Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Маска» спрошена: кому была вручена престижная театральная премия

Лидером по количеству наград стал Большой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ушедший театральный год был «инвалидным», поскольку около половины проектов так и не увидели свет из-за пандемии, считают некоторые члены жюри премии «Золотая маска». Тем не менее, программа фестиваля получилась насыщенной: бурятский богатырь победил недругов, Электротеатр Станиславский издал звуки, а «Сильва» обрела вторую молодость. В четверг награды были вручены. Лидером по количеству полученных «Золотых масок» стал Большой театр. Всего на фестивале были представлены 56 спектаклей из 25 российских городов и объявлены 189 частных номинаций.

Болезненный выбор

За 28 лет существования премии «Золотая маска» переживала разные этапы, но с каждым годом наращивала свое влияние.

— Если вы хотите понять, что в этом сезоне происходит в драматическом театре, сходите на спектакли, которые представлены на «Золотой маске», — посоветовал худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли. — Не факт, что все они качественные. Но серьезный экспертный совет профессионалов выбирает, на их взгляд, наиболее интересные в сезоне.

По мнению режиссера, фестиваль — просто игра, где вручают призы и подарки. И тут неважно, кто получает их, главное — кто участвует, уверен он. Это дает некий срез, что в сезоне любопытного. И не стоит обижаться провинциальным театрам, не получившим наград: тогда не стоит участвовать в конкурсе, указал Евгений Марчелли.

Прошедший театральный сезон жюри оценивать было непросто.

— По сути, это был инвалидный год, потому что половина проектов не вышло из-за пандемии, — признался впервые попавший в жюри худрук Театра им. А.С. Пушкина Евгений Писарев. — Что касается музыкального театра, выбирать было не из кого. Мне было сложно. Безусловно, есть два лидера — театры, в которых сосредоточены и деньги, и артисты, и знаковые режиссеры — это Большой и Мариинский. Но не учитывать, что делается не так жирно и богато в провинции, нельзя. Надо разделять — где большой бюджет, а где денег немного, но есть безусловный талант.

После фестиваля этого года режиссер решил больше никогда не судить коллег.

С его мнением не согласен другой член жюри, режиссер Алексей Франдетти, неоднократный обладатель престижной награды. На его взгляд, в этом году музыкальные театры представлены очень достойно.

— Я очень болею за «Фому» — спектакль Новосибирского музыкального театра, — поделился Алексей Франдетти. — Хороший спектакль и в провинции хорош, откуда приехал театр — не показатель. И как обратный пример, из Москвы представлен спектакль очень малой формы «Маленький магазинчик ужасов» и огромный музыкальный проект с сотней костюмов и роскошными декорациями «Сильва» из Екатеринбурга. И тут провинция перещеголяла столицу. Возможно, стоит сделать премии как в США, где вручают «Тони» для бродвейских спектаклей и премию Off-Broadway для альтернативных, маленьких театров.

А пока в России нет альтернативы, «Золотую маску» получили лучшие. Из 189 номинантов наградами отмечены 43.

«Борис» против

В номинации «Драма/Спектакль большой формы» сошлись заведомо несопоставимые величины. С одной стороны — разрекламированные спектакли московских театральных монстров: «Пер Гюнт» Театра имени Вахтангова, «Петровы в гриппе» Гоголь-центра и «Сказка про последнего ангела» Театра наций. С другой — региональные постановки, две из которых — «Аламжи» Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева и «Королевство кривых» Татарского драматического театра (Альметьевск) — поставлены национальными коллективами и идут с синхронным переводом. По каким критериям жюри судило столь разных номинантов, непонятно. Разве что по принципу личной заинтересованности. Победил в итоге спектакль Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела». А создателя «Пер Гюнта» Юрий Бутусов признали лучшим режиссером.

Вручение наград в номинации «Драма/Спектакль малой формы» в очередной раз вызвало вопрос: что, собственно, эксперты считают малой формой. Непонятно, чем она диктуется: количеством артистов, продолжительностью, размером площадки или тем, что «большая форма» не безразмерная, а отметить хочется многих. Так или иначе, эта номинация получилась самой многочисленной — 14 постановок. Главным претендентом на «Маску» считался совсем немалый «Борис» Дмитрия Крымова, развернувшийся во всю ширь Музея Москвы. Исполнителя главной роли Тимофея Трибунцева признали лучшим актером. А победил спектакль «Пиноккио. Театр» Электротеатра Станиславский.

Большая ставка

За звание лучшего оперного спектакля боролись только резиденты столиц. Грандиозный «Садко» противостоял изящной «Дидоне и Энею» (оба — Большой театр). Мариинская «Лолита» соперничала с «Похождениями повесы» МАМТ. Отчасти вписались в эту классическую компанию «Жестокие дети» Детского музыкального театра им. Натальи Сац. Особняком предстал Электротеатр Станиславский с двумя перформансами — «Октавия. Трепанация» и «Книга Серафима», которые в категорию опер попали, видимо, потому, что там издают звуки. Жюри проявило приверженность традициям и наградило «Садко» сразу в четырех номинациях. Лучший спектакль, режиссер — Дмитрий Черняков, исполнители — Нажмиддин Мавлянов и Екатерина Семенчук.

В балете на звание лучшего спектакля претендовали полновечерние «Дон-Кихот» МАМТа, «Жизель» Большого театра и «Бахчисарайский фонтан» из Самары. А также оказавшиеся в этой исторической подборке 25-минутные мариинские «Русские тупики – II» для четырех танцовщиков и пианистки. Похоже, в российских театрах наметился танцевальный коллапс. На балетных конкурсах в такой ситуации гран при остается неприсужденным. Но на «Маске» первенствовала «Жизель». Награду получил худурук балетной труппы Большого Махар Вазиев, а Артемий Беляков удостоен награды за «Мужскую роль» в этом балете. Оксану Кардаш отметили «Маской» за партию Китри в «Дон Кихоте» МАМТа.

Безусловными фаворитами в разделе «Лучший спектакль/Современный танец» виделись «Сердце на его рукаве» и «Личность». Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» уже взял планку, недоступную большинству конкурентов, возможно, потому, что ему доступны услуги крепких зарубежных хореографов. У остальных номинантов оставалась надежда «пробить» судей историями и чувствами. И это неожиданно удалось — «Золотая маска» досталась проекту Ксении Михеевой «Последнее чаепитие» из Санкт-Петербурга.

Рок-н-ролл навсегда

В номинации «Оперетта-мюзикл» намечалось противостояние старой доброй оперетты (ее представляла «Сильва» Екатеринбургского театра музыкальной комедии) и свежесочиненных музыкальных спектаклей разнообразной тематики — от рок-биографии Юрия Шевчука («Фома», Новосибирский музыкальный театр) до мюзикл-ремейка диснеевского мультфильма «Магазинчик ужасов» (одноименный спектакль Продюсерского центра Николая Забелина). Верх взяла новизна. «Фома» Музыкального театра из Новосибирска удостоен трех наград. Как лучший спектакль, а также лучшие исполнители — Филипп Разенков и Никита Воробьев. Это 15-я «Золотая маска» Новосибирского театра.

Премию «За вклад в развитие театрального искусства» получили: Алексей Бородин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Михаил Лавровский, Ольга Яковлева, Видмантас Силюнас, Александр Славутский, Игорь Желтоухов, Анна Балина, Ефим Звеняцкий, Рифкат Исрафилов, Фаина Костина, Элеонора Маклакова, Ирина Соколова, Людмила Филатова, Андрис Фрейдбергис. Народный артист России Андрей Мягков удостоен награды посмертно.

Читайте также
Прямой эфир