме в честь Дня Победы добрался до финиша без происшествий, но уже традиционно стал главным хулиганом выходных.
Формульный этикет
Уикенд в Каталонии ознаменовался двумя по-своему уникальными событиями: Хэмилтон завоевал сотую поул-позицию в карьере, а Мазепин в очередной раз нарушил так называемое джентльменское соглашение. Сначала в свободной практике россиянина снова развернуло, но он смог вернуться на трассу, затем Никита едва не заблокировал более быстрый Ferrari Шарля Леклера. Сразу после этого монегаск сказал по радио дословно следующее: «Мазепин никогда не изменится».
Чуть позже россиянин помешал уже Лэнсу Строллу из Aston Martin. Канадец разозлился и при обгоне Никиты показал ему не свои лучшие качества, а средний палец. Но меньше всех повезло в квалификации Ландо Норрису. Когда британец проезжал свой быстрый круг, впереди оказалось несколько машин, в том числе Haas Мазепина. Кими Райкконен и Юки Цунода, завершившие к тому моменту свои попытки, зачем-то решили обогнать россиянина, а потом на повороте притормозить и пропустить накатывавшего Норриса, тем самым подставив Мазепина.
Никита попал в тупиковое положение, на размышления были доли секунды — остановиться позади Райкконена и Цуноды либо проскочить шикану. В итоге он выбрал второе, чтобы не терять скорость перед быстрым кругом, но таким образом сдержал Ландо. После разбора довольно спорной ситуации стюарды все-таки сочли россиянина виноватым. Хотя он и пояснил свои действия тем, что следование гоночному этикету в данной ситуации могло быть просто опасным. Стоит отдать должное Норрису, который приехал девятым, но оправдал Мазепина после просмотра повтора.
В итоге пилоту Haas присудили еще и штраф в виде потери трех мест. Конечно, это не повлияло на стартовую позицию, так как россиянин и так был последним — уже в восьмой практике «Ф-1» подряд. Помимо прочего, Мазепина наградили и вторым штрафным баллом. По правилам штраф действует 12 месяцев, а если сумма достигнет 12 баллов, гонщик будет отстранен от участия в одной гонке, что в случае Никиты выглядит вполне реальным — тем более против него начинает работать репутация грубияна.
Страшная цифра
На этом фоне победа Хэмилтона в сотой квалификации «королевской серии» выглядела скорее рядовой. На одном из своих любимых треков британец вновь был немного быстрее Ферстаппена. Страшно представить, что достижения великих Михаэля Шумахера и Айртона Сенны были побиты Льюисом еще в 2017 году. А учитывая всё возрастающую конкуренцию команд сегодня, кажется, что превзойти этот рекорд будет невозможно.
Хэмилтон дебютировал в «Формуле-1» в 2007-м и уже в первый сезон выиграл шесть квалификационных заездов. С тех пор англичанин каждый год завоевывал хотя бы один поул. Худший результат он показал в 2010 году, когда начинал Гран-при первым только раз. Тогда пилот еще выступал за McLaren, но после перехода в Mercedes начал брать поулы десятками. Так, в 2016-м англичанин финишировал первым в квалификации 12 раз.
Пока для семикратного чемпиона мира остается недосягаемым только рекорд Себастьяна Феттеля. Немец за рулем Ferrari в 2011 году невероятным образом завоевал 15 поулов из 19 возможных. Тем не менее Хэмилтон может замахнуться и на это достижение. В этом сезоне Льюис взял уже две позиции на старте из четырех — притом что на год заявлено 23 Гран-при.
Помешать этому, судя по всему, может лишь неутихающая ситуация с COVID-19. Под вопросом находятся этапы в Японии и Сингапуре, где действуют строгие ограничения. Также нестабильная обстановка наблюдается в Бразилии, Мексике и Австралии. В этой связи организаторы рассматривают вариант проведения двух гонок подряд в США — к этапу в Техасе добавится Индианаполис. Вместо Азии могут заявить трассы Нюрбургринг в Германии и Муджелло в Италии, а Австралию в календаре сменит Бахрейн.
Мастер-класс от немцев
Гран-при Испании, как и неделей ранее Португалия, показал обещанное Red Bull соперничество с Mercedes колесо в колесо. Немцы смотрелись на порядок увереннее еще в квалификации, поэтому ожидалось, что интрига на узкой и изворотливой трассе Барселона-Каталунья будет предрешена стартовыми позициями. На деле для «серебряных стрел» всё сложилось крайне неудачно: Ферстаппен стартовал чуть агрессивнее и быстрее, что позволило ему на грани фола протиснуться впереди Хэмилтона уже в первом повороте.
Британец близко преследовал Ферстаппена до 24-го круга, когда тот нырнул в боксы. Во время смены шин механик Red Bull замешкался, что стоило голландцу нескольких секунд. И тут было логично увидеть быстрый пит-стоп Льюиса, чтобы обойти конкурента. Однако в Mercedes решили иначе и отправили британца в пит-лейн четырьмя кругами позже, когда Ферстаппен уже отыграл потерю. Казалось, что эта ошибка станет роковой, но более грубый тактический промах допустили австрийцы.
На 42-м круге Хэмилтон без предупреждения заскочил в боксы второй раз, что тут же следовало сделать голландцу. Red Bull, вероятно, рассчитывал на иной ход событий и оказался к этому не готов. Во избежание попадания в трафик австрийцы оставили Ферстаппена на старом комплекте. Когда ошибка в тактике стала понятна, менять что-то было уже поздно. Оставалось надеяться, что Максу как-то удастся сдержать британца, но тот уничтожал отставание бешеными темпами.
В итоге чуда не произошло, Льюис за шесть кругов до конца легко обошел крайне раздосадованного конкурента и спокойно выиграл пятый Гран-при Испании подряд. Пока Mercedes с Хэмилтоном постоянно немного сильнее претендентов: там, где не справляется Льюис, помогает команда — и наоборот. Мазепин, украсивший в праздничный день шлем георгиевской лентой, дежурно доехал до финиша последним, но зато без происшествий. Этим он вызвал ироничный восторг болельщиков «Ф-1», которые устроили флешмоб и массовым голосованием сделали его четвертым героем дня.
— Тяжело сейчас оценивать выступление Мазепина, — подчеркнул «Известиям» известный гонщик Даниил Мове, выступающий в Мировой серии «Рено». — Это связано не с тем, что Никита какой-то плохой гонщик, а с тем, что ему не подходит болид. Думаю, пока надо дать ему немножко времени. Но по моему опыту, когда всё так начинается, редко становится лучше. Если он вдруг сможет переломить ситуацию, они с инженером разберутся в проблемах и сделают машину более удобной для него, это будет большим чудом. Сможет ли в течение нынешнего сезона превзойти Мика Шумахера? Шансов немного. Видно, что Мик быстрее приспособился к машине.
Следующий этап «Ф-1» состоится в Монте-Карло через две недели.