Острая необходимость: как преодолеть страх перед инъекциями
В мире продолжается массовая вакцинация от COVID-19. Но для некоторых людей даже мысль о медицинских иглах и инъекциях представляет психологический барьер. Трипанофобия, как называется это расстройство, может вызвать тревогу, панику и, как следствие, отказ от получения жизненно важных препаратов. Как побороть навязчивый страх перед уколами — разбирались «Известия».
Острая тема
Трипанофобия — распространенное психологическое расстройство. Это патологический страх уколов, игл, шприцев и инъекций. Согласно опубликованному в 2012 году медицинским журналом Vaccine исследованию ученых Университета Торонто (Канада), две трети детей и четверть взрослых относятся к иглам боязливо и напряженно. От 5 до 10% населения планеты испытывает при мысли о медицинском шприце сильный страх и тревогу.
Существует мнение, что трипанофобия напрямую зависит от исторического фактора в сфере оказания медицинских услуг. В странах, где раньше появились одноразовые шприцы с тонкими иглами (в частности, в США), инъекций боятся меньше, чем в странах, где долгое время использовали толстые металлические иглы многоразовых шприцев (например, в России и постсоветских государствах).
Страдающие этой фобией обычно честно признаются, что боятся уколов. Однако разговаривать на острую тему им противно и неприятно. Одна только мысль о процедуре заставляет поморщиться и доставляет массу страданий. При этом чем ближе момент прививки, тем сложнее сохранять спокойствие.
Пузырики, синяки, инфекции
Страх перед иглами имеет большое число вариаций. У большинства людей волнение наступает не в момент укола, а во время ожидания инъекции в кабинете врача.
Многие боятся заражения опасными инфекциями и попадания мелких пузырьков воздуха в иглу. Иногда пугает сам вид игл и шприцев, даже если они не предназначены для пациента, а показаны в фильмах или на фотографиях.
Некоторые испытывают ужас от ощущений при вводе лекарства — буквально ощущают, как оно растекается под кожей или мышцам. Другие опасаются, что после укола могут появиться гематомы, шишки и длительные боли.
Бывает, что пациент перенес негативный личный опыт — неудачно сделанный укол, осложнения, грубость медперсонала. В этом случае образ шприца напрямую ассоциируется с болью.
Собеседник «Известий», страдающий трипанофобией, рассказал о своей неприязни к иглам и шприцам:
— Мне просто мерзко. Маленький острый металл проникает в вену, в тело… Я не знаю, с чем это связано, в детстве я не боялся иголок. До 20–25 лет даже не думал об этом. К счастью, фобия не на что не влияет. Если нужно поставить укол или вакцину, разумеется, я соглашусь. Зажмурюсь, отвернусь и протяну руку, — поделился Владимир Н.
Вдвойне тяжело, если человек страдает еще и гемофобией — боязнью вида крови. Для таких людей борьба со шприцами начинается задолго до записи на прием к врачу. Уже в кабинете специалиста страх может стать непреодолимым. Пациенты начинают ерзать, пытаться сбежать, у них кружится голова, а иногда наступает обморок.
Быть ближе к страху
Для некоторых страдающих трипанофобией самым очевидным способом справится с проблемой становится стремление избегать уколов во что бы то ни стало. Согласно опросу канадских исследователей, 7% родителей и 8% детей заявили, что страх перед иглами был основной причиной, по которой они отложили вакцинацию.
Наиболее верный путь — обратиться за помощью к психологу. Правда, решаются на это немногие. Большинству проблема не доставляет сильного дискомфорта — мало кому приходится делать уколы ежедневно.
— Хотя фобия и существует, за лечением пациенты практически не обращаются. За 25 лет практики у меня не было ни одного такого случая, — говорит врач-психиатр Михаил Тетюшкин. — Если тревога все же есть, избавиться от нее могут помочь транквилизаторы. Достаточно принять их за час до вакцинации. Нужды в антидепрессантах, на мой взгляд, нет.
Если говорить о лечении страха, то сначала происходит коррекция тревожно-фобической реакции, а затем проводится стабилизирующая (экспозиционная) терапия, когда пациент постепенно оказывается всё ближе к источнику своей тревоги.
— Сначала пациент просто смотрит на шприц, потом в течение одной-двух недель берет его в руку, на 10, 20, 30 секунд и так далее. Затем прикасается иглой к телу, разумеется, не дырявя кожу. И постепенно фобия может сойти на нет, — рассказал психиатр.
Адекватные родители
Часто страхи взрослых переносятся на ребенка. Более 90% детей раннего возраста испытывают тяжелый дистресс во время вакцинации. Как правило, родители стараются утешить чадо, отвлечь его игрушкой, посочувствовать, сделать массаж или потренировать глубокое дыхание.
В более осознанном возрасте пригодятся уже другие приемы.
В момент прививки поведение родителей должно быть адекватным. Не нужно показывать свое беспокойство и волнение. Мама, которая перед прививкой ребенка нервничает больше него, только повышает уровень тревожности, предупреждает психолог Елена Лисова.
Также не следует пугать ребенка страшилками. «Есть родители, которые говорят детям, что если они не будут есть или не перестанут ходить по лужам, то заболеют и тогда придется ехать в больницу делать уколы. Если ребенок мнительный и впечатлительный, подобных высказываний хватит, чтобы на всю жизнь у него сохранился панический страх перед манипуляциями со шприцами», — обращает внимание психолог.
Важно не забывать, что когда ребенок боится игл и боли, врачи тоже испытывают стресс. Согласно проведенному среди канадских медсестер опросу, они чувствовали эмоциональную истощенность, если ребенок остро реагировал на вакцинацию и не давал себя уколоть. Медикам доставались крики, пинки и укусы. Кроме того, медработники сообщали об отсутствии поддержки со стороны родителей и работодателя, поскольку и те и другие желали поскорее довести дело до конца. Респонденты отметили, что чувствовали себя в ситуации, «когда приходилось выбирать меньшее из двух зол».
В таких условиях медсестры предпочли бы приостановить вакцинацию и, возможно, перенести встречу на другой день. Очень важно, чтобы первая инъекция прошла гладко, считают исследователи. То, как ребенок переживет встречу с острой иглой, может определить его будущую реакцию на инъекции и показать, что со страхом можно справиться.